На родине Volvo, в Швеции, погодные условия порой очень суровые. Тем не менее, в истории марки не так уж и много вседорожников. Как правило, подобную технику (вроде Volvo TP 21 Hogster) выпускали для армии. Первой же «гражданской» вседорожной моделью стал XC90 2002 года. Он получился настолько успешным, что выпускался на протяжении 12 лет и за это время заводские цеха покинуло свыше 600 тыс. автомобилей. Теперь наконец пришло время для второго поколения. Модель называют знаковой для Volvo: с нее начнется «перезагрузка» всей линейки шведской марки.
Радикальные перемены заметны уже при первом взгляде на Volvo XC90. Внешне новичок мало чем напоминает предшественника, а больше смахивает на предсерийные концепт-кары Volvo Estate XC и Coupe. Разве что остался характерный двухобъемный профиль с малыми углами наклона стоек крыши. Дизайн вседорожника стал элегантнее, а углы скруглены. Капот стал длиннее, а вот свесы кузова, наоборот, укорочены. Широкая решетка радиатора декорирована хромом. Свидетельство знаковости модели заметно и здесь: именно на ХС90 дебютирует освеженный логотип Volvo. Еще одной визитной карточкой шведской марки станут узкие светодиодные фары. А Т-образные ходовые огни созданы под вдохновением от скандинавской мифологии, ведь напоминают молот легендарного бога Тора. Днище прикрыто металлическими пластинами, а пороги можно украсить серебристыми накладками. Пятая дверь прикрыта спойлером, а в задних стойках размещены узкие фонари. Среди опций есть аэродинамический и вседорожный обвесы.
Автомобиль построен на полностью новой модульной платформе, которую вскоре будут использовать почти все Volvo. Он заметно крупнее предшественника: длина прибавила 145 мм (до 4950 мм), а колесная база – 125 мм (до 2984 мм). Кроме того, ХС90 шире на 100 мм (2008 мм) и немного ниже (1776 мм). Вместе с тем, он на 125 кг легче (1940 кг в базовой версии). Начальное оснащение включает 18-дюймовые колесные диски, а заказать можно колеса диаметром до 22 дюймов.
В салоне господствует лаконичный скандинавский стиль. Материалы внутренней отделки улучшены: уже в базовой версии сочетаются кожа и полированный алюминий, а подсветка осуществляется с помощью светодиодов. Селектор трансмиссии инкрустирован натуральным хрусталем. Можно выбрать и вставки из дерева и металлические накладки на педали. На ободе трехспицевого рулевого колеса в районе хвата рук предусмотрены наплывы. Показания приборов Volvo XC90 выведены на 12,3-дюймовый экран, а за доплату данные могут проецироваться на лобовое стекло.
Центральная немного повернута к водителю. Большую ее часть занимает огромный 9,5-дюймовый сенсорный дисплей мультимедийной системы. Она заведует практически всем: от спутниковой навигации до климат-контроля. Именно поэтому традиционных кнопок здесь осталось немного – всего восемь.
Передние сиденья Volvo XC90 – мягкие и комфортабельные. Они оснащены электроприводом, а у рулевой колонки очень широкий диапазон регулировок по высоте и вылету. Предусмотрена и функция подогрева, а за доплату можно выбрать спортивные кресла с улучшенной боковой поддержкой. Водителя и переднего пассажира разделяет высокий трансмиссионный тоннель. Поскольку вместо «ручника» теперь маленький рычажок электромеханического стояночного тормоза, то освободилось больше места для подлокотника с отделением внутри. Обзор вперед несколько затруднен из-за длинного капота. Зато парковаться помогает стандартная камера заднего вида.
На втором ряду места для ног и над головой стало больше, хотя и ранее оно было весьма щедрым. Предусмотрена и горизонтальная регулировка сидений, а по центру может выдвигаться встроенное детское кресло. Третий ряд теперь рассчитан на взрослых среднего роста, здесь теперь гораздо просторнее. К тому же, задние кресла установлены несколько выше, чем передние, чтобы пассажиры могли любоваться дорогой через лобовое стекло. Объем багажника в обычном состоянии вырос до 314 л, в пятиместной конфигурации составляет 692-721 л (в зависимости от положения кресел второго ряда), а со сложенными сиденьями – 1951 л. Пятая дверь уже в базовой версии получила электропривод с сенсорным открытием.
Начальная версия Volvo ХС90 Kinetic оснащена довольно богато. Она получила систему доступа без ключа, адаптивные фары, электропакет, двухзонный климат-контроль, аудиосистему с 10 динамиками, связь Bluetooth, датчики освещения и дождя, круиз-контроль с ограничителем скорости. Во флагманском варианте Inscription добавлены четырехзонный климат-контроль и панорамная крыша с возможностью изменения степени тонировки. Среди опций есть камеры кругового обзора, парковочный автопилот, обогрев рулевого колеса и сидений второго ряда.
Отдельного упоминания заслуживает безопасность вседорожника. В Volvo взяли обязательство: к 2020 году люди не должны гибнуть в автомобилях шведской марки. Даже предыдущий Volvo ХС90 до сих пор отвечает самым современным нормам безопасности, а новичок, естественно, превзошел его. Жесткость кузова возросла, а силовой каркас кузова усилен. Помимо 6 подушек безопасности, систем стабилизации и контроля давления в шинах базовая комплектация включает технологии определения усталости водителя, соблюдения полосы движения, распознавания дорожных знаков и автоматического замедления (она способна тормозить если Volvo поворачивает на перекрестке перед встречной машиной). Новшеством является система Run-off, натягивающая ремни безопасности, если автомобиль слетает с трассы в кювет. За доплату можно установить технологии слежения за «слепыми» зонами и соблюдения полосы движения.
На первых порах предложат на выбор два 2,0-литровых четырехцилиндровых двигателя. Бензиновый турбомотор развивает приличные 320 л. с. и обладает немалым крутящим моментом в 400 Н∙м при 2200 об/мин. У него спокойный характер и хорошие тягловые характеристики в среднем диапазоне оборотов. Обгон на трассе происходит легко и непринужденно. «Четверка» работает тихо и плавно. С ней вседорожник разгоняется до 100 км/ч за 6,5 с и достигает 230 км/ч. В городском цикле он расходует 9,8 л/100 км, а в загородном – 7,0 л/100 км.
Альтернатива – 225-сильный турбодизель. Он также очень тихий и слышен разве что при резком разгоне. Его главное преимущество – немалая тяга с малых оборотов, ведь пиковые 470 Н∙м крутящего момента у него в распоряжении уже при 1750 об/мин. Это позволяет легко буксировать прицеп весом 2,7 тонны. Конечно, динамика похуже, чем у бензиновой версии – 7,8 с до 100 км/ч и максимальные 220 км/ч. Но зато двигатель гораздо экономичнее: 6,2 л/100 км в городе и 5,4 л/100 км – на трассе.
Вскоре палитру модификаций расширят. Первым появится гибридный XC90 T8, в котором 320-сильный турбодвигатель работает в паре с 80-сильным электромотором. Вседорожник сможет проехать 40 км на электротяге и будет расходовать в среднем 2,7 л/100 км. Затем появятся новые 2,0-литровые версии: 254-сильная бензиновая и 190-сильная дизельная.
Все Volvo ХС90 оснащены 8-ступенчатой автоматической трансмиссией. Переключения происходят практически незаметно, хоть и не очень быстро. Полный привод, дорожный просвет в 238 мм и система помощи на крутом спуске помогают справиться с легким бездорожьем. Вседорожнику под силу и броды глубиной 45 см.
Ходовая автомобиля более ориентирована на комфорт. Подвеска плавно поглощает большинство выбоин и даже с 21-дюймовыми колесами езда остается весьма мягкой. А за доплату доступна пневмоподвеска, буквально сглаживающая неровности. Причем, в этом случае можно еще и клиренс изменять в пределах 187-267 мм. Предусмотрены спортивный и комфортный режимы, хотя разница между ними небольшая. Сцепление с дорогой очень хорошее, а крены в поворотах умеренные. Рулевое управление точное, но при этом чересчур легкое. К тому же, немного больше обратной связи ему не помешало бы. Зато у ХС90 очень качественная шумоизоляция: на больших скоростях сторонние звуки не дают о себе знать.
Volvo XC90 действительно революционная модель для шведской марки. Вседорожник поступает в продажу с весны. В Европе базовая версия будет стоить 53 500 евро, а гибридный Т8 оценили в 80 тыс. евро.
Технические характеристики Volvo XC90
Тип кузова универсал
Количество дверей/мест, шт. 5/7
Снаряженная/полная масса, кг 2978/2630 2082/2630
Длина/ширина/высота, мм 4950/2008/1775
Колесная база, мм 2984
Колея передняя/задняя, мм 1668/1671
Клиренс (дорожный просвет), мм 187-267
Объем багажника, л 314/1951
Диаметр разворота, м 12,5
Двигатель
Рабочий объем, см3 1969 1969
Тип Бензиновый, с турбонаддувом Дизельный, с турбонаддувом
Расположение Спереди, поперечно
Расположение и количество цилиндров В ряд, 4
Количество клапанов/распредвалов, шт. 16/2
Макс. мощность, л. с. при об/мин 320 при 5700 225 при 4250
Макс. крутящий момент, Н•м при об/мин 400 при 2200-5400 470 при 1750-2500
Топливо/емкость бака, л Аи-95/71 Дт/71
Трансмиссия
Тип привода Подключаемый полный
Коробка передач 8-ст. автоматическая
Ходовая
Передняя подвеска Независимая, на двойных поперечных рычагах, с пневмоэлементами, со стабилизатором поперечной устойчивости
Задняя подвеска Независимая, многорычажная, с пневмоэлементами, со стабилизатором поперечной устойчивости
Тормоза передние дисковые, вентилируемые
Тормоза задние дисковые, вентилируемые
Сервисные и тормозные системы ABS, EBD, DSTC, HDC
Количество подушек безопасности, шт. 6
Размер шин 235/60 R18
Эксплуатационные показатели
Время разгона от 0 до 100 км/ч, с 6,5 7,8
Максимальная скорость, км/ч 230 220
Расход топлива, л/100 км
городской цикл 9,8 6,2
загородный цикл 7,0 5,4
смешанный цикл 8,0 5,7
Стоимость автомобиля (в Европе), евро 53 500 – 80 000
Первое техобслуживание, км 20 000
Периодичность техобслуживания, км 20 000