Запасы нефти не безграничные и нынешнее ее удешевление – наверняка временное явление. Поэтому неудивительно, что многие автопроизводители ищут альтернативные варианты силовых установок. Электромобили с одной стороны выглядят привлекательно, но с другой – их Ахиллесовой пятой остается малый запас хода. Эти транспортные средства появились еще в конце XIX века, но только сейчас их начали оснащать аккумуляторными батареями, позволяющими преодолеть 200-400 км. Впрочем, есть и другой путь – водородные топливные ячейки, вырабатывающие электричество. Технологию развивают на протяжении последнего десятилетия, а первым серийным автомобилем с топливными ячейками стал Honda FCX Clarity. Теперь свои силы попробует другая японская марка – Toyota, которая до этого сконцентрировалась преимущественно на гибридных моделях и меньше внимания уделяла полноценным электромобилям. В производство поступает седан с громким названием Mirai, что в переводе с японского означает «будущее».
Toyota Mirai выглядит весьма необычно, что продиктовано не столько желанием выделить автомобиль из потока, сколько соображениями аэродинамики. Внешне он почти не отличается от предсерийного концепт-кара FCV и привлекает вытянутым силуэтом с заостренным «носом» и ниспадающей формой крыши. У лобового стекла и задних стоек крыши – большие углы наклона. Фальшрадиаторная решетка узкая так же, как и светодиодные фары. А вот в бампере можно заметить огромные треугольные отверстия, поставляющие кислород в топливные ячейки. Передние и особенно задние крылья серьезно раздуты. Легкосплавные 17-дюймовые диски «обуты» в покрышки с низким коэффициентом сопротивления качению. Фонари по форме напоминают воздухозаборники, а соединяет их тоненькая светящаяся полоса.
Седан построен Toyota Prius, правда ее удлинили и он получился немаленьким – 4890 мм в длину и 1815 мм в ширину при колесной базе в 2780 мм. Да и масса автомобиля приличная – 1850 кг, — даже несмотря на то, что в конструкции использовано углеволокно.
Во внутренней отделке сочетаются искусственная кожа, карбон и черные лакированные вставки. Архитектура салона во многом повторяет внутреннее убранство того же Prius. Так, показания приборов выведены на два цветных дисплея по центру передней панели. Водитель, кстати, может их конфигурировать. А вот рулевое колесо знакомо по Toyota Camry. Наклоненная центральная консоль увенчана 7-дюймовым сенсорным дисплеем мультимедийной системы. Оригинально выглядит компактный селектор трансмиссии. Интересно, что клавиши блоков аудиосистемы и климат-контроля также сенсорные и срабатывают от легкого касания.
У рулевой колонки изменяются высота и глубина, хотя диапазон регулировок не слишком большой. Передние сиденья оснащены электроприводом и подогревом, обогревается и обод руля. Кресла мягкие и комфортабельные, но им не хватает боковой поддержки. Подлокотник на трансмиссионном тоннеле прячет немаленький бокс.
Второй ряд рассчитан на двоих пассажиров. Сиденья расположены выше, чем передние, так как под ними находятся баки с водородом. Поэтому места над головой остается не очень много, что ощутят рослые люди. Зато ногам весьма свободно. Объем багажника составляет 371 л.
Комплектация Toyota Mirai довольно богатая: система доступа без ключа, электропакет, раздельный климат-контроль, CD-плеер, парковочный автопилот, адаптивный круиз-контроль, навигационная система с подпиской на службу дорожной помощи. Также установлены 7 подушек безопасности, система стабилизации, технологии автоматического замедления, соблюдения полосы движения и слежения за «слепыми» зонами.Электромотор мощностью 155 л. с. знаком по Toyota Camry Hybrid. Включение зажигания сопровождается тишиной, ведь работает он практически бесшумно. Уже с первых оборотов доступны немалые 335 Н∙м крутящего момента, поэтому тяги всегда достаточно. По этой причине Mirai, как и все электромобили, не нуждается в многоступенчатой коробке переключения передач. Динамика вполне приличная: разгон до 100 км/ч занимает 9 с, а максимальная скорость составляет 178 км/ч. Седан неплохо проявляет себя при обгоне, ведь с 40 до 70 км/ч ускоряется всего за 3 с.
Питают двигатель электричеством топливные ячейки. В них на специальной мембране происходит расщепление молекул водорода, что сопровождается выделением огромного количества энергии. Свободные атомы затем соединяются с кислородом, образуя молекулы воды, поэтому выхлоп состоит только из пара. В баках под давлением в 700 бар хранится 5 кг (122 л) водорода – это достаточно, чтобы проехать 483 км. Мало того, автомобиль может перейти в режим передвижной электростанции и питать электричеством небольшой дом. Эта функция может быть очень полезной, например, во время стихийного бедствия.
Топливные ячейки размещены в днище, что понижает центр тяжести Toyota Mirai. Это положительно сказывается на управляемости и довольно тяжелый автомобиль неплохо себя проявляет. Да и крены в поворотах очень небольшие. Рулевое управление очень легкое, но ему не хватает обратной связи. Хорошо настроена тормозная система. Поначалу автомобиль замедляется за счет перехода электромотора в режим реверса, а затем при надобности подключаются тормозные диски. При этом останавливается седан плавно и без рывков.
Toyota Mirai поступит в продажу с сентября по цене в 57 тыс. долларов, но благодаря специальным правительственным субсидиям в некоторых странах стоимость составит 44 тыс. долларов. В эту сумму включен запас водородного топлива на три года. Ожидается, что в 2016 году соберут 3000 Mirai. Конечно, основной проблемой для автомобиля является отсутствие развитой инфраструктуры. Водородные автозаправочные станции – редкость даже в развитых странах. Хотя постепенно их количество растет. Так, в Японии до конца года таких АЗС будет уже 100, а в США планируют открыть 68 станций до 2018 года. Интересно, что Toyota вместе с BMW, Honda Hyundai и Mercedes-Benz объединились, чтобы за свои деньги построить ряд водородных заправок. Ведь будущее нужно строить вместе, забыв о конкуренции.
Технические характеристики Toyota Mirai
Тип кузова седан
Количество дверей/мест, шт. 4/4
Снаряженная масса, кг 1850
Длина/ширина/высота, мм 4890/1815/1535
Колесная база, мм 2780
Колея передняя/задняя, мм 1535/1545
Клиренс (дорожный просвет), мм 130
Объем багажника мин/макс, л 371
Диаметр разворота, м 11,4
Двигатель
Тип электрический
Расположение Спереди, поперечно
Макс. мощность, л. с. 153
Макс. крутящий момент, Н•м 335
Топливо/емкость бака, л Водород/122
Трансмиссия
Тип привода Передний
Коробка передач 1-ст.
Ходовая
Передняя подвеска Независимая, типа McPherson, со стабилизатором поперечной устойчивости
Задняя подвеска Независимая, многорычажная, со стабилизатором поперечной устойчивости
Тормоза передние дисковые, вентилируемые
Тормоза задние дисковые
Сервисные и тормозные системы ABS, EBD, VSC
Количество подушек безопасности, шт. 7
Размер шин 215/55 R17
Эксплуатационные показатели
Время разгона от 0 до 100 км/ч, с 9,0
Максимальная скорость, км/ч 178
Дальность пробега, км 483
Стоимость автомобиля (в США), долларов 57 000
Первое техобслуживание км 10 000
Периодичность техобслуживания км 10 000