В каждом виде спорта есть свои легенды. Такие, как воин, пробежавший без остановки 42 км от местечка Марафон до Афин, чтобы сообщить соотечественникам о победе над врагом и умереть. Или киевское «Динамо» образца 1941 года, футболисты которого обыграли команду Люфтваффе, жизнью заплатив за победу. Как Айртон Сенна, жизнь которого трагически оборвалась после страшного удара о бетонный отбойник трассы в Имоле…
Пятница, суббота…
С того дня прошло уже девять лет. За это время поменялись правила, команды, пилоты, трасcы и болиды, наступило новое тысячелетие. Но осталась Легенда о пилоте, ушедшем из жизни Чемпионом.
Что же произошло тогда на трассе Имола в княжестве Сан-Марино? Была ли гибель пилота следствием пресловутого человеческого фактора или подвела техника? Ответы на эти и многие другие вопросы не найдены по сей день. Функционеры F-1 умеют хранить секреты…
Но вернемся в 1994 год на гран-при Сан-Марино
В то время трасса в Имоле имела несколько иную конфигурацию — после событий 1994 г. ее реконструировали. И это не удивительно. Столь жуткой гонки в 90-х гг. прошлого века не было. В те дни Имола имела множество опасных поворотов, включая печально известный серпантин Tamburello (кстати говоря, этот поворот не сильно изменился даже после реконструкции). Перед входом в Tamburello большинство формульных болидов мчится со скоростью до 300 км/ч (7 передача), но сам поворот пилоты проходят со скоростью 130 км/ч (3 передача). Перегрузка, испытываемая при этом пилотами и автомобилями, достигает величины 2g. Попробуйте поднять собственный вес, и вы поймете, что кроется за этими цифрами!
Неприятности на Имоле-94 начались в пятницу при проведении квалификационных заездов. Рубенс Баррикелло разбил свой болид об отбойник, потерял при ударе сознание и получил контузию. Квалификация была остановлена, а Рубенса от-правили в медицинский центр.
Баррикелло и Сенна были не только земляками, но и друзьями. Придя в сознание, Баррикелло увидел склонившегося над его кроватью Айртона, в глазах которого блестели слезы. Сенна успокаивал друга, убеждая Рубенса в том, что все образуется и Баррикелло вскоре поправится…
Квалификационным заездам был дан повторный старт. Сенна, шокированный случившимся, не мог сконцентрироваться на гонке. И тем не менее бразильский пилот показал лучший результат квалификационной сессии — 1:21.548. В ту пятницу он завоевал свой 65-й и последний «поул-позишн». По окончании квалификационной сессии в интервью итальянским журналистам Сенна самым нелестным образом высказался об опасных участках трассы. И он не ошибся.
В субботу началась вторая сессия квалификационных заездов. Сенна находился в боксах и наблюдал на мониторе выступления остальных гонщиков. Именно здесь он стал свидетелем еще одной трагедии — пилот команды Simtek Роланд Ратценбергер при выходе из поворота Villeneuve врезался в бетонный отбойник на скорости 200 км/ч. Сенна был хорошим гонщиком и понимал, что авария, произошедшая с машиной дебютанта «Формулы-1» куда серьезнее, чем та, что произошла с Баррикелло. Пока Сенна добрался до места столкновения, австрийского гонщика отвезли в медицинский центр.
Увиденное шокировало Сенну. Судя по расстоянию, на которое разлетелись осколки болида команды Simtek, удар был невероятной силы. А вскоре было официально объявлено о смерти гонщика. Несмотря на это, квалификация была продолжена. Но Сенна, удрученный контузией друга и гибелью коллеги, на трассу в тот день так и не вышел. На остальных гонщиков события, произошедшие на Имоле в пятницу и субботу, так же подействовали угнетающе. Во всяком случае, результат, показанный Сенной во время первой сессии, так никто и не улучшил. Да и традиционную пресс-конференцию пришлось отменить: Сенна, Шумахер, Хаккинен и многие другие гонщики от общения с журналистами отказались. В связи с гибелью Ратценбергера воскресную гонку в Сан-Марино нужно было отменять. Но под давлением Берни Экклстоуна этого не сделали — деньги лишними не бывают.
Впервые за свою блестящую карьеру Сенна запаниковал. Он не скрывал своего намерения пропустить воскресную гонку. Но, под вечер, взяв себя в руки, бразилец заверил своего шефа, Фрэнка Уильямса, что завтра его Williams займет свое место на поул-позишн.
…воскресенье
День выдался сухим, ясным и очень жарким. В боксах, как обычно, кипела работа. Механики проверяли напичканные электроникой механизмы болидов, гонщики раздавали автографы журналистам и настраивались на гонку, телевизионщики носились со своими камерами, пытаясь взять интервью у гонщиков. Ну а шефы команд важно прохаживались, попивали горячий кофе, и придирчиво следили за работой подопечных.
Сенна с самого утра был не в духе. Он нервно прохаживался по пит-лайну и за пару часов до старта раздал несколько автографов журналистам на собственных фотографиях, чего никогда раньше не делал (обычно он «уходил в себя» и настраивался на гонку). После короткого разговора с кем-то из журналистов Айртон направился к своему болиду. Но и там, возле такого знакомого Williams’а, Сенне не стало легче. Его мысли (а может и душа?) были где-то далеко; все происходящее на автодроме в Имоле бразильца уже не трогало. Перед стартом Сенна изумил механиков команды тем, что лично осмотрел свой болид — никогда прежде Айртон этого не делал! Он словно чувствовал что-то неладное и не доверял своему автомобилю. И вот пришло время занять свои места на трассе.
Сенна неторопливо надел свой гоночный костюм и без особого энтузиазма залез в кокпит болида. Проехав один круг, он остановился первым слева от прямой «старт-финиш»; следом за ним расположился Шумахер. По традиции гонщиков начали представлять зрителям. Сенна, ожидавший, как и все гонщики старта, сидел в кокпите болида, положив шлем на передний обтекатель. Когда над трассой прозвучало его имя, первый пилот команды Williams изобразил на лице подобие улыбки. И вот объявили минутную готовность перед прогревочным кругом. Механики, сняв электрогрелки с колес, отошли на обочину, после чего болиды ушли на прогревочный круг, по окончании которого гонщики попарно заняли свои места на стартовой решетке. Первая пара Сенна-Шумахер, за ними — еще 23 болида. Все вокруг замерли; даже темпераментные итальянские болельщики, приехавшие поддержать гонщиков Ferrari. Загорелся первый красный фонарь, за ним второй, третий. Воздух над автодромом содрогнулся от неистового рева гоночных двигателей; зажегся четвертый красным сектор, за ним и пятый — секундная пауза и старт!..