Peugeot: старожилы автомобилестроения, идущие в ногу со временем

Французская автомобильная промышленность – одна из старейших в мире. На рубеже XIX и XX веков моторизированные экипажи обрели в этой стране небывалую популярность, что вывело ее в мировые лидеры данной отрасли. Сейчас французский автопром держится на трех китах — Citroёn, Peugeot и Renault.  В нынешнем году компания Peugeot празднует свое 200-летие.

 

 

У многих может родиться вопрос: как автопроизводитель может иметь столь давнюю историю, если первые автомобили Daimler и Benz построили только в 1886 году. Конечно, два столетия назад о моторизированных транспортных средствах и речи быть не могло. Peugeot создали в 1810 году как фирму по изготовлению кофемолок и перцемолок. У ее истоков стоял давний французский дворянский род Пежо, известный еще с XV века. Вскоре в перечне выпускаемой продукции появились швейные машинки, затем – велосипеды и детали для карет, а в 1858 году на них появился знакомый логотип в виде льва.

Автомобильная эра Peugeot связана с Арманом Пежо – директором велосипедного подразделения компании. Изобретение моторизированного экипажа сильно впечатлило промышленника, тем более что одним из первопроходцев нового дела был его близкий друг Эмиль Левассор. Именно он познакомил Пежо с самим «отцом автомобиля» Готлибом Даймлером. После этой встречи Арман твердо решил заняться машинами. Уже в 1889 году совместно с компанией Serpollet создали первенца – Peugeot Type 1. Он серьезно отличался от автомобиля в привычном понимании этого слова. Ведь модель была трехколесной, а оснастили ее паровой машиной. Даже традиционного рулевого колеса не было – вместо него установили поворотный рычаг.

Однако уже два года спустя Арман Пежо договорился с Даймлером о лицензионном выпуске V-образных двухцилиндровых двигателей внутреннего сгорания мощностью 2 л. с. Именно таким мотором и оснастили экспериментальный Peugeot Type 2. Он работал не на бензине, а на гексане и позволял развить скорость в 18,5 км/ч. Затем последовал Туре 3, который появился в свободной продаже. Всего произвели 10 машин, одна из которых совершила сложный автопробег Париж – Брест — Париж длиной 2045 км. А новый Туре 5 принял участие в первых автогонках Париж — Руан 22 июля 1894 года и занял там второе место, проиграв лишь паровому De Dion-Bouton. Спустя 5 лет модель со львом на капоте выиграла ралли Ницца – Кастеланц — Ницца.

Столь громкие достижения постепенно привлекали и покупателей: в 1895 году приобрели 72 Peugeot, в 1898-м – 156, а в 1899-м – 300. Особенно популярной оказался Туре 15: с 1897 по 1901 год выпустили 276 таких машин. Конечно, большинство клиентов были сливками общества, ведь тогда мало кто мог позволить себе автомобиль. Среди них – алжирский шах и сэр Генри Ройс – будущий основатель Rolls-Royce.

С 1896 года автомобильная фабрика выделяется в отдельное подразделение концерна Peugeot и начинает выпускать собственные двигатели. К началу ХХ века более половины всех французских моторизированных экипажей были Peugeot. Эту технику усовершенствовали: так, Туре 54 и 56 1903 года мощностью 5 л. с. могли развить уже 40 км/ч. Вскоре в линейке появились четырех- и шестицилиндровые модели.

Знаковой моделью в истории марки стал Peugeot Bebe («малышка»), представленный в 1904 году на Парижском автосалоне. Он был рассчитан на менее зажиточных покупателей. Машинка длиной всего 2,7 м весила 350 кг, но имела такие новшества, как карданный вал и реечное рулевое управление. Уже за первый год продали 400 Bebe. Восемь лет спустя увидело мир второе поколение модели, созданное знаменитым конструктором Этторе Бугатти. Итальянец спроектировал новую 0,8-литровую 10-сильную «четверку» и 3-ступенчатую трансмиссию, позволявшие достичь 60 км/ч. По популярности новая «малышка» превзошла предшественницу, да еще и записала на свой счет несколько громких побед в соревнованиях.

Автогонкам в Peugeot уделялось огромное внимание. Специально для них создали настоящий шедевр — Peugeot L76. Его четырехцилиндровый двигатель впервые в мире оснастили четырьмя клапанами на цилиндр и двумя распредвалами. Развивал он 130 л. с. и разгонял автомобиль до 164 км/ч. В 1912 году Жюль Гу на L76 победил в Гран-при Франции и знаменитой американской гонке Инди-500 в Индианаполисе. За океаном Peugeot повторил свой успех в 1916 и 1919 годах. На счету команды – победа в престижном соревновании Targa Florio. Французские инженеры даже пробовали создать мотор с тремя распредвалами в головке блока цилиндров, но он оказался ненадежным.

После столь суровых испытаний новый двигатель установили на серийные модели Туре 145. Эти автомобили вышли чересчур дорогими и сложными в производстве, поэтому параллельно выпустили и более доступный Туре 153 с 2,6-литровой 12-сильной «четверкой». До 1925 года изготовили 3830 таких машин.

В начале 20-х годов руководство компании поняло, что массовые модели приносят больше прибыли. Поэтому на заводах начали вводить конвейерные линии и представили новый Peugeot Quadrilette. Он получился настолько компактным, что водитель и пассажир сидели не рядом, а один за другим. Но зато с 667-кубовым 10-сильным мотором он расходовал всего 5,0 л/100 км. Стоил Quadrilette всего 9900 франков (630 долларов), поэтому за первые три года продали свыше 12 тыс. этих машин. Еще более успешным оказался 14-сильный Туре 190, выпущенный в количестве 33 тыс. единиц. Малый вес позволял ему развить 60 км/ч.

С 1929 года в Peugeot ввели новую систему названий продукции из трехзначных цифр с нолем посредине, которая сохранилась и до наших дней. Первенцем стал компактный Peugeot 201, а три года спустя за ним последовала модель 301 с 1,5-литровым мотором мощностью 35 л. с., способная достичь 100 км/ч. На обеих машинах была применена независимая передняя подвеска – редкость по тем временам. Они помогли компании относительно легко пережить Великую депрессию, тогда как многие марки прекратили свое существование или погрязли в долгах.

В высшем сегменте марку представлял новый Peugeot 601, но настоящим успехом стала модель среднего класса 401. Она была мощнее 301 (44 л. с.) и предлагались в 11 различных кузовных версиях. Самая яркая из них – 401 Eclipse – первый в мире кабриолет с жесткой складывающейся крышей. Спроектировал ее инженер-самоучка, парижский зубной врач Жорж Паулин. Дизайн 401 Eclipse создали в кузовном ателье Pourtout. Однако система оказалась весьма сложной и недешевой, поэтому изготовили всего 79 таких купе-кабриолетов.

Во второй половине 30-х годов вся линейка Peugeot была изменена. Новые автомобили 202 и 302 поражали своими обтекаемыми формами, невиданными ранее на доступных европейских моделях. Флагманом марки стал стремительный Peugeot 1935 года, прозванный «ракетой из Сошо» — по месту производства. Пожалуй, самой интересной его чертой стали фары, спрятанные за решеткой радиатора. Автомобиль предлагали с тремя типами колесной базы (2880-3300 мм) и 2,0-литровыми бензиновыми двигателями в 55-70 л. с. Самый мощный вариант мог развивать 135 км/ч. А небольшое количество машин выпустили с 2,3-литровым дизелем. В общей сложности для 402 предлагали 16 типов кузовов, среди которых снова был и Eclipse. Причем, на этот раз приобрели уже свыше 400 купе-кабриолетов. Особняком стоял сверхобтекаемый 402 Andreau с большим «плавником» и разделенным пополам задним стеклом. Кроме того, на базе 402 и 302 дизайнер Pourtout Эмиль Дарлма создал элегантные и очень низкие двухместные кабриолеты и купе в стиле арт-деко. Всего их выпустили чуть больше сотни, а три такие машины смогли занять первые места в своем классе в гонке 24 часа Ле-Мана. Интересно, что весьма дорогих Peugeot 402 выпустили целых 75 тыс., тогда как доступных 202 – не намного больше (104 тыс.), причем производство продолжалось даже во время войны.

В конце 40-х годов в Peugeot внедрили новую стратегию. Теперь большая ставка делалась на дешевые автомобили, ведь в послевоенное время далеко не все могли позволить себе модель классом выше. Первой ласточкой стал Peugeot 203, который был единственной моделью марки с 1949 по 1954 год. Он продолжил развитие аэродинамического стиля. Скромный 1,3-литровый 44-сильный мотор был экономичным – расходовал всего 5,6 л/100 км. Всего изготовили свыше 700 тыс. этих машин с кузовами седан, семиместный универсал, купе и кабриолет. Peugeot 203 отличался надежностью, что подтвердил пробег Кейптаун — Париж протяженностью15 тыс. км.

С 1955 года в линейке появилась еще одна модель — Peugeot 403. Ее оснастили передовыми, по тем временам, моторами – 1,4-литровой 65-сильной бензиновой «четверкой» с полусферическими камерами сгорания и 1,3-литровым дизелем. А кабриолет с кузовом от Pininfarina стал известен как транспортное средство детектива Коломбо в одноименном кинофильме.

Стилисты Pininfarina поработали и над дизайном Peugeot 404. Он стал одним из первых автомобилей среднего класса, получившим двигатель с впрыском топлива и автоматическую трансмиссию. Снова в линейке появился и дизель: по производству легковушек, оснащенных моторами с воспламенением от сжатия, марка стала одним из мировых лидеров. Модель 404 стала очень успешной: за 15 лет (1960-1975) выпустили свыше 1,8 млн машин, а на предприятиях развивающихся стран производство продолжалось вплоть до 1988 года.

На смену Peugeot 203 пришли новый 204 и его усовершенствованный вариант 304. Это первые переднеприводные автомобили марки. Однако у флагманского 504 ведущими остались задние колеса. Эта модель выпускалась почти четыре десятилетия, ведь представили ее в 1968-м, а последний седан сошел с конвейера в Кении в 2006 году. В африканских странах Peugeot 504 пользовался особой популярностью. Его длинноходая подвеска обеспечивала надлежащий комфорт на дорогах плохого качества, а бензиновые моторы объемом 1,8 и 2,0 л, 2,1-литровый дизель отличались долговечностью. Сборку 504 наладили в Китае, Чили, Аргентине, Нигерии, Австралии, Новой Зеландии. А вот элегантные купе и кабриолет от Pininfarina со 128-сильным двигателем производили исключительно во Франции.

Дела Peugeot шли очень хорошо, и вскоре компания поглотила марки Hotchkiss, Panhard&Levassor и Talbot. Но самым громким стало объединение с Citroёn в концерн PSA в 1974 году. Этот союз вышел на первую позицию во Франции по количеству выпущенных машин. Плодом партнерства стал седан бизнес-класса Peugeot 604. Его оснастили 2,7-литровым V6 и первым в мире дизелем с турбонаддувом. А среди стандартного и дополнительного оборудования были доступны люк в крыше, климат-контроль, адаптивный гидроусилитель руля, центральный замок, автоматическая коробка передач. Интересно, что большинство этих опций предлагали и для моделей классом ниже – 305 и 505…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *