Автомобиль давно уже не роскошь, а средство передвижения. Учитывая скорость и насыщенность современной жизни, он представляет собой определенную степень свободы. При необходимости, к примеру, решить десяток дел в разных концах города без надежного четырехколесного помощника просто не обойтись. Естественно, быстрота (не имеется в виду максимальная отметка км/ч на спидометре) передвижения из пункта «А» в пункт «Б» во многом зависит от мастерства и опыта конкретного водителя. Но маленькие компактные автомобили, обладая высокой маневренностью, намного адекватнее расправляются с перегруженным городским трафиком. Да и места на парковке «малыши» занимают меньше. Правда, они зачастую одноликие, маломощные и бюджетные. Или нет?
С хетчбэком Ford Fiesta редакция нашего журнала уже знакома. Предыдущее его поколение вызвало массу самых разнообразных эмоций (см. «Тест-Драйв» № 2 за 2003 г.), поэтому и в этот раз тест обещал быть волнующим. Каково было наше удивление, когда на площадке официального дилера вместо скромного семейного утилитарного 5-дверного хетчбэка мы увидели синюю спортивную «трехдверку» с двумя белыми полосами через весь кузов, 16-дюймовыми лекгосплавными дисками и аккуратным спойлером. Это ли Ford Fiesta? Любимец домохозяек и молодежи внешне немного «подкачался», «раздул» арки и грозно приспустил передний бампер с «противотуманками» поближе к земле. Конечно, если закрыть глаза на скромный обвес, белые полосы и представить пластиковые декоративные колпаки на месте многоспицевых блестящих дисков, то этот автомобиль будет похож на все остальные Fiesta с 1,25-литровым или 1,4-литровым моторами, если бы не одно «но». А точнее, если бы не маленькая эмблема ST на крышке багажника…
Да, перед нами Ford Fiesta ST – самый мощный из официально представленных в Украине автомобилей в линейке Fiesta. Отголоски технического образования всплывают в подсознании нарастающим желанием побыстрее заглянуть под капот. Здесь все цивильно. Никаких кричащих желтых патрубков, хромированных головок двигателя или ярко-красных распорок. Небольшой «атмосферник» с рабочим объемом 2,0 л без малого (1999 куб. см) занимает практически все подкапотное пространство. Отметим, что горловины для доливки расходных жидкостей (охлаждающей и омывателя стекла) на виду, пользоваться ими вполне удобно. «Скромный» 16-клапанный мотор развивает 150 л. с. при 6000 об/мин, а максимальный крутящий момент составляет 190 Н·м при 4500 об/мин. Учитывая небольшую массу самого автомобиля заявленных «лошадок» более чем достаточно для динамичного перемещения «малолитражки» по плоскости асфальта. В подтверждение этого производитель заявляет, что время разгона от 0 до 100 км/ч составляет 8,4 с. Вместе с мотором работает механическая 5-ступенчатая коробка переключения передач. Желающим ездить с «автоматом» придется покупать бензиновый 1,4-литровый Fiesta, версия ST агрегатируется только «механикой». Во-первых, машина с серьезным намеком на спортивность по классическим канонам просто обязана комплектоваться механической «коробкой» (как вариант возможна «скорострельная» роботизированная трансмиссия, но это значительно увеличивает стоимость проекта), а во-вторых, конструктивно очень трудно поперечно уместить 2,0-литровый мотор и автоматическую коробку передач в скромном моторном отсеке.
В отличие от базового Ford Fiesta тестируемый оборудован дисковыми тормозными механизмами всех колес (передние вентилируемые). В качестве электронного помощника – антиблокировочная система тормозов (ABS). Все это вместе взятое призвано безопасно, а главное вовремя остановить мощный автомобиль, ведь порой динамика торможения намного важнее скоростного разгона, особенно в городских условиях с местами ограниченной видимостью. Подвеску Fiesta ST «занизили», она получила более короткоходные амортизаторы и жесткие пружины. Даже невооруженным глазом видно значительно окрепшие передние сайлент-блоки. Спереди подвеска представляет собой независимый McPherson, сзади – полузависимую балку. В качестве упругих элементов, как уже упоминалось, используются пружины. По своей сути подвеска аналогична обычным для автомобилей Fiesta, только настроена она значительно «короче» и немного жестче. С таким мощностным потенциалом по-другому просто не получится, в противном случае «корабельной раскачки» при старте и торможении просто не избежать. Рулевое управление острое. Диаметр разворота – чуть больше 10 м (для машины таких скромных размеров все же не самый маленький показатель, но не стоит забывать про мощные полуоси и ШРУСы, которым приходится переносить солидную нагрузку). «От упора до упора» руль делает чуть больше двух оборотов. Гидравлический усилитель настроен таким образом, что руль получается не «легкий», но и не «тяжелый». При вращении приходится прилагать среднее усилие, практически «золотая середина».
Садящихся в салон Fiesta приветствует спортивными двухцветными передними сиденьями с усиленной боковой поддержкой, поэтому плотным людям посадка может показаться слегка тесноватой. В водительском сиденье кроме стандартных настроек положения в небольшом диапазоне можно изменить высоту подушки, пассажирское кресло такой привилегии лишено. Спортивный 3-спицевый руль обшит приятной на ощупь кожей. Его можно отрегулировать по высоте. Рулевое колесо с красивой эмблемой ST не содержит каких бы то ни было клавиш, его призвание – направление ведущих колес «на путь истинный». Функции управления магнитолой продублированы на отдельном подрулевом рычажке. После некоторой привычки пользоваться им достаточно удобно. Слева от руля – небольшой тайничок, прикрытый крышкой (по размеру аккурат подходит мобильному телефону). Спортивная версия отличается металлическими накладками на педали. Набалдашник рычага коробки переключения передач – тоже металл. Передняя панель выполнена в двух цветах. Основная ее часть представляет приятный на ощупь синеватый мягкий пластик, центральная – черный и жесткий. Приборная панель состоит из четырех циферблатов. Двух крупных – спидометра и тахометра и двух поменьше – уровня топлива и температуры охлаждающей жидкости. Индикация приборов большая и легкочитаемая в любое время суток, ночью этому способствует ненавязчивая зеленоватая подсветка. По центру расположен информационный экран бортового компьютера. Он функционально разделен на две зоны. На верхней его части индицируется текущее состояние мультимедийной системы (частота радиостанции, информация о диске и т. д.) и температура окружающего воздуха. На нижней – выбранный сервисный показатель (расход топлива, средняя скорость, пробег, расстояние до заправки и т. д.). «Бортовик» русифицирован, но управление всеми его функциями возложено на одну единственную кнопку в торце левого подрулевого переключателя. В принципе ничего сложного, но опять таки требует определенного навыка.
Центральная консоль – полный аналог обычного Fiesta. В самой верхней ее части небольшая полочка, которая, скорее всего, играет чисто эстетическую роль (ложить туда мелочи нецелесообразно, они постоянно «улетают»). Дефлекторы системы вентиляции представлены круглыми вращающимися жалюзи, распределять с их помощью воздушные потоки очень удобно. Далее расположено головное устройство штатной аудиосистемы. К управлению, как и к звучанию мультимедийной системы, претензий нет, жаль только что она не воспринимает формат MP3. Блок управления системой вентиляции и отопления представлен тремя равновеликими вращающимися рукоятками. «Бардачка» два. Первый представлен небольшой прорезиненной нишей (туда, к примеру, помещается и надежно удерживается обычная пол-литровая жестяная баночка). Второй – стандартный в нашем понимании перчаточный ящик, в который можно положить (при некоторых усилиях) журнал формата А4. Кроме того – большие карманы в дверях и еще одна ниша под «бородой» центральной панели. Хотелось бы отметить немалые «пещеры» (по-другому их просто не назовешь, поверьте) в задних картах. В общем, если бы героиня известного стихотворения одного современника перевозила свой багаж не в поезде, то «картину, корзину, картонку и маленькую собачонку» она с легкостью б разместила в салоне этого крохотного, на первый взгляд, хетчбэка…
С безопасностью у Ford Fiesta все в порядке, не даром в ходе испытаний по методике EuroNCAP автомобиль получил четыре «звезды» из пяти возможных. Не последнюю роль в этом сыграли фронтальные и боковые подушки безопасности (всего их 4).
Переберемся на второй ряд сидений. Для этого необходимо откинуть спинку переднего кресла (сиденье при этом, как часто бывает, не отъезжает). Дверные проемы достаточно широкие, поэтому для успешной посадки не надо демонстрировать чудеса акробатики. А вот выходить отсюда уже не так удобно, однако все познается в сравнении, бывает и хуже. Изначально, снаружи кажется, что задние места чисто символические, либо напрочь отсутствует багажник… По паспорту, то есть теоретически, три полноценных посадочных места, практически же комфорта добьются только двое. Хотя на короткие расстояния смело можно располагать здесь троих. Хочется петь дифирамбы свободному пространству, которого в этой области действительно много. Из-за продуманной ровной крыши и относительно низко расположенного сиденья даже у пассажира ростом 1,85 м до потолка остается еще 4-5 см свободного места. Единственное, что ему может помешать – сиденье водителя (переднего пассажира), настроенное под человека такого же роста. Хотя преднамеренно для таких случаев в спинках передних кресел есть специальные выемки.
Исходя из нашей теории, раз на заднем ряду мы нашли настоящие «взрослые» места, то багажник должен быть совсем «детским». Проверим. Подходим к двери багажного отделения и пытаемся нащупать язычок открывания его замка. Идя логичным путем, осматриваем ручку багажника (ага, вот выемка под руку, вот плафоны освещения номера, куда нажать???). Далее «тыкаем» пальцем в личинку замка, потом в эмблему – аналогичный результат… Не ищите, на самом деле открытие происходит либо клавишей из салона, либо по-старинке с помощью ключа, либо посредством кнопки на том же ключе. Банальная ручка отсутствует. Это и к лучшему, зато вы никогда не забудете запереть багажник. Заверяем вас, наш теоретический подход потерпел фиаско, багажный отсек все-таки присутствует. Его объем в походном состоянии составляет 270 л, очень даже неплохой показатель в рамках этого класса. Есть возможность разложить заднее сиденье (в пропорции 40:60), тем самым увеличив полезный объем до 950 л. Под фальшполом разместили запасное колесо, домкрат и баллонный ключ. Дабы не греметь и не стучать, все это крепко прикручено. Что ж, степенные домохозяйки остались довольны размерами багажника, такому покорится не один супермаркет. Отважные студенты – вместительности салона, с друзьями все же ехать веселее. Но и тех и других, а в том числе и нас, очень интересует сам процесс этой долгожданной поездки. Усаживаемся поудобнее, ключ на старт — поехали…