Италия издавна славилась людьми творчества. Шедевры Рафаэля и Леонардо да Винчи до сих пор радуют глаз ценителей искусства. В ХХ веке к художникам, скульпторам и архитекторам присоединились новые творцы – автомобильные дизайнеры. Их работы не менее интересны, как с эстетической, так и с технической точки зрения. Такие имена, как Bertone, Pininfarina, Zagato уже давно вошли в историю. Достойное место в этом ряду занимает и студия Italdesign, празднующая в этом году 45-летие.
Первое творение Джуджаро — Alfa Romeo 2600 1960 года
Основателем и идейным вдохновителем Italdesign является выдающийся стилист Джорджетто Джуджаро. Он родился в 1938 году на севере Италии. Искусство – в его крови, ведь отец Джорджетто был профессиональным художником, а дед расписывал церкви. С детства парня готовили, как продолжателя династии. Но в разрушенной войной стране картины не приносили много денег и 14-летний Джуджаро поступил в туринскую школу дизайна. Вскоре мастерство юного творца заметил известный конструктор Fiat Данте Джакоза и предложил тому работу в дизайн-студии итальянского автогиганта. Там Джорджетто проработал четыре года, но так и не получил признания. Его эскизы автомобилей оказались никому не нужны и он показал один из них легендарному Нуччо Бертоне. Маэстро автостиля был поражен и сразу предложил парню работу. А эскиз был продан Alfa Romeo и превратился в купе 2600 – первый автомобиль авторства Джуджаро.
Эксклюзивный Ferrari 250 GT — личный автомобиль Нуччо Бертоне
Alfa Romeo Giulia GT 1962 года
Бертоне не мог нарадоваться своим талантливым подчиненным, ведь из-под пера Джорджетто появлялись сногсшибательные проекты автомобилей. Поэтому даже когда молодого дизайнера в 1960 году отправили служить в армию, Нуччо позаботился, чтобы он мог творить и там. В это время Джуджаро создает элегантные купе Alfa Romeo Giulia GT и BMW 3200 CS.
Chevrolet Corvair Testudo 1963 года
Fiat 850 Spider 1965 года дебютировал в день рождения Фабрицио, сына Джорджетто Джуджаро
Вернувшись из армии, дизайнер стал работать с удвоенной силой. В 1962 году увидела мир особая версия Ferrari 250 GT. Автомобиль настолько впечатлил Бертоне, что тот решил оставить его себе, как личное транспортное средство. Впрочем, Джуджаро проектировал не только спортивные модели. Например, его перу принадлежит Mazda Familia – первый массовый автомобиль японской марки.
Maserati Ghibli был создан Джуджаро после перехода в ателье Ghia
De Tomaso Mangusta 1967 года
В 50-60-х гдах мир охватила мода на экстравагантные концепт-кары, шокирующие публику на различных автосалонах. Джуджаро оценил новую тенденцию и представил целую серию необычных прототипов. У Chevrolet Testudo дверь служило лобовое стекло, откидывающееся вперед вместе с частью крыши. За ним последовали обтекаемый Alfa Romeo Canguro и эксклюзивный вариант Ford Mustang.
Bizzarini Manta 1968 года — дебютная работа ателье Italdesign
Porsche Tapiro 1970 года
Дела у Джорджетто шли лучше некуда. Он женился, а вскоре в молодой семье произошло пополнение. Кстати, сын Фабрицио родился как раз во время премьеры нового творения Джуджаро, Fiat 850 Spider, на Женевском автосалоне 1965 года. Но дизайнер понимает, что не нужно останавлваться на достигнутом. В его планах – создание собственного кузовного ателье и он решает покинуть Bertone.
Maserati Bora, 1971 год
Однако, создание такой компании – долгий и сложный процесс, поэтому параллельно стилист подрабатывал в дизайн-студии Ghia. Там он создал сразу несколько интересных автомобилей, среди которых – стремительные купе De Tomaso Mangusta и Maserati Ghibli, спортивный седан Iso Rivolta Fidia.
Volkswagen Golf 1974 года
Наконец в 1968 году Джуджаро вместе с партнером Альдо Мантовани открыли в пригороде Турина, Монкальери, компанию Italdesign. Конечно, новое кузовное ателье должно было громко заявить о себе. И дизайнер не подкачал – подготовил к туринскому автошоу сверхобтекаемый концепт-кар Bizzarini Manta. Среднемоторное купе высотой всего метр впечатлило посетителей. По сути, оно привнесло в автомобильным мир черты, ставшие обязательными для многих последующих спортивных моделей – сдвинутый вперед салон, клиновидный силуэт, выдвижные фары. За Manta последовали не менее оригинальные рубленные Porsche Tapiro и Alfa Romeo Caimano.
Ducati 860 также разработан в ателье Italdesign
Hyundai Pony 1975 года
За короткое время Italdesign удалось сформировать собственный граненый стиль, который затем отобразился и в серийных моделях. Первой ласточкой стал Isuzu 117 Coupe 1968 года. Затем в 1971 году создали купе Maserati Bora и Merak, за ними последовал Lotus Esprit. Эти модели стали культовыми для своего времени. Впрочем, Джуджаро был человеком рациональным и понимал, что большую прибыль могут приносить не только эксклюзивные модели, но и массовые автомобили. Поэтому он подписал контракт на сотрудничество с концерном Volkswagen. Результатом партнерства стал хетчбэк Golf первого поколения, основавший, по сути, новый класс автомобилей. Далее последовали Volkswagen Passat и Scirocco, а также Audi 80. Не менее успешными оказались Alfa Romeo Alfasud, Fiat Panda и Uno. А Hyundai Джуджаро помог разработать первую собственную модель Pony. В Italdesign не боялись открывать дял себя новые рынки и начали налаживать контакты со странами соцлагеря. Стиль польского FSO Polonez и югославского Zastava Yugo также принадлежит перу Джуджаро.
Lancia Delta 1979 года
Джорджетто, как настоящий трудоголик, работал не покладая рук. Ежегодно его студия выполняла сразу несколько важных заказов. Fiat Croma и Lancia Delta, Maserati Quattroporte третьего поколения, Renault 19 и 21, Saab 9000 и Seat Ibiza – все эти модели обрели стиль от Italdesign. На их фоне выделялись и эксклюзивные автомобили вроде DeLorean DMC12 1981 года. Это купе с поднимающимися вверх дверьми прославилось в фильме «Назад в будущее».
Renault 19, 1989 год
В Italdesign решили не ограничиваться одними автомобилями. Так, в 1975 году команда стилистов взялась за разработку мотоцикла Ducati 860, а с 1979 года регулярно проектирует внешний вид фотоаппаратов Nikon. Мало того, Джуджаро с подопечными создали целую серию пистолетов Beretta.
Bugatti EB112 1992 года
В 90-х годах кузовное ателье стало лидером в своей отрасли. К Джуджаро за помощью обращаются многие именитые марки. Так, для Alfa Romeo он творит концепт-кар Scighera, для Bugatti – EB112 и EB218, для BMW – серию прототипов Nazca, а для Lamborghini – изящное купе Cala. Параллельно с ними разрабатываются Lexus GS, Seat Toledo и Subaru SVX, а также хорошо знакомые нам Daewoo Espero, Leganza и Matiz, Chevrolet Lacetti и Aveo. Украинский «народный» автомобиль Daewoo Lanos также является продукцией Italdesign. А в новом тысячелетии к ним присоединились Alfa Romeo 159 и Brera, Fiat Grande Punto.
Lexus GS 1993 года
Daewoo Lanos, 1997 год
В 2010 году, ради спасения от кризиса Italdesign перешел под крыло концерна Volkswagen. Тем не менее, Джорджетто Джуджаро остается у руля кузовного ателье, даже несмотря на преклонный возраст. Ему активно помогает сын Фабрицио, пошедший по стопам отца. На счету известного дизайнера – уже более сотни успешных проектов автомобилей, но маэстро не останавливается на достигнутом и продолжает радовать нас все новыми творениями.
Fiat Grande Punto 2006 года