Первые электромобили появились еще в конце XIX века, но долгое время они не пользовались большой популярностью. Главной их проблемой, как известно, является малый запас хода. Только сейчас его удалось существенно увеличить, поэтому популярность этих транспортных средств за последние годы выросла. Настоящий прорыв в этом плане совершила компания Tesla. Как оказалось, она не зря названа в честь гениального ученого, ведь ее конек – передовые технологии. Сначала в 2008 году увидел мир кабриолет Tesla Roadster, способный проехать свыше 320 км без подзарядки. Пять лет спустя к нему присоединился лифтбэк Model S с рекордной дальностью пробега в 425 км. Теперь Model S прошел обновление и обзавелся флагманским вариантом P85D.
Внешне Tesla Model S практически не изменился. Он по-прежнему привлекает изящным внешним видом и действительно заставляет обратить на себя внимание. У него вытянутый клиновидный профиль с аркообразной линией крыши, как у купе. В дизайне преобладают утонченные изогнутые формы. Широкая «пасть» фальшрадиаторной решетки – сугубо декоративный элемент, ведь электромотор не нуждается в столь большом количестве воздуха. Передняя и задняя оптика – светодиодная. «Корма» увенчана заостренным спойлером и хромированным молдингом. P85D можно отличить по новым 21-дюймовым легкосплавным дискам.
Автомобиль немаленький: его длина достигает 4976 мм, а колесная база – 2959 мм. При этом он невероятно широкий (1963 мм) и не очень высокий (1435 мм). Tesla Model S не только выглядит стремительно, но и действительно обтекаемый: коэффициент его лобового сопротивления равен всего 0,24. Правда, масса лифтбэка выросла до 2239 кг. Но зато структура кузова настолько крепкая, что краш-тесты автомобиль успешно прошел на скорости 80 км/ч, а не на 64 км/ч, как требует организация по безопасности EuroNCAP.
Доступ в салон осуществляется весьма интересно. Дверные ручки утоплены, но при приближении водителя они распознают его ключ в кармане и автоматически выдвигаются. Внутри Tesla Model S как нельзя лучше отображается триумф современных технологий. Крыша полностью прозрачная, поэтому здесь светло. В отделке применены экологически чистая кожа (не обработанная опасными химикатами) и пластик, полученный в результате вторичной переработки. Трехспицевое рулевое колесо выполнено в спортивном стиле – с плоским ободом внизу и наплывами в районе хвата рук. Приборной панелью служит экран, на который выведены показания спидометра, индикатора заряда батареи, бортового компьютера.
Центральная панель немного повернута к водителю. На ней размещен еще один, огромный 17-дюймовый, монитор. По сути, это встроенный планшет с сенсорным экраном, заменяющий блоки аудиосистемы и климат-контроля. Он также исполняет роль дисплея навигационной системы. Предусмотрен и беспроводной Интернет.
Передние сиденья Model S широкие и комфортабельные. Они, как и рулевая колонка, оснащены электроприводом регулировок с памятью на настройки уже в базовой версии. Есть и подогрев кресел. Посадка довольно низкая, а задняя часть размещена высоко, так что при парковке стандартная камера заднего обзора весьма кстати.
На втором ряду места для ног более, чем достаточно, да и над головой остается приличный запас пространства. Салон очень широкий, поэтому троим взрослым сзади не тесно. Кроме того, за доплату доступен еще и третий ряд кресел, который размещен в багажнике и развернут на 180 градусов. Они рассчитаны на двоих детей.
Даже варианте на семь мест остается небольшой 150-литровый багажный отсек. В пятиместной конфигурации его объем возрастает до приличных 745 л, а в двухместной – до 1645 л. А вот переднего багажника уже нет. Пятая дверь за доплату может быть дополнена электроприводом.
Комплектация модели весьма богатая: система доступа без ключа, электропакет, двухзонный климат-контроль, 200-ваттная аудиосистема с CD-плеером, датчик дождя, связь Bluetooth, круиз-контроль. Также обязательными являются 8 подушек безопасности (две из них защищают колени сидящих спереди), система стабилизации и система контроля давления в шинах. Среди дополнительного оборудования – аудиосистема мощностью 580 Вт и камеры кругового обзора.
Главное отличие обновленного Tesla Model S – сразу два электромотора. Дополнительный двигатель установлен спереди (он-то и занял место исчезнувшего багажника). В версии P85D его мощность равна 221 л. с., а задний мотор теперь развивает 470 л. с. То есть, суммарно получается 691 л. с. – отличный показатель. Максимальный крутящий момент составляет невероятные 930 Н∙м и доступен уже с первых оборотов. Поэтому на недостаток тяги жаловаться вряд ли придется. Автомобиль не нуждается в традиционной коробке переключения передач – достаточно 1-ступенчатой трансмиссии. Мотор работает очень тихо: при включении зажигания его «выдают» лишь показания на приборной панели. Динамика Tesla Model S P85D лучше, чем у любого спортивного седана с двигателем внутреннего сгорания – 3,2 с до 100 км/ч. Причем уверенный равномерный разгон длится примерно до 160 км/ч. А 400 м с места автомобиль преодолевает за 11,8 с. Порог ограничителя скорости также подняли – до 250 км/ч.
Второй двигатель за доплату предложен и для и менее мощных вариантов лифтбэка, только там он развивает 188 л. с. К слову, каждый из моторов вращает свою пару колес, то есть таким образом реализована еще и система полного привода. Получается, что такой Model S не только быстрее, но и обладает лучшим сцеплением с дорогой.
Конечно, не забыли и о дальности пробега. Tesla и ранее демонстрировал рекордные результаты, а теперь стал еще лучше. P85D с литий-ионной батареей емкостью 85 кВт·ч без подзарядки может проехать 440 км, а более доступная версия с аккумулятором на 60 кВт·ч отныне способна преодолеть 360 км. Пополнить заряд можно от сети в 110, 220 или 480 вольт, причем в последнем случае процедура займет только 45 минут. Учитывая стоимость электроэнергии в Европе и США, затраты будут равноценны цене топлива при расходе в 2,5 л/100 км.
Для желающих отправиться на электромобиле в дальнее путешествие в Tesla развивают собственную сеть быстрых зарядных станций по всему миру. Их уже свыше 280, а в ближайшие месяцы две таких установки появятся и в Украине – в Киеве и Львове. Интересно, что расположение этих «заправок» отмечено на карте навигационной системы. Кроме того, батарея закреплена таким образом, что заменить ее можно всего за 3 минуты. То есть, в перспективе можно будет поменять разряженный аккумулятор на новый и продолжить поездку.
Батареи размещены в днище под полом салона и понижают центр тяжести, что положительно сказывается на управляемости лифтбэка. Тяжелый Tesla Model S демонстрирует на удивление неплохую маневренность. На извилистых дорогах он послушен и очень мало кренится в поворотах, а боковое ускорение на уровне спорткупе – 0,91g. Руль чересчур легкий и не слишком информативный из-за электроусилителя. Но зато курсовая устойчивость у Tesla очень хорошая. P85D оснащен еще и пневмоподвеской, поэтому даже с 21-дюймовыми дисками езда не слишком жесткая. На больших скоростях дорожный просвет уменьшается на 18 мм (до 103 мм), а при надобности его можно увеличить на 31 мм (до 152 мм). При замедлении на первых порах срабатывает система рекуперации тормозной энергии, а затем – вентилируемые диски Brembo диаметром 405 мм спереди и 380 мм – сзади. Для остановки со 100 км/ч понадобится отрезок дороги длиной 34,5 м.
Tesla Model S – один из самых успешных электромобилей, ведь уже удалось продать около 50 тыс. этих машин. Заказов на модель достаточно, пусть лифтбэк и не назовешь доступным Базовая версия стоит в США 60 тыс. долларов, а самая дорогая P85D – 105 600 долларов.
Технические характеристики Tesla Model S P85D
Тип кузова лифтбэк
Количество дверей/мест, шт. 5/7
Снаряженная масса, кг 2239
Длина/ширина/высота, мм 4976/1963/1435
Колесная база, мм 2959
Колея передняя/задняя, мм 1661/1699
Клиренс (дорожный просвет), мм 103-152
Объем багажника, л 150/1645
Диаметр разворота, м 11,3
Двигатель
Тип Электрический (2)
Расположение спереди, поперечно и в базе, продольно
Макс. мощность, л. с. при об/мин 691 при 8600
Макс. крутящий момент, Н•м при об/мин 931 при 1-8600
Трансмиссия
Тип привода Постоянный полный
Коробка передач 1-ст. механическая
Ходовая
Передняя подвеска Независимая, на двойных поперечных рычагах, со стабилизатором поперечной устойчивости
Задняя подвеска Независимая, многорычажная, со стабилизатором поперечной устойчивости
Тормоза передние дисковые, вентилируемые
Тормоза задние дисковые, вентилируемые
Сервисные и тормозные системы ABS, EBD, ESC, Traction control, TPMS
Количество подушек безопасности, шт. 8
Размер шин 245/35 R21
Эксплуатационные показатели
Время разгона от 0 до 100 км/ч, с 3,2
Максимальная скорость, км/ч 250
Дальность пробега, км 440
Стоимость автомобиля (в США), долларов 105 600
Первое техобслуживание, км 10 000
Периодичность техобслуживания, км 10 000