За более, чем столетнюю историю марка Citroen прославилась многими передовыми моделями. Они отличались интересным дизайном и техническими инновациями. Но всех их затмил легендарный Citroen DS – воплощение элегантности и прогресса. Трудно поверить, что легендарному авто исполняется 65 лет.
Первый Citroen DS19 1955 года
Разработка Citroen DS стартовала вскоре после освобождения Франции в 1945 году. Руководство компании понимало, что необходимо обновить модельный ряд. Уже подходили к завершению работы над бюджетным Citroen 2CV и как раз пришло время для создания нового флагмана – наследника знаменитого Traction Avant. Последний прославился, как один из первых переднеприводных автомобилей и его преемник должен был стать не менее инновационным. Поэтому не удивительно, что проектировали DS около десяти лет.
Новый Citroen представили 5 октября 1955 года на родном для марки Парижском автосалоне. Это был мгновенный успех: автомобиль буквально пленил публику изящными обтекаемыми линиями кузова. Оно и понятно, над дизайном поработал известный итальянский скульптор Фламинио Бертони. За первые 15 минут после презентации поступило 743 заказа на покупку DS, а до конца дня 12 тыс. посетителей изъявили желание купить Citroen. За элегантный дизайн автомобиль сразу получил прозвище, созвучное с его названием – Dеesse («богиня»).
Для снижения массы крышу изготовили из стеклопластика
Седан Citroen привлек внимание не только своим внешним видом, но и техническими нововведениями. Главным из них стала независимая гидропневматическая подвеска всех колес, которая позволяла изменять дорожный просвет, а также менять колесо без домкрата. Гидроусилителем оснастили и рулевое управление, причем рабочая жидкость у него была общая с подвеской. DS первым в мире получил роботизированную коробку переключения передач с автоматическим сцеплением. Кроме того, он стал одним из первых массовых автомобилей с дисковыми тормозами передних колес.
Односпицевое рулевое колесо – визитная карточка салона DS
Как и предшественник Traction Avant, DS был переднеприводным. Citroen не только выглядел стремительно, но и обладал хорошей аэродинамикой (коэффициент лобового сопротивления – 0,34), а для снижения массы крышу изготовили из стеклопластика. В салоне привлекало внимание оригинальное односпицевое рулевое колесо.
Гидропневматическая подвеска — главная инновация Citroen DS
А вот двигатель модели оказался более традиционным для своего времени и не слишком мощным. Хотя поначалу для DS разрабатывали оппозитный шестицилиндровый мотор воздушного охлаждения, но потом от затеи отказались. Дело в том, что во Франции ввели систему начисления налога на автомобили в зависимости от их мощности. Чтобы немного удешевить седан, его оснастили проверенной 1,9-литровой 75-сильной «четверкой» от Traction Avant, которая позволяла развить 140 км/ч.
Citroen ID — более доступная версия модели
Но даже с таким двигателем Citroen DS стоил довольно дорого – примерно 3600 долларов, то есть почти столько же, сколько спортивные Jaguar XK150 и Chevrolet Corvette. Поэтому наряду со стандартной моделью создали и бюджетный вариант ID, в котором отсутствовали гидропневматическая подвеска, дисковые тормоза и усилитель руля, а также была установлена обычная механическая трансмиссия. Вскоре линейку также пополнили вместительный универсал Familiale и элегантный кабриолет.
Универсал Citroen ID19 Familiale 1960 года
Автомобиль постоянно модернизировали. В 1956 году мощность двигателя возросла до 86 л. с., а в 1962 году обновили переднюю часть и установили более обтекаемые блок-фары. Три года спустя появился DS 21, оснащенный 2,1-литровым мотором на 115 л. с. с полусферическими камерами сгорания, а с 1967 года на автомобиль стали устанавливать адаптивные фары, поворачивающиеся вместе с колесами.
Кабриолет Citroen DS21 1965 года
В 1970 году внедрили механический впрыск топлива, а три года спустя увидел мир флагманский DS 23 Pallas с 2,3-литровой 143-сильной «четверкой», способный развить 185 км/ч. Его также укомплектовали кожаным салоном и кондиционером.
Купе Citroen DS21 Concorde 1965 года
Citroen DS по достоинству оценили за высокий комфорт езды и неплохую проходимость в режиме с увеличенным дорожным просветом. Это заметили профессиональные гонщики и создали раллийную версию модели. Она дважды (в 1959 и 1966 годах) побеждала в легендарном ралли Монте-Карло, а в 1962 году выиграла гонку «1000 озер» в Финляндии.
Citroen DS дважды выигрывал ралли Монте-Карло
Конечно же, авангардный Citroen DS стал популярным и среди знаменитостей. Его приобрели художник-сюрреалист Марк Шагал, актриса Бриджит Бардо, король Камбоджи Сианук. Именно DS подарили первому космонавту планеты Юрию Гагарину во время его визита во Францию.
Citroen DS 1967 года с адаптивными фарами
Специальный кабриолет на базе DS долгое время являлся парадным автомобилем президента Франции Шарля де Голля, а удлиненный седан служил его повседневным транспортом. Именно Citroen спас жизнь политику, когда на него совершили покушение. Пули террористов пробили две шины, но пневмоподвеска позволила уменьшить крен кузова и продолжить движение.
Citroen DS спас жизнь Шарлю де Голлю
А еще нельзя не вспомнить и «карьеру» DS в кино, ведь он стал героем более, чем трех десятков фильмов. Пожалуй, самая знаменитая его роль – в ленте «Фантомас разбушевался», где Citroen в считанные секунды превратился в реактивный самолет и увез преступника в небеса.
Citroen DS Фантомаса превращался в самолет
Citroen DS выпускали на протяжении двух десятилетий – до 1975 года. Всего с конвейера сошло 1 млн. 455 тыс. автомобилей, что является очень неплохим показателем для модели премиум-сегмента. Естественно, «Богиня» повлияла на последующее развитие всего модельного ряда Citroen. Даже сегодня ее значение не забыто и теперь DS – отдельная премиальная марка концерна PSA Group.