Американская автомобильная промышленность по праву считается одной из старейших в мире. Уже в начале ХХ века США стали лидером по количеству выпущенных моторизированных экипажей. Именно в то время появились все самые известные марки из Штатов. Одна из них – Dodge, празднующая свой столетний юбилей.
Компания Dodge – детище братьев Горация и Джона Додж. Они с юных лет интересовались техникой и механикой и в 1897 году организовали предприятие по выпуску велосипедов. Вскоре они начали изготовлять и запчасти для нового вида транспорта – автомобиля. Их продукция отличалась высоким качеством и вскоре ее начали приобретать лидеры отрасли Ford и Oldsmobile. Джон Додж даже некоторое время был вице-президентом Ford Motor Company. На 1914 год фирма Dodge превратилась в мирового лидера в производстве автозапчастей и братья решили, что пора переходить на новый уровень.
Первый пикап Dodge Series One, 1917 год
В ноябре 1914 года братья представили миру своего первенца – Dodge Model 30. Четырехдверный кабриолет с 3,5-литровой 35-сильной «четверкой» стоил 785 долларов, то есть не намного дороже знаменитого массового Ford T. Но зато у него было 12-вольтовое электрооборудование, да и трансмиссия получилась более современной. За месяц удалось собрать 250 машин, а за 1915 год – уже 45 000.
Вскоре линейку расширили седан и двухместный кабриолет. Появились и пикапы, которыми сразу заинтересовалась американская армия. Заказы от военных (особенно после вступления США в Первую мировую войну) позволили Dodge выпускать ежегодно по 100 тыс. автомобилей и выйти по этому показателю на второе место после Ford.
Обтекаемый бензовоз Dodge Airflow Tanker 1939 года
Однако в 1920 году семью Додж постигла трагедия. От гриппа скончался сначала Джон, а затем и Гораций. Вскоре Dodge выкупила компания Graham. Под новым руководством разработали Dodge Series I – усовершенствованный Model 30. Постепенно мощность двигателя довели до 44 л. с., представили новые кузова купе и пикап. В 1926 году собрали 265 тыс. этих машин.
Семиместный лизмузин Dodge D-Series Custom 1941 года
Dodge WC, 1942 год
Компанией заинтересовался талантливый менеджер Уолтер Крайслер и в 1928 году она вошла в его концерн. В Chrysler сразу взялись за обновление модельного ряда и представили Dodge Victory Six. Название указывало на то, что автомобиль приурочили к 10-летию победы в Первой мировой и оснастили 68-сильной «шестеркой». Два года спустя представили модель DC с 75-сильным восьмицилиндровым двигателем. Появились и новые пикапы грузоподъемностью 500 и 750 кг. Даже несмотря на разразившуюся экономическую депрессию, в Dodge продавали по 100 тыс. автомобилей в год.
Dodge Custom Convertible 1948 года
С середины 30-х годов оставили только одну линейку легковых автомобилей D-Series с 3,6-литровым шестицилиндровым мотором мощностью 90 л. с. Зато предлагали с десяток различных кузовов: от купе до семиместного лимузина.
Концепт-кар Dodge Firearrow III 1954 года
Коммерческие модели со временем вывели в отдельный модельный ряд. В предложении были как пикапы, так и легкие грузовики. Выпускали даже оригинальные обтекаемые бензовозы. Интересно, что с началом Второй мировой войны грузовые автомобили, в отличие от легковушек, продолжили выпускать. А Dodge WC даже поставляли по ленд-лизу в советскую армию, где автомобиль получил название «три четверти» (это указывало на его грузоподъемность в ¾ тонны). Поэтому неудивительно, что первой послевоенной гражданской моделью стал именно грузовой Power Wagon, созданный на основе WC. Также появились автобусы Dodge.
Вслед за Power Wagon последовало и обновленное легковое «семейство» Custom. Флагманом марки стал представленный в 1949 году Dodge Coronet. Автомобили стали более обтекаемыми и получили усовершенствованную 100-сильную «шестерку», позволяющую развить 140 м/ч. Список опций пополнила автоматическая трансмиссия с оригинальным кнопочным селектором.
Настоящим расцветом стиля для Dodge обозначилась вторая половина 50-х годов. Дизайнер Вирджил Экснер разработал шедевры – изящные низкие автомобили с обилием хрома в отделке, панорамными стеклами и огромными «килями» на задних крыльях. Они напоминали звездолеты из фантастических фильмов. Началось все с серии концепт-каров Firearrow, а затем их черты перекочевали на серийные Dodge Coronet и Royal Lancer. Самые мощные версии получили новый 5,9-литровый 345-сильный V8 Hemi с полусферическими камерами сгорания. Они разгонялись до 100 км/ч за 8 с и развивали 240 км/ч.
Dodge Dart Convertible 1968 года
В начале 60-х годов автомобили Dodge получили несущие кузова, а длина полноразмерных моделей превысила 5,5 м. На смену космическому стилю пришел строгий граненый дизайн. Росли и мощности: пиком стал огромный 7,0-литровый 425-сильный Hemi, появившийся в 1964 году. Сначала его установили на Dodge Polara и Coronet, а затем – и на среднеразмерный Charger. Популярность модели выросла после триумфа в чемпионате NASCAR 1966 года.
Dodge Charger Daytona 1969 года
Появившийся два года спустя Dodge Charger второго поколения стал действительно культовым автомобилем. Его низкий вытянутый силуэт – классика автомобильного дизайна 60-х. С Hemi он разгонялся до 100 км/ч за 5,3 с и достигал 255 км/ч. Была и более доступная версия Six Pack с 7,2-литровой 390-сильной «восьмеркой». Автомобиль получил передние дисковые тормоза, гидроусилитель руля и кондиционер. Интересно, что за первый год удалось продать почти 100 тыс. спортивных Charger.
Особняком стоял необычный Dodge Charger Daytona. Создали его специально для NASCAR, но правила предписывали выпустить 500 серийных машин. Купе получило огромное антикрыло и заостренный «нос» с выдвижными фарами. Коэффициент лобового сопротивления снизили до 0,28, что неплохо даже по современным меркам. На скоростных овальных автодромах Charger Daytona развивали 330 км/ч и в 1970 году принесли Бобби Айзаку чемпионский титул в NASCAR, а команде Dodge – первое место в командном зачете. Даже в популярном мультфильме «Тачки» присутствует персонаж, напоминающий Dodge Charger Daytona.
В 60-х годах продолжили развитие и коммерческих моделей – пикапов D100 и D500, вэнов А100. В линейке появились компактный Dodge Dart, а в 1970 году представили купе и кабриолет Challenger. Мускулистые автомобили отличались длинным капотом, профилированными боковинами и высокой оконной линией. Усиливали впечатления необычайно яркие цвета кузова с оригинальными названиями: «сумасшедшая слива», «банан», «манго». Challenger также получил двигатели Hemi и Six Pack, а особый вариант T/A оснастили 5,6-литровым 290-сильным V8.
В середине 70-х эпоха мощных автомобилей закончилась: новые экологические нормы и топливный кризис заставили отказаться от «прожорливых» V8. С 1972 года Charger и Challenger уже не оснащали V8 Hemi, а мощность флагманских версий снизили до 245 л. с. Challenger сняли с производства, а Charger стал переднеприводным и с 2,2-литровым четырехцилиндровым турбомотором мощностью 107 л. с. Под названиями Dodge Omni и Colt в США начали продавать компактные модели Mitsubishi. Именно эта идея нового менеджера Ли Яккоки спасла концерн Chrysler от банкротства. Впрочем, появился и большой вседорожник Ramcharger, созданный на платформе пикапа D100.
В 80-х годах появилось новое «семейство» моделей концерна Chrysler, построенных на переднеприводной платформе K-Series. Среди них были Dodge 400 и Lancer, оснащенные четырехцилиндровыми двигателями. Вместе с тем, в 1981 году представили и пикап Ram. Знаковой моделью того периода стал один из первых в мире мини-вэнов Dodge Caravan.
С середины 80-х годов Dodge начали сотрудничать с известным автомобильным конструктором Кэрроллом Шелби. Сначала он дорабатывал Dodge Charger и новое переднеприводное купе Daytona. Но в 1992 году с его помощью создали знаменитый Viper. Купе и кабриолет получили громадный 8,3-литровый 450-сильный V10 от грузовика. Они привлекали грозным дизайном с широкой «пастью» решетки радиатора и огромным капотом. Разгон до 100 км/ч занимал 4,5 с, а максимальная скорость достигла 300 км/ч. Viper хорошо проявил себя и в гонках: в 90-х годах ему не было равных в классе GT2.
Наряду с Viper модельный ряд пополнило обтекаемое купе Stealth. В 90-х также появились обтекаемые среднеразмерные седаны Stratus и Intrepid, компактный Neon. На смену Ramcharger пришел Durango.
Начало XXI века обозначилось возрождением знаковых моделей Dodge. Сначала в 2005 году вернули Charger, хоть и с кузовом седан. Три года спустя представили и новый Challenger. Оба автомобиля снова предложили с двигателями V8 Hemi, а самый мощный 6,1-литровый развал 425 л. с. – столько же, сколько и одноименный мотор в 60-х.
Свое столетие Dodge встречает с широким модельным рядом и в составе концерна Fiat Chrysler. Совместно с новыми итальянскими партнерами разработали седан С-класса Dart, а создать 640-сильный Viper третьего поколения помогли специалисты Ferrari. Пикапы Ram выделены в отдельный суб-бренд. Как и прежде, выпускают и культовые Charger и Challenger, причем теперь их можно выбрать и со сверхмощным 707-сильным компрессорным V8 Hemi. В истории марки начинается новый интересный период.