Возвращение Toyota в чемпионат мира по ралли WRC получилось триумфальным. Японская команда выиграла первенство в 2018 году и повторила успех в 2020. Это подтолкнуло к созданию дорожного варианта раллийного Toyota Yaris. К слову, готовили его специалисты гоночного подразделения Gazoo Racing, разрабатывающие и раллийные Yaris. А в доводке участвовали ассы WRC Томми Мяккинен, Отт Танак и Яри-Матти Латвала. Новый Toyota GR Yaris получился очень интересным и нестандартным заряженным хетчбэком.
Начнем с того, что только Toyota GR Yaris доступен в трехдверном исполнении тогда, как стандартный хетчбэк – пятидверный. По сути, для «горячей» версии разработали полностью новый кузов, причем с обычным Yaris общие только светодиодные фары и зеркала заднего вида – остальные кузовные детали новые. Спереди обращает на себя внимание массивный бампер с огромным воздухозаборником, призванным поставлять воздух к радиатору и интеркулеру. GR Yaris выделяется благодаря расширенным колесным аркам, 18-дюймовым кованным дискам и аэродинамическому обвесу. Небольшое заднее стекло прикрыто спойлером, а фонари соединены черной лакированной вставкой. Из заднего бампера выглядывают две выхлопные трубы.
Примечательно, что при длине в 3995 мм трехдверный Yaris длиннее пятидверного, а вот колесная база такая же – 2560 мм. Также автомобиль на 45 мм ниже – 1455 мм. Капот и двери выполнены из алюминиевых сплавов, а крыше – и вовсе из карбона. Учитывая, что хетчбэк полноприводной, то масса в 1280 кг – не такая уж и большая.
В отделке салона использована алькантара с контрастными красными швами. Спортивное трехспицевое рулевое колесо обшито кожей. Новый рычаг трансмиссии установили на 50 мм выше и немного ближе к водителю. Примечательно, что у Toyota GR Yaris обычные циферблаты приборов, а не цифровые, как у стандартной модели. Внутри спидометра установлен указатель топлива в баке, а в тахометре находится датчик температуры двигателя. Бортовой компьютер пополнился новыми функциями – показывает, например, давление наддува или распределение тяги по осям.
Центральная панель увенчана 8,0-дюймовым сенсорным дисплеем мультимедийной системы Toyota Touch 2. Количество кнопок и переключателей здесь небольшое и привыкнуть к ним нетрудно. Ниже расположены 2 USB-порта.
Рулевая колонка регулируется по высоте и глубине, достаточно широкий диапазон настроек и у водительского сиденья. Toyota GR Yaris получил ковшеобразные спортивные сиденья с интегрированными подголовниками, обладающие образцовой боковой поддержкой. Посадка за рулем довольно высокая, что способствует хорошей обзорности. Интересная деталь: если у обычного Yaris стояночный тормоз электромеханический, то GR получил традиционный «ручник».
Второй ряд является двухместным. Места над головой здесь не очень много, а вот запас для ног весьма приличный. Багажник довольно-таки скромный – 174 л.
Комплектация Toyota GR Yaris довольно богатая – электростеклоподъемнии, двухзонный климат-контроль, аудиосистема, датчики дождя и света, камера заднего вида, адаптивный круиз-контроль. Также предусмотрены 7 подушек безопасности, система стабилизации, технологии автоматического торможения и соблюдения полосы движения. Пакет Convenience добавляет диодную подсветку салона с изменяемыми цветами, аудиосистему JBL, спутниковую навигацию, парктроник и систему мониторинга «слепых» зон.
Специально для Toyota GR Yaris разработали трехцилиндровый турбомотор непривычно большого объема – 1,6 л. Он развивает приличные 261 л. с. при 6500 об/мин. Вообще, двигатель высокооборотистый и быстро раскручивается, но при этом тяговит и в среднем диапазоне оборотов – пиковые 360 Н∙м крутящего момента доступны при 3000-4000 об/мин. Разгон до 100 км/ч занимает всего 5,5 с, а максимальная скорость ограничена на отметке в 230 км/ч. Специальный акустический синтезатор делает звук мотора громче и сочнее. При таких характеристиках автомобиль экономичный – 8,2 л/100 км в смешанном цикле.
Хетчбэк предлагают только с 6-ступенчатой механической трансмиссией, причем позаимствовали ее у купе Toyota GT86. Она очень точная, а ход рычага короткий.
Система полного привода позволяет менять распределение крутящего момента по осям. В обычном режиме 60% тяги приходится на переднюю ось, в Track момент делится поровну, а в Sport 70% его передается на задние колеса. В последнем случае можно добиться скольжения «кормы».
Хотя, конечно, сцепление с дорогой у Toyota GR Yaris отменное. Еще одно преимущество заряженного хетчбэка – полностью новая задняя подвеска на двойных поперечных рычагах. На извилистых дорогах маленький автомобиль демонстрирует очень хорошую маневренность. Еще лучше в этом плане версия Circuit, включающим дифференциалы повышенного трения, уменьшающие недостаточную поворачиваемость. Рулевое управление острое, точное и информативное. Естественно, подвеска очень жесткая (особенно в Circuit), но зато кренится в виражах автомобиль очень мало. Вентилируемые дисковые тормоза диаметром 356 мм спереди и 297 мм сзади обеспечивают очень хорошее замедление.
Новый Toyota GR Yaris выпустят ограниченной серией, но очень большой – соберут 25 тыс. хетчбэков. Стоимость автомобиля стартует с 33 200 евро. По меркам В-класса, это немало, но при таких характеристиках это очень немного.
Технические характеристики Toyota GR Yaris | |
Тип кузова | хетчбэк |
Количество дверей/мест, шт. | 3/4 |
Снаряженная масса, кг | 1280 |
Длина/ширина/высота, мм | 3955/1805/1460 |
Колесная база, мм | 2558 |
Колея передняя/задняя, мм | 1530/1560 |
Клиренс (дорожный просвет), мм | 135 |
Объем багажника, л | 174 |
Диаметр разворота, м | 9,6 |
Двигатель | |
Рабочий объем, см3 | 1618 |
Тип основного двигателя | Бензиновый, с турбонаддувом |
Расположение | Спереди, поперечно |
Расположение и количество цилиндров | В ряд, 3 |
Количество клапанов/распредвалов, шт. | 12/2 |
Макс. мощность, л. с. при об/мин | 261 при 6500 |
Макс. крутящий момент, Н·м при об/мин | 360 при 3000-4000 |
Топливо/емкость бака, л | Аи-95/42 |
Трансмиссия |
|
Тип привода | Постоянный полный |
Коробка передач | 6-ст. механическая |
Ходовая |
|
Передняя подвеска | Независимая, типа McPherson, со стабилизатором поперечной устойчивости |
Задняя подвеска | Независимая, на двойных поперечных рычагах, со стабилизатором поперечной устойчивости |
Тормоза передние | дисковые, вентилируемые |
Тормоза задние | дисковые, вентилируемые |
Сервисные и тормозные системы | ABS, EBD, ESP |
Количество подушек безопасности, шт. | 7 |
Размер шин | 225/40 R18 |
Эксплуатационные показатели |
|
Время разгона от 0 до 100 км/ч, с | 5,5 |
Максимальная скорость, км/ч | 230 |
Расход топлива, л/100 км | |
смешанный цикл | 8,2 |
Стоимость автомобиля в Европе, евро | 33 200 |
Периодичность техобслуживания, км | 20 000 |