Если в очередном споре с друзьями на автомобильную тематику вы зададите тему «Volkswagen Golf», то наверняка услышите реплики: «правильный и спокойный», «классический немецкий автомобиль» и т. д. Но не все так однозначно. Как истинный ариец, Golf по-настоящему многолик. На тест-драйв мы взяли одну из самых горячих модификаций модели – GTI. Этот автомобиль, занимающий промежуточное положение между версиями GT и R32, с июня этого года официально продается в Украине. «Скромен снаружи, горяч под капотом» – под таким девизом шли наши испытания. Первый GTI, построенный на базе модели Golf, был показан на Франкфуртском автосалоне в 1975 г. С тех пор каждое поколение Volkswagen Golf конструкторы из Вольсбурга отмечают обязательной модификацией – GTI. И вот, наконец, настал черед пятого поколения. «Его» GTI (2006 модельный год) был представлен в 2004 году в Париже (Франция).
Начнем с незначительных и неброских внешних отличий тестируемого авто от серийного образца. Немецкие дизайнеры отнюдь не считают, что гоночная версия уже давно переставшего быть «народным» автомобиля должна отличаться крикливым дизайном или, например, внушающим всем окружающим легкий страх аэродинамическим обвесом и колесными дисками. Их рецепт «горячего» хетчбэка следующий – наружная скромность, легкий «спорт» в салоне и совершенный силовой агрегат. Что ж, проверим!
Одно из основных внешних отличий переднеприводного GTI (три либо пять дверей) – индивидуальный дизайн фальшрадиаторной решетки, реализованной на «сотах» и окаймленной ненавязчивой пластиковой красной полоской. Конечно, уже «в базе» диски – легкосплавные Denver размерностью R17 (опционально – Detroit R18), а резина – низкопрофильная 225/45 ZR17. За пятью спицами дисков скрываются ярко-красные суппорты ContiTeves – пожалуй, наиболее вызывающая деталь внешнего вида. Еще несколько штрихов, на которые обязательно обратит внимание фанат марки, – черные пластиковые аэродинамические накладки на порогах, развитый спойлер на пятой двери и две выхлопных трубы скромного диаметра. Кроме того, «джи-ти-ай» ниже привычного Golf V на 15 мм и длиннее на 10 мм. Пара небольших фирменных шильдиков спереди и сзади, вот, наверное, и все…
Но нет: самое интересное скрыто под капотом. Хотя здесь, опять-таки, ложная скромность – серенькая такая, маленькая надпись: «FSI Turbo». А ведь под декоративным пластиком 2,0 л, обеспечивающие, правда не без помощи турбонаддува в 0,7 бара и непосредственного впрыска, 200 л. с. при 5100 об/мин. Крутящий момент (280 Н·м) «растянут» в диапазоне от 1800 до 5000 об/мин. Заметим также, что «движок» отвечает экологическим нормам Euro 4.
В предоставленной дилером на тест-драйв машине была установлена 6-ступенчатая «механика», однако GTI опционально может оснащаться и новейшей коробкой с двойным сцеплением DSG. Также, по сравнению с гражданской версией, были перенастроены подвески (передняя – независимая, типа McPherson, задняя – многорычажная MultiLink). Традиционно для немцев немало внимания создатели версии GTI уделили моментам безопасности: в Volkswagen Golf GTI установлены системы ABS, ASR, EBA, ESP и EDS, а также 10 подушек безопасности.
Галстук или бейсболка?
Бытует мнение, что каждый автомобиль предполагает свой стиль одежды. И только одевшись «под автомобиль», можно достичь с ним полного взаимопонимания и единения. Но есть и исключения: например, тестируемый GTI вполне демократичен и допускает для своего владельца различные стили одежды! Начав проведение тест-драйва в городе, мы ощутили ситуацию «нахождения в своей тарелке», представив себя менеджером среднего звена (разумеется, в галстуке) за рулем «правильного немецкого автомобиля».
У Volkswagen Golf GTI традиционно практичные зеркала, хорошая обзорность и маневренность (количество оборотов руля от упора до упора – 2,9). Вот как раз о руле стоит сказать отдельно. Уже один взгляд на отделанную качественной перфорированной кожей компактную баранку со скошенным нижним краем вызывает острое желание немедленно снять с шеи галстук, одеть бейсболку и отправиться куда-то вдаль, за горизонт, в режиме максимального расхода топлива и минимального расхода времени. Однако не будем забегать вперед!
Можно смело резюмировать – салон машины визуально предельно гармоничен. Вторят спортивному рулю металлические накладки на педалях и порогах, а также специально разработанная для этой модификации стильная ручка КПП. Механическая окантовка циферблатов «приборки» уместна и красива, но вот сами цифры на спидометре плохо читаемы – слишком они мелкие и частые… Но, в конце-концов, скорость своего движения можно узнать и по показаниям радара сотрудников ДПС. Хотя вряд ли этот метод подойдет всем владельцам GTI…
Если же серьезно, то благодаря легким оживляющим штрихам интерьер Volkswagen Golf V GTI избавился от некоторой доли чопорности и однообразности, но отнюдь не стал легкомысленным. Отметим лишь, что опциональная обивка кожей Interlagos (пакет Viena) спортивных сидений является, на наш взгляд, явно имиджевой. Предпочтительнее в данном случае либо перфорированная ткань, либо Alcantara. Но что радует, так это обширный диапазон механических регулировок сиденья, а также электрорегулировка поясничного подпора в четырех направлениях как у водителя, так и у переднего пассажира. Кстати, за климат в салоне отвечает продвинутый Climatronic, обеспечивающий раздельную, двухзональную регулировку и поддержание необходимой температуры в салоне.
Сзади сидеть удобно и просторно даже втроем. Спинка заднего сиденья раздельная, складывающаяся. Однако ровный пол она не образует, что, тем не менее, не мешает багажнику иметь объем в 1305 л (350 л соответственно «неразложенный» объем). Вместо запасного колеса производитель предлагает ремкомлект Tire Mobility Set с герметиком, позволяющий неспешно продолжить движение до ближайшего шинного сервиса.
Долой чопорность!
Проехав первые километры на Volkswagen Golf GTI, мы отметили удобную и практичную переменную производительность электрогидроусилителя – на парковке руль легок, а на трассе, на высоких скоростях, приятно и ощутимо тяжелеет, оставаясь при этом точным и информативным. Диаметр разворота составляет 10,8 м. А вот дорожный просвет «оспортивленного» Golf GTI заставляет быть крайне осмотрительным на дороге с невысоким качеством покрытия; также можно забыть о парковке на тротуарах, не говоря уже о проблемах зимней эксплуатации. Так, например, во время фотосессии на Андреевском спуске мы продвигались вниз буквально черепашьим шагом, дабы не допустить контакта находившихся в опасной близости друг от друга исторического покрытия знаменитой киевской улицы и переднего обвеса менее знаменитого Golf V GTI.
Львиная доля тест-драйва проводилась за городом, на скоростных прямых и связках поворотов, позволивших полностью разобраться: что же за зверь такой этот провокативный GTI? Разгонная динамика у этого автомобиля не пушечная, но весьма впечатляющая. Первую «сотню» GTI разменивает через 7,2 с, а вторую – через 33,8 с…