В некоторых странах автомобили с таким типом кузова принято называть wagon. Очень подходящее слово, особенно в нашем случае. Ведь при почти пятиметровой длине от носа до хвоста и максимальном объеме багажника в 1865 л тестируемый Superb Combi ощущается более чем монументальным. Но вместительный и практичный грузовой отсек далеко не единственный плюс этого семейного универсала, не в последнюю очередь он подкупает просторным салоном. Впрочем, обо всем по порядку…
Солидный стильный здоровяк
Встречают естественным образом по одежке, каким же кажется Superb Combi при первом знакомстве? Конечно, внушительным и солидным. А все благодаря недетским размерам. Ведь длина кузова составляет 4838 мм, что вкупе с шириной 1817 мм и высотой 1510 мм делает Skoda одним из самых больших универсалов в классе. Но одними габаритами позитивное восприятие не заканчивается, внешность автомобиля выполнена в характерном запоминающемся стиле. Фронтальная часть разнится оригинальными, слегка прищуренными фарами с ксеноновыми пушками внутри и большой фальшрадиаторной решеткой с фирменной эмблемой в верхней части. Сами фары снабжены системой активного управления светом AFS (в зависимости от скорости движение меняется направление и интенсивность светового пучка). Внушительных размеров «противотуманки» расположились в самом низу бампера, между ними «растянулся» широкий воздухозаборник. Боковинам стильности придают аккуратные хромированные молдинги на дверях, практичные серебристые рейлинги на крыше и красивые 16-дюймовые легкосплавные диски. А вот задняя часть выполнена в строгом стиле: минимум лишнего декора – максимум эффекта. Нарочитую скромность нарушает лишь сдвоенный хромированный патрубок выхлопной системы, выпирающий из-под левого края бампера.
Строгость линий и форм
Открываем широкую водительскую дверь, переступаем хромированный порог и оказываемся в уютном салоне. Передняя панель решена в характерном для Skoda строгом стиле, в тоже время в ней безошибочно читается «всефольксвагеновский» генофонд. И происходит это в первую очередь благодаря выверенной эргономике и высочайшему качеству исполнения. Все органы управления находятся именно на тех местах, на которых вы ожидаете их найти. Алгоритмы работы прозрачны, пиктограммы понятны, усилия на клавишах адекватны – в общем, немецкая педантичность буквально во всем.
Приборный инструментарий представлен двумя колодцами с хромированными ободками, накрытыми общим козырьком. Внутри больших шкал спидометра и тахометра нашли свое место скромные датчики температуры и остатка топлива. Между ними поместили монохромный экран бортового компьютера. Листать его вкладки можно посредством удобного колесика на правой спице рулевого колеса. Кроме того, с помощью клавиш на руле управляются и основные функции аудиосистемы (громкость, источник воспроизведения, следующий трек/радиостанция и т. д.).
Рулевая колонка для удобства каждого конкретного водителя в широких диапазонах регулируется по вылету и углу наклона. Во внушительных переделах настраивается и кресло. Изменить его положение можно в 12 направлениях. К возможности отрегулировать продольное положение, наклон спинки и высоту передней/задней части подушки прибавляется еще и перемещаемый в четырех направлениях валик поясничной поддержки. В нашем случае оба передних кресла имеют электроприводы, а водительское – еще и память трех позиций. Однако это привилегия исключительно самой дорогой комплектации Elegance.
Передняя консоль и дверные карты декорированы тонкими полосками под дерево. Это не только стильно, но еще и способствует богатому восприятию интерьера. Центральная панель построена по знакомой схеме. На вершине – дефлекторы обдува, ниже – головное устройство аудиосистемы, в самом низу – блок двузонного климат-контроля Climatronic. Монохромный экран аудиосистемы сравнительно небольшой, но на него выводится немалое количество полезной информации. В том числе здесь отображается графическая визуализация работы заднего парктроника. Между передними креслами находится удобный подлокотник. Его можно отрегулировать как по высоте, так и по горизонтали. Под ним – вместительная ниша. Здесь же находится и аудиовход.
Простор и уют
Давайте переберемся на задний диван. Вот где свободного пространства хоть отбавляй! Сидеть здесь можно, в буквальном смысле, закинув ногу на ногу, причем даже троим пассажирам. Ну а максимального комфорта из-за характерной формы спинки и подушки добьются как всегда двое. Тогда можно по-царски развалиться на своей половине дивана и опереться на широченный центральный подлокотник. Жаль только, что наклон спинок, равно как и продольное положение сиденья, отрегулировать нельзя. Из полезных благ необходимо отметить дефлекторы обдува в центральных стойках, карманы в передних спинках, подстаканники и стильные цифровые часы с датчиком «забортной» температуры в торце тоннеля между передними креслами. В левой двери, по аналогии с Superb первого поколения (см. «Тест-Драйв» №8 за 2007 г.), предусмотрен специальный отсек для зонта.
В багажном отделении, скажем без лишней скромности, можно разбить лагерь. Ведь его объем в обычном состоянии составляет 633 л, а расстояние от порога двери до спинки дивана – 1058 мм. Ну а если сложить спинки (делается это в два этапа, сначала откидываются подушки, а затем ложатся спинки), то полезное пространство достигает внушительных 1865 л. По количеству крючочков, петелек, проушин, к которым можно крепить поклажу, багажник Skoda Superb Combi может дать фору иному гардеробу. Кроме того, здесь имеется фирменная система для размещения грузов. Внизу вдоль стенок проложены специальные рельсы, по которым передвигаются поперечины. А справа и слева перед колесными арками размещаются два глубоких тайника. В правом предусмотрены крепления для аптечки и огнетушителя. Полноценное запасное колесо традиционно нашло свое место под фальшполом, там же размещается и лоток с домкратом и набором необходимых инструментов.
Пара пламенных сердец
Заглянем под капот. В нашем случае там установлен 1,8-литровый 4-цилиндровый рядный бензиновый двигатель серии TSI с турбокомпрессором и непосредственным впрыском. Мотор развивает максимальную мощность 160 л. с. при 5500-6500 об/мин и максимальный крутящий момент 250 Н·м при 1800-4500 об/мин. В паре с ним трудится роботизированная 7-ступенчатая трансмиссия DSG с двумя сцеплениями (в базовом исполнении ее место занимает 6-ступенчатая механическая коробка переключения передач). Привод осуществляется на передние колеса.
В качестве аналога на Skoda Superb Combi может быть установлен 3,6-литровый бензиновый V6 (кстати, тоже поперечно) серии FSI с максимальной мощностью 260 л. с. при 6000 об/мин и максимальным крутящим моментом 350 при 2500-5000 об/мин. Этот мотор агрегатируется исключительно роботизированной коробкой DSG, правда 6-ступенчатой, и полноприводной трансмиссией. А вот ни более скромный 1,4-литровый 125-сильный TSI, ни 2,0-литровый 170-сильный дизель нашим покупателям пока что не доступны.
Шасси универсала аналогично по своей структуре обычному Superb, ведь масса его осталась фактически неизменной. Так, передняя подвеска представлена стойками McPherson, а задняя – многорычажной схемой. Независимые подвески в качестве упругих элементов используют пружины. Специально для нашего рынка был разработан так называемый пакет «плохие дороги». Он подразумевает адаптацию шасси к нашим условиям и включает усиленные передние и задние амортизаторы, усиленные пружины и стабилизатор передней оси, увеличенный на несколько миллиметров клиренс, антигравийное покрытие и подкрылки всех колес.
Вперед, навстречу километрам
Сиденье по-немецки плотно обнимает водителя, настроить его правильное положение – дело пары секунд. Как уже упоминалось, с этим оперативно справляются электроприводы. Видимость вперед и по сторонам хорошая, тонкие стойки с оптимальным углом наклона нисколько не мешают обзору. Единственное, что стоит отложить в памяти – немалую длину капота. Впрочем, его передний край остается в поле видимости, однако начинающим водителям передний парктроник будет явно не лишним. Внушительная корма и немалая длина салона делает внутреннее зеркало малоинформативным, особенно если на заднем ряду сидят пассажиры. Ориентироваться при движении назад хорошо помогают большие наружные зеркала и парковочные датчики, установленные в заднем бампере. И все-таки, парковка задним ходом поначалу потребует некоторой сноровки.
Рулевое управление обладает достаточной остротой. Специфические настройки усилителя заставляют прилагать к рулю небольшие усилия, в то же время, не размывая обратную связь. Педальный узел просторный, есть удобная площадка для отдыха левой ноги. Педаль акселератора обеспечивает практически линейную связь, имея минимальный свободный ход и среднюю тяжесть по усилию. Понравилась и работа тормозов. Дозировать степень замедления не составляет труда, правда педаль тормоза слегка тяжеловата.
Мощности 1,8-литровго мотора в тандеме с оперативностью роботизированной трансмиссии DSG за глаза хватает для динамичного перемещения тяжелого универсала (снаряженная масса 1,5 т) по асфальтным просторам. На разгон до скорости 100 км/ч необходимо всего лишь 8,6 с, а максимальная скорость составляет 218 км/ч. Передачи переключаются с завидной быстротой, а происходит все это настолько слажено, что заметить переключение порой можно только по изменению оборотов двигателя. Спортивный режим «робота» заметно обостряет реакции акселератора, а ручной – позволяет самостоятельно управлять коробкой переключения передач. Тем не менее при достижении максимальных оборотов, дабы не «перекручивать» мотор, даже в этом положении трансмиссия автоматически включает следующую ступень.
Подвеска Skoda Superb Combi для пассажиров может показаться слегка жестковатой, но не более того. Настроена она чисто по-немецки: неровности «проглатываются» весьма аккуратно и спокойно, а главное — тихо, хорошо встряхнуть седоков может лишь на серьезной ямке. Но сколько радости и счастья дарят такие настройки водителю – словами не передать! Универсал как влитой стоит на дуге и отменно держит траекторию. Необходимо экстренно сменить полосу движения – пожалуйста! Минимальные крены и четкое следование за поворотом руля. Да и система стабилизации всегда на чеку, она моментально гасит даже малейший намек на снос или занос…