«Красота спасет мир» — сказал когда-то классик. И хотя в тот момент он вряд ли думал об автомобилях, можно с уверенностью утверждать, что в благородном
деле спасения мира есть и их посильный вклад. А вот вопрос о том, кто же все-таки «на свете всех милее, и румяней, и белее», до сих пор не получил окончательного ответа, и его каждый раз приходится решать заново.
Например, на автомобильных конкурсах красоты, один из которых только что прошел в Италии.
Concorso d’Eleganza Villa d’Este — так звучит полное название этого мероприятия, ежегодно проходящего на территории одной из самых живописных и роскошных вилл на берегу озера Комо. И хотя конкурс относительно молод, — он проводится с 2001 г. при активном спонсорском участии BMW Group — но уже успел зарекомендовать себя с наилучшей стороны, став в один ряд с аналогичными мероприятиями в Багатели, под Парижем, и в Пиббл-Бич, штат Калифорния. Впрочем, молодость итальянского «парада элегантности» действительно относительна. Дело в том, что первая выставка автомобильной моды состоялась на вилле д’Эсте еще в 1929 г., а затем, с небольшими перерывами, подобные мероприятия проводились вплоть до 1949 г. Так что нынешний конкурс стал юбилейным, причем по воле случая торжества совпали со 100-летием компании Rolls-Royce и 75-летием начала выпуска легковых машин марки BMW. Можете себе представить, сколько шампанского было выпито только за один уик-энд!
Кстати, об уик-энде. По условиям, конкурс проводится в течение 2 дней, на протяжении первого из которых представленные шедевры техники и дизайна внимательно инспектируются членами жюри и приглашенными представителями специализированной прессы, в то время как второй день полностью отдан в распоряжение публики (между прочим, тоже имеющей право голоса). Соответственно, под занавес второго дня и происходит раздача слонов — то бишь, извините, призов. Количество и разнообразие последних действительно впечатляет. Помимо первой премии, присуждаемой экспертами, есть еще Мемориальный трофей имени Карло Феличе Бьянки Андерлони (первого президента жюри, скончавшегося в прошлом году), вручаемый самому элегантному авто, Трофей BMW Group за машину, которая произвела наибольшее впечатление, Трофеи Rolls-Royce и Zagato, присуждающиеся за лучший кузов, Трофей журнала Ruoteclassiche за лучшую реставрацию и Трофей имени Коррадо Милланта, коим распоряжаются представители масс-медиа. Кроме того, также предусмотрены призы за лучший дизайн и лучшую концептуальную разработку. Но самой главной и престижной наградой является, конечно, Coppa d’Oro — Золотой Кубок. Его получает машина, собравшая наибольшее количество голосов обычных зрителей: ведь на вкус и цвет товарищей нет.
Согласно тем же условиям, к участию в конкурсе допускаются автомобили, выпущенные или оснащенные новыми кузовами в период с 1920 по 1970 гг. Все они должны быть в безупречно оригинальной комплектации — точно такими, какими их сделал заводизготовитель (допускается лишь присутствие «неродных» зеркал заднего вида, сидений с ремнями безопасности и огнетушителя, но только в том случае, если они не портят внешний вид машины). Очень важно, чтобы автомобиль мог самостоятельно передвигаться: перемещение между выставочными площадками и дефиле по подиуму осуществляются своим ходом.
Вторая категория участников конкурса — концепткары и прототипы. Здесь условий поменьше: дата изготовления — не ранее 1 января 2000 г., плюс, опять-таки, функциональность — статические макеты, лишенные механики, не допускаются. Само собой разумеется, машина должна быть сделана в единственном экземпляре, а еще очень желательно, чтобы она отличалась новизной и нестандартностью дизайнерских решений — будь то внешность или исполнение интерьера.
Ну и последнее — критерии оценки. Каждый автомобиль, допущенный к участию в конкурсе, оценивается с точки зрения его исторического значения, технических и эстетических достоинств, раритетности и оригинальности, элегантности и изысканности дизайна. Согласитесь, требования весьма серьезные, хотя они и не исключают определенной доли субъективизма. Но ведь не зря еще древние греки утверждали, что именно в споре рождается истина. Впрочем, довольно слов — согласно другой народной мудрости «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать…»…