Американская автомобильная промышленность – это не только Большая тройка автоконцернов (General Motors, Ford Motor и Chrysler). В свое время в США было немало автомобильных компаний, прославившихся интересными и инновационными моделями. Среди них особенно выделяется марка Duesenberg, ставшая символом роскоши и технического прогресса.
Первый болид Duesenberg, 1914 год
Duesenberg – творение двух братьев, Фридриха и Августа Дюзенбергов. Они родились в Германии, но в раннем детстве эмигрировали в США. С юного возраста парни увлекались гонками. Сначала они соревновались на велосипедах, затем – на мотоциклах собственной конструкции. А в 1913 году занялись гоночными автомобилями и открыли в штате Айова свою фирму Duesenberg Automobile & Motors Company. Год спустя увидел мир их первый болид с 5,0-литровой 100-сильной рядной «восьмеркой». Он оказался довольно успешным – занял второе место в знаменитой гонке «500 миль Индианаполиса».
Модель 1921 года выиграла Гран-при Франции в Ле-Мане
Воодушевленные успехом братья продолжили работу и решили, что все их последующие модели будут также с рядными восьмицилиндровыми двигателями. Вскоре им предоставилась возможность ознакомиться с передовыми европейскими технологиями: в Duesenberg наладили лицензионный выпуск авиационных моторов Bugatti. У них конструкторы позаимствовали многие новшества – такие, как распредвал в головке блока цилиндров.
Duesenberg Speedway Car трижды выигрывал гонку «500 миль Индианаполиса»
В 1921 году болид Duesenberg снова завоевал «серебро» в Индианаполисе. Заработав авторитет в Штатах, Дюзенберги взялись покорять европейские соревнования. И им это удалось: Джим Мерфи за рулем нового Duesenberg сотворил сенсацию, выиграв Гран-при Франции на легендарном автодроме в Ле-Мане. Ранее это не удавалось ни одной заокеанской команде. Секретом успеха стала новая модель с 3,0-литровым 114-сильным мотором, способная развивать приличные, на то время, 180 км/ч.
Duesenberg A 1921 года
Вскоре цеха компании решили перебазировать в Индианаполис – поближе к автодрому. Братья Дюзенеберг решили применить накопленный опыт в разработке серийных автомобилей и в том же году представили модель A. Как и болиды, ее оснастили «восьмеркой» с верхним распредвалом, но рабочий объем увеличили до 4,2 л и установили по четыре клапана на цилиндр. Она развивала 88 л. с. и разгоняла автомобиль до 120 км/ч. На Duesenberg одними из первыми в мире появились тормоза всех колес с гидроусилителем.
Duesenberg A Speedster 1924 года
Однако инновационный Duesenberg A не стал успешным. Вместо запланированных 10-12 тыс. машин за шесть лет собрали всего 650. Причина тому – очень высокая цена в 6500 долларов, столько же стоили 15 доступных Ford T. Даже гоночные успехи не помогли, а ведь в 1924, 1925 и 1927 годах болиды Duesenberg выигрывали «500 миль Индианаполиса». Такого триумфа добились благодаря новому 2,0-литровому двигателю с механическим компрессором.
Duesenberg X 1927 года
Пытаясь исправить ситуацию, Фредерик и Август разработали наследника модели A – Duesenberg X. Он стал мощнее (100 л. с.) и быстрее (160 км/ч), но оказался еще большим коммерческим провалом. Выпустили лишь 13 автомобилей. Дело в том, что Дюзенберги были очень талантливыми инженерами, но не самыми лучшими бизнесменами. Это и привело к банкротству фирмы.
Первый Duesenberg J – фаэтон от LeBaron 1929 года
Впрочем, на этом история Duesenberg Automobile & Motors Company не заканчивается. Ее спас промышленник Эрретт Лобан Корд, который как раз начал строить собственную автомобильную империю. В 1926 году он создал концерн из трех марок – Auburn, Cord и Duesenberg. Братья Дюзенберги не только не потеряли работу, но и остались на руководящих постах в своей компании. Но новый владелец поставил им сложную задачу – создать лучший в мире представительский автомобиль, который превзойдет Cadillac, Packard и даже Rolls-Royce с Bentley.
Рядная 6,9-литровая «восьмерка» развивала 265 л. с. в атмосферной версии и 320-400 л. с. – с компрессором
Уже через несколько месяцев появились первые прототипы, а в декабре 1928 года на Нью-Йоркском автосалоне миру представили элегантный фаэтон Duesenberg J. Рядом сним установили голое шасси с установленным на нем двигателем. Новинка шокировала посетителей своими характеристиками. Ее рядная 6,9-литровая «восьмерка» с двумя верхними распредвалами и четырьмя клапанами на цилиндр развивала невероятные 265 л. с.
Duesenberg J Murphy Sport Berline, 1930 год
Хотя масса превышала 2,4 тонны, Duesenberg J демонстрировал отличную динамику. С 3-ступенчатой механической трансмиссией он разгонялся до 100 км/ч за 13 с и развивал 187 км/ч. Огромный крутящий момент (500 Н·м при 2000 об/мин) позволял трогаться со второй передачи и разгоняться на ней вплоть до 150 км/ч. Среди интересных новинок следует отметить первый в мире индикатор замены масла.
Duesenberg J 4-Door Converible by Franay принадлежал королеве Югославии Марии
Как было заведено в те времена, в Duesenberg продавали шасси с мотором. Из кузовных деталей – лишь крылья, бамперы, оптика, решетка радиатора и капот. За это покупатели отдавали невероятную сумму 8500 долларов и обращались в дизайнерское ателье за эксклюзивным кузовом. Стоимость готового Duesenberg J достигала 13 000 — 16 000 долларов, то есть он был одной из самых дорогих моделей своего времени. За эти деньги можно было приобрести 30-35 доступных Ford или Chevrolet.
Duesenberg J Victoria Coupe by Judkins 1932 года
На Парижском автосалоне 1928 года показали элегантный фаэтон с кузовом от LeBaron. Самым популярным среди клиентов Duesenberg было ателье Murphy, «одевшее» большую часть моделей J. За разработку внешнего вида эксклюзивного автомобиля также брались стилисты других мастерских – США Hibbard&Darrin, Bohman&Schwartz, Graber, Weyman и даже европейцы из Gurney Nutting и Figoni. Вскоре в Duesenberg наняли и собственного дизайнера – чтобы богатые покупатели не тратили драгоценное время. Вот почему двух одинаковых Duesenberg J не существует, каждый из них особенный.
Duesenberg SJ Torpedo Sedanette by Bohman & Schwartz 1932 года
Ежегодно планировали продавать по 500 таких автомобилей и поначалу этот план казался реальным. До осени 1929 года фирма получила две сотни заказов, но затем в октябре на Нью-Йорской бирже случился обвал. Великая депрессия серьезно повлияла на уровень продаж. Уже в 1930 году удалось найти только 100 покупателей, а в следующие годы – по несколько десятков единиц.
Компрессорный Duesenberg SJ Rollston был одним из самых дорогих авто в мире – 20 000 долларов
Чтобы привлечь зажиточных покупателей, в 1932 году модель доработали и назвали ее SJ. Двигатель оснастили механическим компрессором, что подняло мощность до 320 л. с. Результат – 8 с до 100 км/ч и максимальные 217 км/ч, то есть Duesenberg стал самым быстрым серийным автомобилем в мире. Отличить новую версию можно было по четырем хромированным выхлопным трубам с правой стороны кузова. Но всего собрали лишь 36 SJ, ведь они были еще дороже. Так, стоимость седана от ателье Rollston достигла 20 000 долларов (350 тыс. по современному курсу).
Рекордный Duesenberg SJ Mormon Meteor Speedster
В Duesenberg не забывали и о гонках. В 1935 году на основе SJ спроектировали болид Mormon Meteor Speedster. Мощность его двигателя подняли до 400 л. с., что позволило установить мировой рекорд – проехать за сутки со средней скоростью в 225 км/ч.
Прототип Duesenberg c V12
Во второй половине 30-х годов спрос на Duesenberg снизился еще больше, даже несмотря на завершение кризиса. Ежегодно производили всего по несколько машин. Последний экземпляр продали в 1937 году. На смену ему уже подготовили новую компактную модель со 160-сильным V12. Однако, ее будущему помешало банкротство Эрретта Лобана Корда. Автомобильный концерн прекратил свое существование, а вместе с ним исчезла и марка Duesenberg.
Этот Duesenberg SJ от Gurney-Nutting заказал себе индийский магараджа
Всего за девять лет выпустили 481 Duesenberg моделей J и SJ. Большинство их владельцев были представителями элиты того времени. Эти автомобили стояли в гаражах короля Италии Эммануэля III, королевы Югославии Марии, принца Румынии Николая, герцога Виндзорского. Индийский магараджа заказа себе в ателье Gurney Nutting элегантный кабриолет. Королю Испании Альфонсо XIII Duesenberg спас жизнь: скоростной автомобиль помог ему скрыться от мятежников генерала Франко. Кроме того, среди владельцев этих автомобилей были президент компании Coca-cola М. Барби, изобретатель жевательной резинки Джозеф Ригли, миллионеры Уильям Рендольф Херст и Говард Хьюз.
Duesenberg JN Convertible Coupe Кларка Гейбла
Но больше всего Duesenbberg любили звезды Голливуда. Эти автомобили приобрели знаменитые Грета Гарбо, Долорес дель Рио и Джеймса Кегни, а для Кларка Гейбла и Гари Купера создали эксклюзивные двухместные кабриолеты SSJ с укороченной колесной базой и 400-сильными моторами от Mormon Meteor Speedster. Поговаривают, актеры разгоняли их до 240-250 км/ч, а 100 км/ч такие кабриолеты достигали всего за 8 с.
400-сильный Duesenberg SSJ Гарри Купера продали за 22 миллиона долларов
Именно Duesenberg SSJ Гарри Купера в 2018 году продали с аукциона за 22 миллиона долларов и это самый дорогой американский автомобиль всех времен. Вообще, все Duesenberg сейчас очень ценятся среди коллекционеров и трудно найти автомобиль дешевле, чем за 500 тыс. долларов. Ведь они являются символом роскоши и скорости.