Продолжаем наш увлекательный морской круиз по Средиземному морю на борту белоснежного лайнера Voyager of the seas. Следующую остановку делаем в одном из известных портов Италии – Неаполе. При этом слове вспоминается мелодия знаменитой неаполитанской песенки «О Соле мио!» (итал. «О солнце мое!»). Действительно, здесь всегда светит теплое солнце, и жизнь кипит в этом шумном городе юга Италии, раскинувшемся на живописном берегу Неаполитанского залива. Название города происходит от «Неаполиса», что означает «Новый город». Он был основан в 470 году до н. э. греками-колонистами из города Кумы. Неаполь известен всему миру благодаря двум событиям: здесь сформировалась известная мафиозная организация «каморра» и родился рецепт первой итальянской пиццы, ставшей теперь популярной во всем мире. Это случилось в 1522 году, когда в Европу завезли первые помидоры. Позже появилась даже такая профессия, как пицайоло – человек, готовивший пиццу для итальянских крестьян. А вот популярный рецепт пиццы «Маргарита» был назван в честь Маргариты Савойской, очень любившей открытый соленый итальянский пирог. Так что обязательно попробуйте настоящую итальянскую кухню. Кроме пиццы стоит еще отведать знаменитый итальянский эспрессо и неаполитанское мороженое «безе», сочетающее в себе три вкуса.
Наше знакомство с городом мы начали с королевского дворца – Палаццо Реале. Он был построен в XVII веке для испанского короля Филиппа III. Потрясающе выглядит фасад здания. Его длина составляет 169 м, а в его нишах находятся статуи предшественников Филиппа III из разных династий. Сейчас в крыльях дворца разместились различные учреждения, но основную часть здания занимает Национальная библиотека Неаполя, где хранятся тысячи томов книг – драгоценное собрание папирусов из Геркуланума. Остальная часть дворца отдана Музею, где можно посетить королевские апартаменты и посмотреть работы таких художников, как Тициан, Гверчино, Маттиа Прети, Лука Джордано и других мастеров.
Недалеко отсюда находится театр Сан-Карло, знаменитый своей прекрасной акустикой. Он был построен в XVIII веке по велению короля Карла III Бурбонского. Представьте себе, театр соединен с Королевским дворцом коридором, чтобы король мог удобно возвращаться после спектакля прямо в свои покои. Здесь же располагается галерея Умберто, возведенная в конце XIX века в стиле неоклассицизма. Сейчас это большой торговый пассаж со стеклянной крышей, где размещаются маленькие магазинчики и бутики. Привлекает внимание стоящий чуть дальше Кастель Нуово, то есть «Новый замок». Он был воздвигнут Карлом I Анжуйским, поэтому его еще называют Анжуйским. Два века спустя замок был переделан Альфонсо I Арагонским и стал важным культурным центром города, где собирались художники и писатели, например, Джотто, Петрарка, Бокаччо и другие. Ансамбль замка торжественно украшает Триумфальная арка, возведенная в честь победы короля Альфонсо I над французами и его вступления в город в 1443 году.
Все туристы стремятся попасть в красивейшую церковь Неаполя – Санта-Кьяру, заложенную в XIV веке, как усыпальницу королей Анжуйской династии. Также особый интерес представляет собор Сан-Дженнаро, где хранится голова Св. Януария, покровителя города, а также его застывшая кровь в двух колбах. Обязательно сфотографируйтесь на фоне замка Сант-Эльмо, который расположен на холме Вомеро. Он был построен в XIV веке, как крепость королей Анжуйских и был свидетелем многих исторических событий, проходящих в Неаполе. Сегодня он служит выставочным залом для художественных выставок.
Возвращаясь с экскурсии в порт, проходим по огромной площади Муниципалитета (Piazza del Municipio). Здесь очень зелено, много клумб и деревьев, а в центре расположен памятник королю, объединившего Италию, Виктору Эммануилу II на коне. Возвращаемся на лайнер, чтобы немного передохнуть и пообедать, так как на этот день у нас была запланирована еще одна интереснейшая экскурсия в пригород Неаполя – Помпеи. Ведь это потрясающий древний город. Здесь сохранились улицы, площади, храмы, дома, театр, бани и многое другое. Согласно одной легенде, Помпеи, основанные на отроге лавового происхождения около сорока метров над уровнем моря, были основаны осками в VII веке до н. э. В соответствии с другой версией, город создали этруски в период их распространения в Кампании в VII веке до Рождества Христова. Город занимал господствующее положение на берегу моря и был отличной пристанью для мореплавателей. Намного позже Помпеи перешли под римскую гегемонию, хотя сохраняли свое общественное устройство и свой язык. Город был классическим жилым центром, заселенным знатными семьями, которые извлекали свои богатства из сельскохозяйственной продукции, особенно из изготовления вина, и вольноотпущенными, которые обогатились за счет торговли.
Помпеи постигло землетрясение 5 февраля 62 года н. э., которое нанесло большой урон городу, практически все строения были разрушены, но часть зданий удалось восстановить. 24 августа 79 года на Помпеи обрушилась другая трагедия. Неожиданно для всех проснулся Везувий, хотя его считали «потухшим вулканом». Извержение было настолько сильным, что верхняя часть вулкана провалилась, образуя обширный котлован, пепел покрыл большую часть окружающей местности, а реки лавы, смешанной с грязью, бежали по его склонам с огромной скоростью. После этого бедствия Помпеи остались погребенными под более чем шестиметровым слоем пепла, который, несмотря на то что погубил город, сохранил свидетельства жизни, оставшейся навечно неподвижной на момент трагедии. Теперь чудесным образом мы можем гулять по древнему городу и догадываться, как жили люди в столь давние времена.
Отдельные раскопки Помпей производились с 1592 года, но только с 1863-го они приобрели систематический характер. В настоящее время ведутся лишь реставрационные работы, еще приблизительно 25% территории Помпей не раскопано. Территория восстановленного города настолько велика, что одного экскурсионного дня не хватит, чтобы осмотреть весь этот потрясающий античный мегаполис. Помпеи были окружены стеной с шестью воротами. Археологи разделили его на девять районов, ограниченных наиболее важными улицами, а каждый район подразделялся на инсулы, подобные современным кварталам. Каждое помпейское здание помечено двумя или тремя номерами: района, инсулы или квартала, и входа в помещение, если таковой существовал. Первый указывался римскими буквами, а остальные два арабскими цифрами. Частный дом являлся прерогативой Помпей. В городе можно увидеть жилища самнитского типа и римской эпохи, которые отличаются декоративным богатством.
Главный вход на раскопки соответствует Морским воротам, названным так, потому что они обращены в сторону моря. Пройдя через ворота, которые состоят из двух арок (одна – для пешеходов, а другая – для четвероногих), попадаем в район номер семь, который по предположению ученых был первым городским ядром, предназначенным для торговли и общественной жизни. Он отличается от остальной городской планиметрии своими узкими и извилистыми улочками. Для большей части жилых районов Помпей характерен римский проект регулярного уличного узла с прямоугольными перекрестками. От ворот начинается Морская улица: слишком узкая и кривая. Справа от Морских ворот открывается широкая площадь, на которой возвышался Храм Венеры, ставшей богиней Помпей. Помещенный недалеко от Морских ворот в господствующем положении над морем и побережьем, собор был в центре обширного арочного пространства. Недалеко от Храма Венеры располагается Храм Аполлона, первого покровителя города. По свидетельствам археологов, он был построен в VI веке до н. э. Внутри Храм занимал огромную площадь, ограниченную четырехсторонним портиком с 48 колоннами. Святилище – Целла (La Cella) – установлено на высоком подиуме типичного италийского типа и окружено коринфской колоннадой. У подножия лестницы находится жертвенник (Ara). Недалеко от Целлы располагается ионическая колонна из серого мрамора с солнечными часами на ней. Вдоль портика можно осмотреть две бронзовые статуи, изображающие Аполлона, метающего стрелы, и Диану. Это копии с найденных здесь оригиналов.
Интересно происхождение названия Морских ворот. Оказывается, они соединялись улицей с Речным портом Помпей. Через эти ворота в город привозили большое количество товаров из находящегося ниже морского поселка. Особо важное значение имели голубая рыба и соль, вырабатываемая в солеварнях недалеко от порта. Оба продукта использовались для приготовления знаменитого соуса «гарум» (garum), употребляемого в большом количестве в кухне древнего Рима.
При выходе Морской улицы на площадь Форума (Piazza del Foro) находится Базилика – центр городской торговой жизни, ее можно сравнить с современной Биржей. Кроме того, это было место судебных разбирательств и приговоров. Базилика является самым внушительным зданием среди общественных в Помпеях. Она особенно важна с архитектурной точки зрения, так как представляет модель такого типа монументальных сооружений древности. В конце центрального нефа возвышается подиум для судей – трибунал. Но римские базилики были также популярным местом встреч. Об этом свидетельствуют многочисленные граффити, найденные на стенах здания.
Пройдя Базилику, попадаем на большую площадь Форума (Piazza del Foro), которая была центром религиозной и экономической жизни города. Это грандиозное сооружение состояло из большой прямоугольной площадки, ориентированной в направлении север–юг. На севере ее закрывал Капитолий, который раньше назывался Храмом Юпитера – главное религиозное сооружение города. Он был характерным примером италийского храма, воздвигнутого на высоком подиуме с двойной лестницей, с портиком, окаймленным коринфскими колоннами и большим подземным помещением с внутренней колоннадой. Интересная находка, которую обнаружили ученые на западной стороне портика – ниша, высеченная во внешней стороне храма с измерительным прибором (mensa ponderaria), употреблявшимся для контроля емкости и объема продаваемых продуктов. С южной стороны площади перед Капитолием целая серия оснований указывает на место многочисленных почетных статуй, а самое большое и крепкое являлось Ораторской трибуной (suggestum).
Закончив посещение главной общественной зоны Помпей, держим путь дальше, двигаясь вдоль улицы Форума (Via del Foro). Проходим по улице Терм (Via delle Terme), на которой находятся Термы Форума – небольшой изящный комплекс, представляющий собой классическое помещение этого рода сооружений, популярных в те времена. Обычно они делились на мужское и женское отделения: раздевальня, фригидарий или холодное помещение, тепидарий или теплое помещение. Также интересно горячее помещение или калидарий, где существовала система двойных стен для прохождения горячего воздуха.
Незаметно для себя оказываемся возле Геркуланских ворот, от которых начинается знаменитая дорога Гробний (Strada dei Sepolcri), где были расположены богатые виллы, трактиры, гробницы. Здесь было много зелени. К сожалению, это единственная пригородная улица, уцелевшая до наших дней.
Обязательно посетите пекарню Модеста, прекрасно сохранившуюся под толстым слоем пепла. Здесь можно осмотреть настоящую пекарню со всем оборудованием: жернова, сделанные из вулканической лавы и состоявшие из двух частей, вращающихся одна в другой, и печи. Все было настолько хорошо организовано и скоординировано, что удивительно даже по современным критериям. Представьте себе, археологи даже обнаружили обугленные хлеба, круглой формы с делениями, похожие на те, которые мы часто видим на изображениях на стенах, рельефах и фресках. Говоря о еде, хотим отметить тот факт, что нынешние «фаст фуды» – это изобретение не нашего времени. Да, вы только подумайте – что уже в Помпеях существовали так называемые термополиумы, где люди могли приобрести горячую пищу, ведь во многих домах в Помпеях не было кухни для приготовления горячей пищи. От пекарни Модеста выходим в Кривой переулок (Vico Storto), откуда пройдя по Августовской улице (Via degli Augustali) попадаем в переулок Лупанаре (Via del Lupanare). Здесь находится один из 24 домов терпимости Помпей, известный с древним латинским эпитетом Лупанаре (Lupanare). Здание, специально построенное для своей функции, состояло из десяти комнат, размещенных на двух этажах, из которых верхние, намного просторнее и уединеннее, предназначались для лучших клиентов, в то время как нижние были более скромными и маленькими. Обстановки, по сути говоря, никакой не было. Лишь постель на каменной кладке и ярко расписанные стены соответствующими картинками данному помещению. Это были самые настоящие афиши, иллюстрировавшие услуги, предлагаемые в заведении.
На перекрестке Олкония (quadrivio di Olconio) возвышаются Стабианские Термы – самые древние и наиболее совершенные из всех помпейских терм. При входе открывается обширная палестра. С восточной стороны портика находятся общественные бани, разделенные на мужское и женское отделения. В первом находится красивый вестибюль, который ведет в фригидарий круглой формы с купольным сводом, нишами и с рисунками, изображающими морскую фауну. При вестибюле расположена раздевальня (аподитериум), ведущая в тепидарий и далее в калидарий. Женское отделение аналогично мужскому, и также было богато украшено изящной лепниной. С северной стороны находились частные бани. Согласно требованиям купание должно было сопровождаться гимнастическими упражнениями в палестре и большом плавательном бассейне (natatio).
Стабиева улица продолжается далее, и мы оказываемся рядом с Треугольным Форумом (Foro Triangolare), который с прилегающей зоной театров составляет второй общественный район Помпей после Форума у Морских ворот. Своим названием он обязан участку в виде треугольника с острым углом, на котором он находится. Имеет огромное историческое значение театральный комплекс Помпей, расположенный рядом с Треугольным Форумом. Он состоит из двух зданий, предназначенных для просмотра спектаклей. Большой или Открытый театр размещен около древнего дорического святилища, так как жители Помпей придавали священное значение сценическим представлениям. Он был построен в 200–150 гг. до н. э. Для его строительства использовали естественную впадину холма, как того требовала техника размещения греческих театров. В августовскую эпоху театр был расширен и мог вмещать до 5000 зрителей. До наших дней сохранились нижняя кавея (ima cavea), предназначавшаяся для самых важных личностей города, покрытая мрамором, маленькая часть средних ступенек, а также остатки типичной римской стены с нишами. В ней было три двери, через которые актеры могли проходить в заднее помещение, постскениум, предназначенное для переодевания. Остатки водоемов, найденных во время раскопок, свидетельствуют об использовании игровых эффектов воды, особо распространенных в римском мире. Театр был открытым, но в случае необходимости его можно было накрыть передвижным навесом, который поддерживался опорами, вмонтированными в самой верхней части здания в верхней кавее.
Позади Большого театра был построен Четырехсторонний портик – широкий квадратный двор с аркадами, где зрители могли проводить время интервала. Что-то наподобие нашего фойе. Существует также мнение, что этот портик служил гимназией для культурных и гимнастических занятий молодежи. Позже его превратили в казарму Гладиаторов, приглашенных выступать в Амфитеатре. Вдоль аркады были воздвигнуты два двухэтажных здания, где были найдены оружия и парадные костюмы. Существовали также помещения, используемые как конюшня и темница. По окончании боевых состязаний в Амфитеатре гладиаторы возвращались в кортеже в свою казарму. Это был настоящий парад по улице Изобилия. Кровавые дуэли, в которых обычно принимали участие двадцать пар гладиаторов, оставляли на них свои жестокие следы. Но, несмотря на это, их карьера считалась очень престижной и популярной. Об этом свидетельствуют многочисленные граффити на помпейских фасадах, воспевающие силу и ловкость гладиаторов, а также их успехи среди представительниц прекрасного пола. Театральную зону венчает Малый или Крытый театр, по-гречески называемый Одеоном…