Среди почитателей этой легендарной дивы, которая в сентябре нынешнего года отметит свой юбилей, — Арнольд Шварценеггер, Аль Пачино, Крис Ри, Пьер Ришар… Список можно продолжить, и, поверьте, он будет напоминать справочник «Кто есть Кто» с именами знаменитостей первой величины. Все они в один голос отмечают норовистый, горячий характер этого чуда, однажды сев за руль которого, становишься его почитателем навсегда. Речь идет о Porsche 911, отличие которого от гоночного автомобиля — минимальное…
В начале 60-х годов прошлого столетия в компании в условиях строжайшей секретности проводились работы по созданию нового автомобиля с 6-цилиндровым двигателем. Разработкой руководил Бутси Порше (Фердинанд Александр Порше), старший сын Ферри Порше (Фердинанда Порше-младшего). Молодому стилисту Бутси, в отличие от его маститых коллег, удалось сделать невозможное, — спроектировать новый спортивный автомобиль, сохранив при этом сходство с его знаменитым, но несколько устаревшим прародителем Porsche 356. Его прототип 754 Т7 был признан лучшим из четырех предложенных.
1963-й год в Германии ознаменовался появлением нового Porsche 901 (представлен на Франкфуртском автосалоне): купе с двигателем-«шестеркой», снабженным горизонтальными цилиндрами и воздушным охлаждением, одним кулачковым валом на каждый ряд цилиндров, смазкой «сухим картером», достигающим мощности 130л.с. Мотор располагался в стиле «Beetle»: сзади, вне колесной базы.
Запущенная в производство в 1964 г., модель получила название «911», так как представители Peugeot подали протест о запатентованном ноле в середине их номеров модельного ряда. Новый Porsche, безусловно, был перспективной моделью, но вряд ли кто-то мог предугадать ту бешеную популярность, которой пользовалась «911-я» и ее последующие модификации. Даже создатели планировали уход «911-й» на покой в начале 70-х. Однако она стала самой знаменитой из Porsche, и по сей день является основой программы фирмы. Остановимся подробнее на хронологии «911-й», показывающей ее стремительный путь к вершинам славы.
Май 1964. Первый вариант («Тип 1») был оснащен 6-цилиндровым оппозитным двигателем воздушного охлаждения заднего расположения в 1991 см3, развивавшим мощность 130 л. с. Впоследствии объем и мощность постоянно росли.
Январь 1965 . Дебют «911-й» в ралли Монте-Карло (2,0 л/160 л. с.).
Апрель 1965. Выпуск «эконом-версии» под номером «912» с 4-цилиндровым двигателем от «356-го» (1,6 л/90 л. с.). Первая попытка сделать поршевские изделия более доступными.
Сентябрь 1965. Появляются версии «911» и «912» с кузовом «тарга» (съемная крыша).
Август 1966. Выпуск «911S» (2,0 л/160л. с.), самой мощной дорожной версии.
Август 1967. Стартует поколение А, в котором появляется версия с экономичным двигателем Т (2,0 л/110 л. с.) и возможность приобретения автомобиля с автоматической коробкой. Остальная гамма моделей без изменения.
Сентябрь 1967. Выпуск 22 машин «911R», предназначенных исключительно для гонок (2,0 л/ 210 л. с.-230 л. с.).
Август 1968. В серии В объем двигателя возрастает до 2,2 л. Модели «911Т» (2,2 л/110 л. с.), «911Е» (2,2 л/140 л. с.), «911S» (2,2 л/170 л. с.). Две последние — с механическим впрыском. Последний выпуск «912-й» модели.
Январь 1969. Победа «911S» в ралли Монте-Карло (2,0 л/180 л. с.).
В 1969 г. в кооперации с Volkswagen был выпущен спортивный автомобиль VW Porsche 914 с двигателем от модели «911», впервые завоевавший титул чемпиона мира среди производителей. Модель «914» подхватила эстафету ушедшей недорогой «912-й».
Январь 1970. Победа «911S» в Monte-Carlo Rally, и Porsche — вновь чемпион мира среди производителей (2,25 л/240 л. с.).
Август 1971. Выпуск серии Е: Модели «911Т» (2,4 л/130 л. с.), «911Е» (2,4 л/165 л. с.), «911S» (2,4 л/190 л. с.).
Январь 1972. Дебют 911S в европейских соревнованиях (2,5 л/275 л. с.).
В 1972 г. Dr. Ing. H. c. F. Porsche АG становится акционерным обществом. В связи с реорганизацией руководство техническим развитием взял на себя Хельмут Ботт (племянник Ферри — Фердинанд Пих вынужден был оставить свой пост, как и все остальные члены семьи, осуществляющие руководство компанией только через совет акционеров). Именно он увидел в «911-й» точку отсчета для нового поколения суперкаров. До этого «911-я» была звездой ралли в категории серийных автомобилей и славилась среди покупателей как злобный и выносливый легкий автомобиль, который при некотором капиталовложении мог стать гоночным. Так как популярность «911-й» как гоночного авто росла, фирма занялась производством машин, уже специально подготовленных для соревнований.
Октябрь 1972. Производство Porsche 911 Carrera RS 2,7 с 210-сильным двигателем и облегченным кузовом. Выпущено 1036 экз.
Январь 1973. Увидела свет Porsche 911 Carrera RSR 2,8 (гонки в Даетона), созданная для участия в группе 4 GT (300 л.с., 49 экз.).
Апрель 1973. Дебют прототипов Porsche 911 Carrera RSR 3.0 в гонках Монца (300 л. с.).
Сентябрь 1973. Выпуск серии G : Модели «911» (2,7 л/150 л. с.), «911S» (2,7л/175л. с.), «911 Carrera» (2,7 л/210 л. с.).
Январь 1974. По регламенту чемпионатов, выпускается омологированная серия Carrera RS (3,0 л/230 л. с., 109 экз.) Для группы 3 — 60 авто Carrera 3RS, а для
4-й группы — 49 авто Carrera RSR (3,0л/330л.с.). Сокращение RS обозначает ренн-спорт — название поршевского отделения, выпускающего спортивные машины, а RSR ренн-спорт-рейсинг.
В тех же 1973—1974 гг. кузов и шасси модели подверглись основательной переделке — бамперы увеличили до размеров, соответствующих стандартам безопасности США — Мекке всех спортивных автомобилей. Новое поколение машин в заводских документах обозначалось как «Тип 2». С этого момента «911-я», вполне созревшая как дорожный суперкар, принципиально не менялась, однако, в ее конструкцию вносились изменения, связанные с необходимостью соответствовать все более жестким экологическим нормам и требованиям безопасности. Следствием этой борьбы послужило падение мощности двигателей, которое со временем будет компенсировано увеличением объема.
Это сладкое слово «Турбо»
На Парижском автосалоне в октябре 1974 г Porsche показала спортивный автомобиль, который затмил все остальные экспонаты. Это был Porsche 911 Turbo с двигателем рабочим объемом 3,0 л мощностью 260 л. с., оборудованным турбонаддувом. Он разгонялся с места до 100 км/ч менее чем за 5,5 с, что для того времени было очень хорошим показателем даже для спортивных машин. Кузов отличался характерными широкими задними крыльями и массивными спойлерами точно такими, как у модели Carrera RSR 3,0. Porsche 911 Turbo (тип 930) стремился во всем походить на гоночный автомобиль: обладая воистину ракетоподобной мощью, высоким уровнем управляемости, этот суперавтомобиль был необыкновенно послушен и, по мнению знатоков-автомобилистов, по-настоящему практичен. Этому событию предшествовал выход в свет в апреле того же года Porsche Carrera RSR Turbo (2,2 л/500 л. с.), который принял участие в гонках в качестве прототипа…