Инженер из Великобритании Гордон Мюррей прославился как создатель ярких, технически совершенных автомобилей. Среди его творений – легендарный сверхскоростной McLaren F1 и дорожная модель в стиле болидов Формулы-1 Caparo T1. Сейчас Мюррей работает над новым купе возрожденной марки TVR, но занимается и более доступными автомобилями. Еще в 2010 году он представил прототип компактной городской модели T.25. Теперь же проект получил развитие в сотрудничестве с нефтедобывающим концерном Shell. Результатом этого партнерства стал концептуальный Shell Project M.
Shell Project M одна из самых маленьких машин, созданных в последние годы. Ее длина равна 2,5 м, ширина – 1,35 м, а высота – 1,6 м. Такие размеры упрощают использование автомобиля в городе. На стоянке три Project M можно припарковать на месте, которое занимает один автомобиль среднего класса. Небольшая ширина позволяет заезжать в малейшие щели: один автомобиль может обогнать другого в границах одной полосы движения. Диаметр разворота – всего 6 м. Экономить пространство призвана и единственная дверь автомобиля. Точнее, это даже не дверь, а целая откидная секция, как у самолета, состоящая из лобового и боковых стекол, части крыши. Добились этого за счет расширения передних крыльев.
Кузовные панели Project M выполнены из углеволокна, прошедшего вторичную переработку. Такое решение позволило их удешевить и при этом добиться малого веса – всего 550 кг. А коэффициент лобового сопротивления равен 0,297, что неплохо для столь высокой машины.
Салон автомобиля – трехместный, как и у McLaren F1: два пассажира сидят по бокам от водителя, но их кресла сдвинуты назад. Это позволило не только сделать машину узкой, но и обеспечить лучшую обзорность вперед и по сторонам. Как переднее, так и задние сиденья, оснащены регулировками. А объем багажника можно увеличить со 160 до 720 л, сложив задние кресла. Project M не чужды спортивные нотки: его трехспицевое рулевое колесо с плоским ободом снизу изготовлено специалистами Momo. Передняя панель – образец лаконичности. Показания приборов выведены на экран, рядом установлены кнопка запуска двигателя круглая шайба селектора трансмиссии. Также можно увидеть два дисплея камер заднего вида, заменяющих традиционные зеркала. Несмотря на спартанский стиль, автомобиль получил кондиционер, электростеклоподъемники и аудиосистему.
Легкому Shell Project M вполне хватает 660-кубового трехцилиндрового мотора от Smart. Его мощность – 51 л. с. при 7000 об/мин, а максимальный крутящий момент – 57 Н·м при 4000 об/мин. С 5-ступенчатой секвентальной коробкой переключения передач автомобиль разгоняется до 100 км/ч за 16,2 с и достигает 145 км/ч. Благодаря специальным смазочным материалам Shell расход топлива удалось уменьшить до 2,64 л/100 км в загородном цикле. А уровень выбросов СО2 составляет 81 г/км.
Гордон Мюррей и Shell планируют продолжить сотрудничество, поэтому на базе Project M вполне может появиться серийная модель.