Несмотря на осенний ветерок, погода в Париже прекрасная. И мы с удовольствием продолжаем наше знакомство с небольшим, но очень занимательным островом Сите, расположенном в центре Парижа посреди Сены. После осмотра величественного собора Парижской богоматери, попадаем в светлое помещение церкви Сент-Шапель. Она была построена по заказу Людовика IX (Святого) для хранения привезенных им из крестовых походов реликвий. В 1239 году монарх приобрел в Константинополе Терновый венец Христа и вместе с другими сокровищами привез их в Париж. Интересен тот факт, что во время перевозки реликвий из Иерусалима в Париж, которая продолжалась несколько месяцев, ни разу не пошел дождь, и Людовик IX воспринял это как небесное послание. Поэтому он решил воздвигнуть ажурное воздушное сооружение, стремящееся к небесам. Архитектору это удалось за счет своеобразного высокого корсета с мраморными аркадами и большого количества огромных витражных окон.
В сравнении с другими церквями, построенными в этот период, в которых церковные росписи были часто скрыты в апсидах, в изгибах арок или под широкими сводами, в Сент-Шапель живопись полностью перенесена на витражные окна. На них изображены сцены из Ветхого и Нового завета, от сотворения мира до распятия Христа. Церковь была построена (1248 г.) как дворцовая капелла королевской резиденции и имеет два этажа. На первом проводились дворцовые мессы, а второй предназначался только для короля и его семьи. В Сент-Шапель потрясающая акустика, поэтому с марта по ноябрь здесь дают по несколько концертов классической музыки в неделю.
Рядом с Сент-Шапель располагается еще одна из сохранившихся частей средневекового королевского дворца, так называемая Консьержери. У этого прекрасного готического здания, построенного Филиппом Красивым, насыщенная история. С самого начала часть его помещений занимала тюрьма, которую охранял консьерж, откуда и название дворца. Здесь пытали убийцу Генриха IV – Равальяка, а в эпоху революции тысячи людей ожидали своей очереди на гильотину, среди которых Дантон, Робеспьер, Сент-Жюст, Шарлотта Корде. В «комфортабельной» одиночной камере провела свои последние недели жизни перед казнью Мария-Антуанетта. К сожалению, до нашего времени сохранились лишь нижние этажи Консьержери. С экскурсией можно посетить дворцовые кухни с четырьмя огромными каминами, «Зал королевских гвардейцев», камеру пыток, башню Бонбек, тюрьму и реконструированную в 1989 году к 200-летнему юбилею революции камеру Марии-Антуанетты. Снаружи дворца привлекает внимание квадратная часовая башня, на которой когда-то появились первые в Париже часы, работающие и по сей день.
Консьержери и Сент-Шапель являются частью комплекса зданий Дворца правосудия. Ворота Дворца открываются в Майский двор (каждый год в мае судейские чиновники сажали тут дерево). На месте Дворца правосудия поочередно располагались резиденция римских правителей Лютеции, которую сменил дворец королей из династии Меровингов, затем был возведен дворец Сите – до 1358 года бывшая резиденциия королей Франции. В тот год король покинул дворец, так как вспыхнул мятеж, во главе которого был Этьен Марсель. Мятежники ворвались к будущему королю Карлу IV и на глазах юного наследника перерезали королевских сановников. С тех пор это место стало Дворцом парламента – верховным судом монархии. Гуляя по острову, обязательно побывайте на Цветочном рынке, который существует с начала XIX века. Здесь вы найдете потрясающее разнообразие цветов в любое время года.
С острова открывается замечательный вид на церковь Сен-Жермен-л’Оксерруа, которая находится на противоположном берегу Сены рядом с Дозорной башней и мэрией 1-го округа Парижа. В XIV веке короли династии Валуа перебрались в Лувр, и Сен-Жермен-л’Оксерруа стала домашней церковью королевской семьи. В ночь с 23 на 24 августа 1572 года именно ее колокол «Мари» (один из 38 колоколов, разместившихся в Дозорной башне) дал сигнал к началу Варфоломеевской ночи, когда были убиты тысячи гугенотов, прибывших в Париж на свадьбу Генриха Наварского и Маргариты Валуа.
На правом берегу острова можно полюбоваться прекрасной площадью Отель-де-Виль с разместившейся на ней Городской ратушей (Отель-де Виль). Старинное здание ратуши сгорело в дни Парижской коммуны в 1871 году. В результате реконструкции, завершенной в 1882 году, по проекту архитекторов Баллю и Деперта появилось нынешнее здание с пышно декорированным фасадом, украшенным горельефами, статуями и башенками. Пешеходная площадь перед ратушей сейчас имеет мирный вид, а когда-то она была местом публичных казней.
Закончим прогулку по острову Сите на площади Дофина, которая была разбита в 1607 году по приказу короля Генриха IV. Король назвал ее в честь своего наследника Дофина и будущего короля Людовика XIII. Покидаем остров по Новому мосту. С названием моста случился каламбур. Хотя его называют Новым, он является самым старым из парижских мостов. Мост состоит из двенадцати пролетов и имеет 275 м в длину. Пройдя по нему, садимся в машину и держим путь в Центр Жоржа Помпиду. В декабре 1969 года президент Франции Жорж Помпиду задумал создать музей, посвященный современному искусству и доступный как можно большему числу людей. Был принят проект архитекторов Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса при участии Г. Франкини. Архитекторы задумали здание, словно вывернутое наизнанку, где внутреннее пространство взаимоизменяемо и пригодно для полного использования, а вся техническая часть вынесена наружу в яркоокрашенных трубах коммуникаций. Интересно, что водопроводные коммуникации заключены в трубы зеленого цвета, содержащие электропроводку – в желтые, оборудование кондиционеров – в голубые. Внутри этого металлического строения, весом в 15 000 т, расположены Национальный музей современного искусства, театральный зал, кинотеатр, библиотека, центр промышленного творчества и центр экспериментальной музыки IRCAM и, конечно же, множество магазинов. Одним из самых необычных элементов здания является наружный эскалатор, подвешенный внутри стеклянной армированной трубы, протянутой вдоль фасада. Площадь перед центром – популярное место среди туристов. Здесь расположился смешной цветной фонтан «Игорь Стравинский», построенный по проекту Ники де Сен-Фаля и Жана Кингели. На создание фонтана их вдохновил балет «Жар-Птица». В центре фонтана – яркая цветная птица, которая машет крыльями и выпускает струи воды. Среди ценных экспонатов музея современного искусства – картина «Человек с гитарой» Жоржа Брака, «Печаль короля» Анри Матисса и «Голубизна» Жоана Миро.
На левом берегу Сены, соединенным с островом Сите небольшим мостом, находятся известные Латинские и Люксембургские кварталы, а также бульвары Сен-Жермен и Сен-Мишель. Латинский квартал получил свое название в честь студентов Сорбонны, которые вплоть до революции говорили по латыни. Университетскому району Парижа 700 лет. Тут много студенческих кафе, джаз-клубов и книжных магазинов. С запада район окружает шумный бульвар Сен-Мишель, а с юга – тенистый Люксембургский сад. Переезжая по небольшому мосту с острова Сите, мы сразу оказываемся на площади Сен-Мишель, которую украшает большой бронзовый фонтан со кульптурой архангела Михаила, поражающего дракона, работы Франсиска-Жозефа Дюре. Открытие этого произведения состоялось 5 августа 1860 года. Фонтан, который охраняют крылатые драконы, высотой 26 м и шириной 15 м, состоит из четырех больших чаш. А бронзовая статуя архангела Михаила установлена в центральной нише в окружении четырех коринфских колонн из красного лангедокского мрамора. Аттик над нишей, из многоцветного мрамора, украшают четыре статуи, олицетворяющие собой Благоразумие, Силу, Правосудие и Воздержанность. На самом верху фронтон фонтана рассечен пополам гербом, украшенным шлемом со скипетром и рукой правосудия, окруженный аллегориями Могущества и Умеренности работы Огюста Дебе. Спроектировал этот колоссальный фонтан Габриэль Давью.
В Париже много прекрасных зданий и дворцов, один из них – Люксембургский дворец. Князь Француа де Люксембург, приобретя его в 1570 году, именовал его в честь себя. Впоследствии в 1612 году дворец купила Мария Медичи, вдова Генриха IV. Она поручила архитектору Саломону де Броссу строительство достойного ее дворца, моделью которого должен был служить флорентийский Палаццо Питти, где прошло ее детство. Его строительство завершилось в 1681 году, но вскоре Людовик XIII отправил мать в ссылку. Дворец переходил из рук в руки. В дни Революции он был превращен в тюрьму, ныне здесь заседает сенат. Вокруг Люксембургского дворца по указанию Марии Медичи был разбит сад, занимающий 25 га, во французском стиле. Центральный восьмиугольный пруд окаймляют широкие террасы. Самое красивое сооружение сада – фонтан Медичи. Статуи, расположенные вдоль дорожек сада, изображают королев Франции и знаменитых женщин.
Недалеко от Люксембургского сада располагается знаменитый парижский университет Сорбонна, основанный в 1253 году как школа богословия для бедных. Он очень скоро стал главным теологическим центром страны. Свое имя университет получил в честь Робера де Сорбона, духовника Людовика IX. Здесь преподавали философы Фома Аквинский и Роджер Бэкон. С именем Сорбонны также связаны такие знаменитости как итальянский поэт Данте, основатель ордена Иезуитов Игнатий Лояла и идеолог Реформации Жан Кальвин. Всем известный Ришелье многое сделал для Сорбонны. Он приказал привести в порядок и обновить здания университета. Здесь была основана капелла Святой Урсулы Сорбонской по его велению. Сейчас это один из ведущих европейских университетов.
От Сорбонны проезжаем к не менее популярному, чем парижская Триумфальная арка, Пантеону. Тут всегда собирается много туристов, чтобы осмотреть величественное здание, которое было построено в 1744 году. Строительство собора, посвященного Св. Женевьеве, закончилось в 1790 году. Король пожелал, дабы он напоминал римский Пантеон (откуда собственно и название). Но здание получилось больше похожим на лондонский собор Св. Павла. Сейчас церковь служит местом погребения выдающихся французов. План здания представляет собой греческий крест длиной 110 м и шириной 84,5 м. Купол высотой 83 м напоминает своего лондонского собрата и купол Дома Инвалидов. Он воздвигнут на металлическом каркасе и имеет три уровня. Его опоясывает галерея, с которой открывается замечательный вид на город. В самом верху расположен так называемый фонарь, через который проникает дневной свет, не нарушающий полумрак помещения. Купол украшает фреска Антуана-Жана Гро, прославляющая святую Женевьеву, покровительницу Парижа. Считается, что она силой молитвы спасла город от натиска гуннов в 451 году.
На нас произвела сильное впечатление темная крипта Пантеона. Ведь именно здесь находятся гробницы великих представителей нации, таких как знаменитый писатель и мыслитель Вольтер, Виктор Гюго, Эмиль Золя, Сади Кармат, изобретатель алфавита для слепых Луи Брайль.
Фасад Пантеона выполнен в древнеримском стиле. Его портик поддерживают 22 коринфские колонны. В центре барельефа, расположенного на фронтоне собора, изображена символическая фигура Франции, раздающая выдающимся сынам французской нации лавровые венцы. Так же восхваляли античных героев в Древней Греции и Древнем Риме.
Обязательно во время поездки в Париж найдите время для посещения всемирно известного музея Орсе, который посвящен европейскому искусству периода с 1848 по 1914 год. Здесь находится лучшая коллекция полотен импрессионистов. Интересна история здания музея. Орлеанская железнодорожная компания, стремясь приблизить свои линии к центру Парижа, приобрела землю, на которой когда-то находился дворец Орсе, разрушенный во время Парижской коммуны в 1871 году. Открытие вокзала и расположенной в нем гостиницы состоялось в 1900 году во время парижской выставки. В качестве вокзала здание использовалось до 1939 года. Затем в нем располагался театр, проводились аукционы, а в середине 1970-х было принято решение снести здание, но заседание Совета министров в 1977 году решило преобразовать его в музей, посвященный искусству второй половины XIX века. Музей Орсе был открыт в 1986 году. В его собраниях представлены живопись, скульптура, архитектура и градостроительство.
Самой ценной коллекцией в музее считаются полотна Винсента Ван Гога и Эдуарда Мане – первого представителя течения импрессионизма. Импрессионизм возник как протест против формализма и классицизма, которые всячески насаждались парижской Академией живописи. Само слово «импрессионизм» было высказано критиками с большим презрением в отношении картины Э. Мане «Импрессия: Восход солнца», написанной им в 1872 году. Оно было подхвачено художниками – и «импрессионизмом» назвали новое течение в живописи, которое оказало большое влияние на формирование стиля многих известных художников XIX и XX веков.
Совершая автомобильную экскурсию по Парижу, обязательно посетите белоснежную базилику Сакре-Кер – собор Святого Сердца Иисуса Христа. 25 июля 1873 года Национальное собрание утвердило строительство церкви в самой высокой точке Парижа в память о погибших французах во время Франко-Прусской войны (1870-1871 гг.). Затраты на строительство, которые превышали 40 миллионов франков, были покрыты верующими довольно оригинальным способом. Каждый мог купить камень и на некоторых из них (в зависимости от их цены) могли быть выбиты инициалы жертвователя. Строительство храма заняло 46 лет. На постройку здания длинной 85 м, шириной 35 м и высотой 83,33 м использовался камень из карьеров Шато-Ландон, который под воздействием дождевой воды выделяет белое вещество, кальцит, придающий собору белоснежную белизну. Собор выстроен в романо-византийском стиле. Он состоит из обширной центральной ротонды, вокруг которой, словно перекладины креста, расположены короткий неф, два трансепта и хоры. На фасаде, на самом верху фронтона, установлена статуя Господу и Его Святому Сердцу, выполненная Гюставом Мишелем. По обеим сторонам паперти расположены отлитые Ипполитом Лефевром конные статуи святой Жанны д’Арк и Короля Людовика Святого. Огромный купол Сакре-Кер является второй по высоте точкой Парижа после Эйфелевой башни. Радиус обзора с купола в ясный день составляет 48 км. Колокольня в длину достигает 80 м. На ней установлен один из самых больших колоколов мира – 19-тонный «Савояр». Это был дар савойской епархии. К собору ведет огромная лестница, на ней можно сделать живописные фотографии храма.
Сакре-Кер находится в районе Монмартр, который ассоциируется с жизнью богемы конца XIX начала XX века. В кафе, кабаре и прочих заведениях района любили собираться художники, писатели, поэты и их поклонники. Существует легенда, будто название Монмартр происходит от «монт де мартир», что в переводе обозначает «холм мучеников», в память о Cв. Денисе, обезглавленном на этом холме римлянами в 250 году.
В этом районе располагаются музей Сальвадора Дали, музей Монмартра, музей эротики и кладбище Монмартр. На Монмартре работают всем известные кабаре «Мулен Руж» (Красная Мельница) и «У шустрого кролика».
Мулен Руж, открытие которого состоялось 6 октября 1889 года, очень быстро приобрел огромный успех. Публике тут предлагались разнообразные забавы, самой знаменитой из которых стала «натуральная кадриль» – ее исполняли такие интересные персонажи, как Ля Гулю, Джейн Авриль и Валентин-Безкостный. Анри Тулуз-Лотрек увековечил их на своих полотнах, которые сейчас хранятся в Музее Орсе. В начале века заведение претерпело многочисленные реорганизации и стало специализироваться на музыкальных ревю. Самым триумфальным было ревю «Это Париж» 1927 года. В июле 1944-го здесь выступали Эдит Пиаф и Ив Монтан. С 1959 года в кабаре организовывали ужины со спектаклем. Позже танцовщицы превратились в русалок, впервые демонстрируя свое искусство в огромном аквариуме. На протяжении всей своей истории Мулен Руж принимал в своем зале сильных мира сего, особенно членов английской королевской семьи и выдающихся деятелей искусства всех эпох. Настоящий, подлинный «Френч Канкан» был исполнен в Мулен Руж в 1889 году. Этот танец, по мотивам кадрили, получил такой оглушительный успех, что о нем заговорили за пределами Франции. А название этому танцу дал англичанин Чарльз Мортон. И хотя его исполняют уже более одного столетия, он популярен и по сей день.
Другой не менее популярный ресторан с кабаре «У шустрого кролика» посещали такие известные художники, как Пикассо и Ренуар, поэты Аполлинер и Верлен. Название произошло от смешной вывески, нарисованной художником Андре Жилем, которая изображала кролика, севшего на горячую кастрюлю. «Лапен-а-Жиль» (»Кролик, нарисованный Жилем» – Lapin Agile) быстро превратился в «лапен ажиль» (»шустрый кролик»). Ныне здесь располагается ночной клуб.
Париж является старым центром европейской культуры и искусства. Здесь много маленьких дизайнерских бутиков и больших магазинов одежды. Самые старые из них – универмаги «О-Прентан» и «Галери Лафайетт». «О-Прентан» открылся в 1864 году. Тут можно купить как дизайнерскую одежду и дорогие аксессуары, так и недорогие вещи, а также мебель и всевозможную домашнюю утварь. «Галери Лафайетт» – главный конкурент «О-Прентан» – открылся тридцатью годами позже. Его роскошный стеклянный купол сразу же стал символом парижского стиля. Именно в этом магазине вы можете найти первоклассную одежду лучших французских дизайнеров.
Советуем вам посетить современный квартал небоскребов – Дефанс. Сооружение данного центра было крупнейшей градостроительной акцией в Европе.
Он был построен на западе Парижа специально, чтобы ультрасовременные небоскребы не затеняли исторических зданий. Дефанс занимает площадь 80 га. Все здания здесь построены в особом парижском стиле артистизма. Чего стоит, например, кубическая Большая арка, возведенная в 1989 году. Эта постройка представляет собой куб с вынутой серединой, с боковыми сторонами по 110 м и весом 300 000 т. Она была задумана и воздвигнута датским архитектором Йоханном-Отто фон Шпрекельсеном. На эспланаде возле арки можно увидеть произведение примерно шестидесяти художников, образующее музей современного искусства под открытым небом. Среди них «персонажи» Хуана Миро и «Стабиль» Александра Кальдера. Занимательна история происхождения района Дефанс. В XVIII веке король Людовик XV решил связать Лувр с версальским дворцом и продолжить, таким образом, королевскую дорогу, проложенную еще Ленотром. Дорога пересекала небольшие городки в предместье Парижа и заканчивалась большой круглой площадью, в центре которой была установлена статуя Наполеона. В 1870 году ее убрали и позже воздвигнули бронзовую скульптурную группу «Оборона Парижа» в память о сопротивлении, которое парижане оказали пруссам во время осады 1870-71 гг. Статуя (»дефанс» – оборона) дала свое название местности, расположенной на границе городков Пюто и Курбевуа. Возникший в 1950-м году современный район Парижа и по сей день носит это название.
К юго-западу от центра города раскинулся Венсеннский лес. Тенистые аллеи, вековые деревья, три озера, цветники, сад «Четыре времени года», зоопарк, буддийский центр, летний парк аттракционов – вот малый список того, что предлагает для отдыха этот замечательный парк. Здесь располагается и величественный Венсеннский замок, который был загородной резиденцией королей до того, как был построен Версаль. Позже Наполеон устроил там свой арсенал. Замок был существенно расширен при Филиппе VI. Тогда же появилась башня-донжон, в которой размещались королевские покои и библиотека. Высота ее составляет 52 м. Здание замка стало тюрьмой во времена французских религиозных войн XVI века. Позже Людовик XIV решил достроить помещение для вдовствующей королевы и кардинала Мазарини, но работы так и небыли закончены, так как Король-Солнце занялся новым проектом дворца в Версале. С 1740 года в замке располагалась венская фарфоровая мануфактура, а затем опять тюрьма.
И только в 1860 году дворец был реставрирован под руководством Виолле-ле-Дюка.
Отдохнуть от городской суеты советуем в старинном Ботаническом саду. Квартал ботанического сада традиционно считается тихим районом Парижа. Ботанический сад, ранее называвшийся «королевским садом целебных трав», был основан в 1626 году Эроаром и Ги де ла Броссом – врачами короля Людовика XIII…