Компактные и доступные Fiat уже успели стать культовыми. И речь идет не только о классических моделях 500 и 600, но и о их наследнике Panda. Его выпускают с 1980 года и за это время собрали уже почти 7 миллионов этих автомобилей. Интересно, что помимо обычных хетчбэков среди них есть и версии повышенной проходимостью Panda 4X4. Они известны с 1983 года. Поскольку совсем недавно дебютировало третье поколение модели, то теперь пришло время и для нового Fiat Panda 4X4
Panda 4Х4 сохраняет фирменный двухобъемный силуэт с небольшим изломом линии крыши в районе задних окошек. В дизайне преобладают плавные линии и раздутые формы. Передняя выглядит весьма интересно: овальные фары хетчбэка сочетаются с узкой радиаторной решеткой и достаточно широким воздухозаборником в бампере. Впрочем, присутствуют и мускулистые расширенные колесные арки. Стиль задней части более сдержанный – довольно лаконичная пятая дверь и фонари в стойках крыши.
Вместе с тем, некоторые детали позволяют отличить Panda 4Х4 от стандартной модификации. Спереди и сзади заметны серебристые пластины защиты днища. Нижняя часть кузова и боковины прикрыты черными пластиковыми накладками. Таким образом, хетчбэк более похож на вседорожник. Кроме того, он укомплектован 15-дюймовыми легкосплавными дисками, а его дорожный просвет увеличен до 160 мм.
Хетчбэк построен на доработанной платформе предшественника (ее также использует Fiat 500). Он немного подрос, но остается компактным автомобилем – 3686 мм в длину при колесной базе в 2300 мм. Базовая версия весит 1125 кг.
В отделке салона Panda 4Х4 используется особая двухцветная ткань, пластик на передней панели также двух тонов. Присутствуют здесь и черные лакированные вставки. Трехспицевое рулевое колесо обшито перфорированной кожей, а его обод слегка приплюснут по бокам. Циферблаты спидометра и тахометра установлены в отдельных желобах, а между ними – экран бортового компьютера. Их подсветка – ярко-красная.
Довольно оригинально выглядит центральная панель. Все клавиши здесь глянцевые, а блок климатической установки, напоминает две восьмерки. Рычаг коробки переключения передач размещен высоко на центральной консоли, поэтому находится как раз под рукой. Прямо возле него находятся кнопки электростеклоподъемников. Внутри довольно много отделений для мелкой поклажи. Над перчаточным ящиком предусмотрена удобная полка, также есть отсеки в центральной консоли и карманы в дверях.
Передние сиденья в хетчбэке установлены достаточно высоко, что улучшает обзорность. Рулевая колонка регулируется только по высоте, но зато ее можно изменить и у кресла водителя, причем диапазон составляет 60 мм. Сиденья довольно упругие, хотя жесткими их не назовешь.
Поскольку спинки кресел первого ряда несколько тоньше, чем ранее, то пространство для ног сзади выросло на 20 мм. Если этого мало, то можно сдвинуть сиденья второго ряда назад – они оснащены горизонтальной регулировкой. В зависимости от их положения, объем багажника составляет 225-260 л. Если же сложить их спинки, то в распоряжении будет 870-литровый отсек.
Полноприводной вариант позиционируют на вершине линейки Panda, а потому он неплохо укомплектован. Предусмотрены центральный замок, электростеклоподъемники, подогрев и электропривод зеркал заднего вида, кондиционер, CD-проигрыватель, связь Bluetooth. Также установлены 4 подушки безопасности и система стабилизации ESC. За доплату можно выбрать навигационную систему, панорамную крышу, технологию автоматического экстренного торможения Low Speed Collision Mitigation.
Для хетчбэка на выбор предлагают два двигателя с турбонаддувом. Бензиновый 0,9-литровый двухцилиндровый мотор TwinAir развивает 85 л. с. Он обладает весьма резвым характером и быстро раскручивается. Уже при 2000 об/мин доступен приличный крутящий момент в 145 Н·м, однако в специальном экономичном режиме он ограничивается на отметке в 100 Н·м. Но следует учитывать, что TwinAir довольно шумный, да и вибрации при его работе ощутимы, особенно по мере того, как стрелка тахометра приближается к максимальным 5500 об/мин. Разгон до 100 км/ч с ним занимает 12,1 с, а максимальная скорость – 166 км/ч. Благодаря технологии глушения мотора при остановках (Start&Stop) расход топлива составляет 5,9 л/100 км в городском циклее и 4,3 л/100 км – в загородном. Механическая 6-ступенчатая трансмиссия работает точно, а педаль сцепления легкая.
Альтернатива – 1,3-литровый 75-сильный турбодизель MultiJet. Он демонстрирует неплохую тягу уже с 1500 об/мин, ведь именно тогда доступны максимальные 190 Н·м крутящего момента. Динамика, однако, похуже, чем у бензиновой версии – 14,5 с до 100 км/ч. Зато этот мотор несколько тише, а главное – экономичнее. В городе он расходует 5,0 л/100 км, а на шоссе – 4,6 л/100 км.
В обычных условиях 98% тяги приходится на переднюю ось, а при пробуксовке электроника передает больше крутящего момента на задние колеса. Есть и электронная блокировка центральной муфты, которую можно активировать на скорости до 50 км/ч. Panda 4Х4 демонстрирует отличное сцепление с дорогой, а при надобности автомобиль справится и с легким бездорожьем. Помогают также «длинная» первая передача и система помощи на крутом спуске.
Хетчбэк сохраняет главный свой козырь – маневренность. Диаметр его разворота – 9,7 м. На малых скоростях (до 35 км/ч) его рулевое управление способно работать в специальном режиме City – оно становится гораздо легче. В то же время по мере набора скорости руль наполняется тяжестью и прибавляет в точности. Длинноходая подвеска несколько мягче, чем у стандартного Panda и плавно поглощает большинство выбоин. Хотя в скоростных поворотах высокий автомобиль довольно-таки ощутимо кренится. Замедление неплохое так, как у Panda 4X4 сзади установлены дисковые тормоза, а у переднеприводной версии – барабанные. Кроме того, на больших скоростях в салоне довольно тихо, по меркам моделей А-класса.
Fiat Panda 4X4 уже доступен в Европе. Там бензиновая версия стоит 15 500 евро, а дизельная – 16 500.
Технические характеристики Fiat Panda 4X4
Тип кузова хетчбэк
Число дверей/мест 5/5
Снаряженная/полная масса, кг 1125/1550 1190/1615
Длина/ширина/высота, мм 3686/1672/1605
Колесная база, мм 2300
Колея передняя/задняя, мм 1411/1408
Клиренс (дорожный просвет), мм 160
Объем багажника, л 225/870
Диаметр разворота, м 9,7
Двигатель
Рабочий объем, см3 875 1248
Тип Бензиновый, с турбонаддувом Дизельный, с турбонаддувом
Расположение спереди, поперечно
Расположение и число цилиндров В ряд, 2 В ряд, 4
Количество клапанов/распредвалов 8/2 16/2
Макс. мощность, л. с. при об/мин 85 при 5500 75 при 4000
Макс. крутящий момент, Н•м при об/мин 145 при 2000 190 при 1500
Топливо/емкость бака, л Аи-95/35 Дт/35
Трансмиссия
Тип привода Подключаемый полный
Коробка передач 6-ст. механическая
Ходовая
Передняя подвеска Независимая, пружинная, типа McPherson, со стабилизатором поперечной устойчивости
Задняя подвеска Полузависимая, пружинная, со стабилизатором поперечной устойчивости
Тормоза передние дисковые, вентилируемые
Тормоза задние дисковые
Сервисные и тормозные системы ABS, EBD, Brake Assist, ESС
Количество подушек безопасности, шт 4
Размер шин 175/65 R15
Эксплуатационные показатели
Время разгона от 0 до 100 км/ч, с 12,1 14,5
Максимальная скорость, км/ч 166 159
Расход топлива, л/100 км
городской цикл 5,9 5,0
загородный цикл 4,3 4,6
смешанный цикл 4,9 4,7
Стоимость тестируемого автомобиля в Европе, евро 15 500 — 16 500
Первое техобслуживание, км 20 000
Периодичность техобслуживания, км 20 000