Испанский автопроизводитель SEAT вот уже 50 лет успешно завоевывает мировое пространство. Продукцию этой компании сегодня знают более чем в 60 странах на 5 континентах. В амбициозном стремлении осваивать все новые и новые рынки сбыта своей продукции концерн экспортирует большую часть произведенных автомобилей – 64%. Можно смело утверждать, что все представители модельного ряда SEAT отличаются особым испанским духом, последними техническими достижениями в области автомобилестроения и оригинальным, неповторимым дизайном. В этом номере мы расскажем нашим читателям о пяти моделях испанской марки. Знакомьтесь – SEAT Ibiza, Cordoba, Leon, Altea и Toledo!
Концерн SEAT (Sociedad Espanola de Automoviles de Turismo S. A.) был создан в 1950 г. Переломным моментом в истории бренда можно назвать его вхождение в 1986 году в состав интернационального концерна Volkswagen AG, на сегодняшний день владеющего 99% акций SEAT. Над выпуском продукции (а это, между прочим, 2000 автомобилей в день) трудится армия рабочих количеством 143 000 человек. Суммарные объемы производства автомобилей SEAT за 50 лет существования марки превысили 14 000 000 автомобилей. Наиболее популярной моделью испанской марки является хитовая «малышка» SEAT Ibiza, тираж которой превысил 3 000 000 экземпляров.
Конечно, Королевство Испании уделяет своей автомобильной отрасли промышленности огромное внимание. Не случайно новый завод SEAT в Марторелл, Испания (SEAT Martorell), официально открывался в присутствии Короля Испании Хуана Карлоса. Это было уже более десяти лет назад, в 1993 г. С самого начала жизни завода залог его эффективной работы – внедрение новых, прогрессивных технологий в области логистики и оптимизации производства.
В стратегических планах бренда SEAT – выпуск автомобилей доступной ценовой категории с выраженным спортивным, драйверским характером. Успешная продажа машин всего модельного ряда SEAT хорошо налажена благодаря широко развитой фирменной дилерской и сервисной сети. Так, по всему миру разбросано более 3600 дилерских и сервисных предприятий по продаже, ремонту и техобслуживанию автомобилей со стилизованной буквой «S» на фальшрадиаторной решетке.
Спортивный дух: SEAT Ibiza/SEAT Cordoba
SEAT Ibiza и SEAT Cordoba – это городские хетчбэк (3 или 5 дверей) и седан, созданные на унифицированной платформе PQ 24 от Volkswagen Polo. Дизайн моделей, тем не менее, не повторяет строгие формы Volkswagen Polo, а выполнен в традиционном для испанской марки спортивном, стремительном стиле и не менее выразительном эмоциональном облике.
Уважаемые читатели «Тест-Драйва»! Давайте немного пофантазируем и представим себе портрет потенциального покупателя моделей SEAT Ibiza и SEAT Cordoba. По маркетинговым исследованиям производителя, покупатели тестируемых авто – мужчины и женщины; как не состоящие в браке, так и молодые семьи, активные и амбициозные. При покупке они делают акцент на внешний вид автомобиля, его спортивную подоплеку и отдают предпочтение яркому дизайну. Чаще всего покупатель SEAT Ibiza проживает в городе с численностью жителей более 50 000 человек.
Седан SEAT Cordoba выбирают обычно люди постарше, как правило, имеющие семью. Для них важно сочетание практичности и функциональности компактного городского седана с проспортивной внешностью автомобиля.
Моторная гамма SEAT Ibiza/SEAT Cordoba
Под капотом SEAT Ibiza/SEAT Cordoba могут находиться 5 двигателей на выбор: 1,4 л (75 л. с. и 85 л. с.) и 2,0 л (115 л. с.) с электроникой Magneti Marelli. Дизельные версии TDi оснащаются турбодизелем объемом 1,9 л и мощностью 100 и 130 л. с. КПП – 5-ступенчатая «механика» либо 4-ступенчатый «автомат». АКПП с двигателем 1,4 л (75 л. с.). Версии с бензиновыми двигателями 1,2 л мощностью 64 л. с. и 1,4 л (100 л. с.) официально в Украину не поставляются (как и любые дизельные), зато в скором времени у нас будут презентованы спортивные модификации FR и Cupra с двигателями объемом 1,8 л (турбо) и мощностью 150 и 180 л. с.
Некоторые конструктивные особенности моделей
Как мы отмечали выше, SEAT Ibiza/SEAT Cordoba – «соплатформенники» «малыша» Polo. Однако большинство характеристик подвески испанские конструкторы перекалибровали, настроив автомобиль более драйверски, более спортивно. Была изменена схема подвески – на передней оси концы стабилизатора поперечной устойчивости «замкнули» не традиционно – на нижние рычаги, а непосредственно на стойки. Доработки задней подвески позволили повысить точность управления этими небольшими автомобилями. Конечно, были пересмотрены и характеристики рулевого управления. Установленный на SEAT электрогидроусилитель руля изменяет свою производительность как в зависимости от скорости движения, так и в зависимости от скорости поворота водителем рулевого колеса.
На SEAT Ibiza/SEAT Cordoba устанавливаются электронные системы ABS, TCS и ESP (опция). Подушек безопасности – две. Тормоза – разные: на 1,4-литровых версиях – спереди вентилируемые диски, а сзади барабаны, а на более мощных моторах, как, например, у взятой нами на тест 2,0-литровой Cordoba, спереди и сзади дисковые, причем передние увеличенного размера, так что колесные диски, меньше чем R15, поставить уже не удастся.
Добро пожаловать в салон!
Дизайн салона SEAT Ibiza/SEAT Cordoba отвечает цельному стилю автомобиля, заданному дизайном кузова. Сев в автомобиль и осмотревшись, водитель почувствует, что здесь присутствует минималистический комфорт, без особых претензий на роскошь. Пластик – жестковатый, но приятный на ощупь. «Приборка» скомпонована из двух циферблатов, погруженных в индивидуальные «колодцы». Подсветка – с намеком на агрессивность – красного цвета, а сама оцифровка приборов выполнена курсивным шрифтом.
В моделях Ibiza 2006 г. — новый дизайн селектора КПП. Кроме того, центральная консоль и дефлекторы обдува отделаны «под алюминий»…
Рулевое колесо 2,0-литровой версии Cordoba отделано кожей, а сиденья имеют более развитые валики боковой поддержки..
Кресла – жесткие, нахождение в них не расслабляет, они хорошо фиксируют тело сидящего в них. Кроме стандартных регулировок, сиденья водителя и переднего пассажира имеют регулировку по высоте, в мощные версии за доплату можно заказать удобные спортивные кресла с увеличенными валиками боковой поддержки; руль, в свою очередь, регулируется по вылету и наклону. На задних сиденьях (в 3-дверном SEAT Ibiza) будет удобно только двум пассажирам ростом не выше среднего, и при условии, что передние сиденья будут находиться не в крайнем положении регулировки по длине. Высота от подушки заднего сиденья до потолка составляет 96 см, от подушки переднего – 97 см. Ширина на уровне плечей – 133 см для задних пассажиров, 134 см – для передних. Кстати, несмотря на то что автомобиль заявлен как 5-местный, заднее сиденье отформовано для двоих пассажиров. В SEAT Cordoba же сзади вполне могут сесть 3 человека. Высота от подушки заднего сиденья до потолка в этом седане составляет 96 см, а высота от подушки переднего сиденья – те же 97 см, что и на хетчбэке.
Возьмемся за стильную ручку пятой двери, выполненную в виде большого хромированного логотипа «SEAT», потянем и откроем ее. Объем багажника SEAT Cordoba составляет 485 л, причем спинка заднего сиденья раздельная и может складываться, увеличивая объем до 1140 л.
У хетчбэка Ibiza «грузовое отделение» имеет скромный объем в 267 л, который после складывания заднего ряда сидений в пропорции 40:60 увеличивается до 960 л. Под полом конструкторы SEAT спрятали «докатку» и комплект необходимого дорожного инструмента.
Дорожные испытания
Тестируемый SEAT Ibiza был оснащен 1,4-литровым двигателем и механической 5-ступенчатой КПП. Забегая вперед, отметим, что именно такую комбинацию «двигатель-КПП» мы считаем оптимальной для этого автомобиля при движении по городу – как в плане экономичности, так и в плане получения удовольствия от вождения.
SEAT Cordoba мы взяли с 2,0-литровым 4-цилиндровым мотором и «механикой» — эластичный двигатель обеспечивает небольшой седан завидной динамикой, однако за это, разумеется, владельцу придется платить повышенным расходом топлива. Сферические зеркала заднего вида имеют большую рабочую площадь, что позволяет уверенно маневрировать в условиях мегаполиса. Салонное зеркало заднего вида хотелось бы иметь побольше – его явно «не хватает».
SEAT Ibiza/SEAT Cordoba – автомобили достаточно темпераментные, хотя для активной езды лучше подойдет Ibiza – он короче и, соответственно, легче. Двигатель небольшого объема автомобиль компенсирует сближенными передаточными числами КПП и резвостью кручения этого самого двигателя. На более мощном Cordoba водитель может не утруждать себя частой сменой передач – двигатель имеет очень хорошую тягу с низких оборотов. Ход селектора КПП – короткий, почти спортивный, с понятной и четкой фиксацией, позволяющий сократить время переключения до минимума. На Cordoba свою роль играют и увеличенные дисковые механизмы – учитывая, что маленький автомобиль стал ощутимо динамичнее в городе, конструкторам необходимо было свести к минимуму возможный перегрев тормозной системы, чего они и добились.
Рулевое управление – легкое и однозначное. На прохождении традиционной «змейки» тестируемый SEAT показал себя с лучшей стороны – заданная водителем траектория движения выдерживается без сносов и заносов, а крены кузова – минимальны и компенсируемы. Диаметр разворота SEAT Ibiza/SEAT Cordoba составляет 10,6 м. Что касается мягкости подвески и плавности хода в целом, то здесь проявляется обратная сторона медали «Комфорт-Управляемость». Конечно, при движении по хорошему покрытию SEAT Ibiza/SEAT Cordoba ведут себя весьма и весьма комфортно (Cordoba даже мягче, однако это субъективные ощущения), но стоит дороге «поплохеть», как обе модели начинают чувствительно и подробно (ход подвески невелик) информировать пассажиров о качестве покрытия.
SEAT Leon, SEAT Altea/SEAT Toledo
Премьера серийного 5-дверного проспортивного компактного хетчбэка SEAT Leon последнего поколения состоялась в мае 2005 года на автосалоне в Барселоне (Испания). Для этого автомобиля, равно как и для моделей SEAT Altea/SEAT Toledo, использована интернациональная платформа PQ 35 от Volkswagen Golf V. Если сравнить последнюю эволюцию модели Leon с предыдущим поколением, то кроме тотальных визуальных отличий можно заметить увеличение габаритов по всем направлениям. Так, в длину автомобиль вырос на 132 мм, в ширину – на 26 мм. Колесная база увеличились на 65 мм.
Некоторым изменениям подверглась ходовая часть – теперь передняя подвеска (независимая, типа McPherson) крепится к алюминиевому подрамнику новой конструкции. Заднюю подвеску сделали полностью независимой, применив многорычажную схему (в предыдущей модели подвеска была полузависимая).
SEAT Altea/SEAT Toledo, пожалуй, наиболее неординарные автомобили в современной модельной линейке SEAT. Эти две модели фактически одинаковы, однако есть ряд отличий (в первую очередь, позиционирование), о которых мы упомянем. В Altea конструкторы постарались совместить универсальность мини-вэна, компактность городского хетчбэка и динамичность «горячего» купе. Для машины даже был придуман собственный класс – MSV (Multi Sports Vehicle). А SEAT Toledo по задумке и направленности – это престижный автомобиль для семьи, на каждый день, с вместительным багажником и… отточенными динамическими характеристиками! Покупатель Toledo – жизнерадостный и амбициозный бизнесмен, живущий в городе, заботящийся о семье, умеющий ценить безопасность и комфорт и, конечно же, выглядящий стильно и спортивно.
SEAT Toledo третьей эволюции вполне можно дать приз за самое радикальное изменение внешности при смене поколений модели. Вспомните предыдущий Toledo – сдержанный и спокойный седан. А взгляните на нынешний Toledo! Автомобиль (как, впрочем, и родственные SEAT Leon и SEAT Altea) можно приобрести только из-за концептуального дизайна, не заглядывая под капот или в прайс-лист с перечнем комплектаций. Однако «Тест-Драйв», конечно, туда заглянет (и не только заглянет, а сделает даже немного больше). Но обо всем по порядку!..