С легкой руки компании AM General, в начале 90-х гг. выпустившей «цивильные» версии военного автомобиля Hummer, продажи макси-внедорожников резко пошли вверх, отбирая покупателей у других сегментов автомобильного рынка. Реакция двух членов «Большой тройки» американских автопроизводителей последовала незамедлительно: корпорация General Motors попросту «прибрала к рукам» саму AM General, Ford создал столь же огромный, сколь и роскошный Lincoln Navigator. И только корпорация Chrysler, запутавшись в финансовых неурядицах, осталась в стороне от дележки лакомого куска пирога. Пришло время для работы над ошибками.
Законы конкуренции справедливы, но жестоки: если шансом не воспользовался ты, им непременно воспользуется кто-то другой. В свое время марка Jeep, слывшая законодателем мод в секторе автомобилей повышенной проходимости, допустила ряд оплошностей, которые теперь дорого ей обходятся. Первым в этом ряду было поражение в тендере американского Министерства обороны на постройку высокомобильного многоцелевого колесного транспортного средства (HMMWV). Jeep, с его многолетним опытом создания армейских машин и отличной репутацией, просто обязан был выиграть, однако уступил уже упомянутой AM General, дав ей шанс «подняться», а после операции «Буря в пустыне» – еще и стать знаменитой. Второй крупной ошибкой руководства компании стало упорное нежелание замечать растущую популярность Hummer, которое вылилось в отсутствие финансирования альтернативных проектов. Робкие попытки сопротивления в виде судебных исков против якобы несанкционированного использования AM General традиционно «джиповской» облицовки радиатора с семью вертикальными прорезями выглядели смешно и не принесли ощутимых результатов. И только когда конкуренты, попавшие под крыло корпорации General Motors, стали конкретно «наступать на пятки» (модели Hummer Н2 и Н3 являются прямыми соперниками Jeep Grand Cherokee и Cherokee/Liberty), боссы корпорации DaimlerChrysler взялись-таки за ум и дали зеленый свет проекту «большого джипа». Так на свет появился автомобиль с символичным названием Rescue (в переводе с английского – «Спасение»).
С точки зрения дизайна, перед нами – стопроцентный Jeep, узнаваемый даже с закрытыми глазами, благодаря старательно подчеркнутому фамильному сходству с легендарным Willys, который недавно отпраздновал свое 60-летие (см. «Тест-Драйв» № 8). Классическая облицовка радиатора с закомпонованными в нее круглыми фарами, плоские стекла, нарочито угловатый кузов, «украшенный» накладными петлями дверей, – все это создает запоминающийся образ достойного преемника славных традиций фирмы. С другой стороны, огромный дорожный просвет, минимальные свесы кузова, подчеркнутые мощными бамперами со встроенными лебедками, гипертрофированные (37 дюймов!) колеса с развитыми грунтозацепами и «утилитарные» крылья из ударопрочного пластика работают на имидж настоящего покорителя бездорожья, которому не страшны никакие препятствия.
Не обошлось и без последних достижений автомобильной технологии, вроде передней гидропневматической подвески (сзади применены традиционные пружины и рычаги), позволяющей изменять клиренс в зависимости от дорожных условий, не боящихся проколов шин с возможностью регулировки давления и т. п. Опять же, в угоду моде, а следовательно, и потенциальным покупателям, кузов предоставляет массу вариантов для трансформации: заднее стекло можно опустить, переднее – откинуть на капот, а широкий стеклянный люк и «задраенное» брезентом отверстие в крыше позволяют превратить универсал в почти кабриолет. Кстати, двери у Rescue – съемные, и без них машина приобретает вид этакого 5-метрового багги весом 2,5 тонны для пляжных прогулок.
Говоря об интерьере, наиболее подходящими будут определения «солидно» и «стильно». Доминирующим элементом на передней консоли является огромный цветной дисплей бортового компьютера и 3-мерной навигационной системы, что вполне понятно, учитывая «концептуальное» предназначение автомобиля – проведение поисковых и спасательных операций в условиях пересеченной местности.
Для выполнения этой миссии в Rescue есть все или почти все: 10-киловаттный генератор переменного тока, инфракрасные поисковые видеокамеры с цифровым видеомагнитофоном, способным передавать изображение по спутниковому каналу связи, коротковолновая радиостанция, мощные и в то же время экономичные прожекторы, встроенные в багажные рейки на крыше. А чтобы спасатели сами не превратились в спасаемых, в автомобиле предусмотрены дополнительные камеры, установленные под днищем, и 4-точечные ремни безопасности, которые надежно фиксируют пассажиров в сиденьях.
Что из всех этих «наворотов» останется в серийной машине? Наверняка, очень мало, поскольку Rescue – всего лишь дизайн-концепт, чем и объясняется скудность наличной технической информации. Кроме того, в задачу старшего брата Grand Cherokee будет входить отнюдь не спасение заблудившихся туристов, а поиск путей к сердцам и кошелькам привычных к комфорту американских клиентов. Внешность внедорожника по пути к конвейеру тоже наверняка претерпит серьезные изменения. А вот шасси, скорее всего, уже почти готово: осталось только добавить к турбодизелю более мощный бензиновый силовой агрегат. Как сообщают информированные источники, не исключено, что премьера нового джипа состоится уже на следующем автосалоне в Детройте, так что ждать осталось совсем недолго.