Первым настоящим концепт-каром стал Buick Y-Job, появившийся на свет в 1938 г., ровно 65 лет тому назад. Как только не именовали с тех пор подобные авто — и концепты, и прототипы, и шоу-кары, и дрим-кары! Идея изготовления уникальных автомобилей, демонстрирующих оригинальные дизайнерские или технические идеи, которая пришла в голову Харли Эрлу, руководителю с 1927 по 1958 гг. дизайнерского центра General Motors, понравилась автопроизводителям. До сего времени ни один автосалон не обходится без нескольких представителей этого класса.
Название «концепт-кар» возникло в 60-х годах. До этого бытовало наименование «dream-car» — автомобиль мечты. Золотым временем дрим-каров считаются 50-е годы, когда компании состязались за место в сердцах становившихся все более разборчивыми покупателей. Классический пример удачного концепта — Chevrolet Corvette, дебютировавший в 1953 г. Он настолько восторженно был встречен публикой, что спустя всего несколько месяцев после показа был запущен в серийное производство.
Позднее, в 70-х, из-за нефтяных кризисов и ужесточения официальных требований по безопасности, фантазия автопроизводителей стала менее бурной. Концепты тех лет обычно почти не отличались от серийных моделей. Но в последнее время наступил настоящий ренессанс концепт-каров — взгляните хотя бы на репортаж из Франкфурта в этом номере на с. …!
Однако судьба самих прототипов, как правило, незавидна — большинство концептов заканчивают свою недолгую жизнь под прессом сразу после демонстрации. Причина проста — часто изготовитель не особо заботится о том, чтобы на концепте вообще можно было ездить, иногда даже двигатель не устанавливают. А если и ставят, то редко концепт проходит такое же всестороннее тестирование по безопасности, как серийная модель, — в этом просто нет надобности. Поэтому, естественно, автопроизводитель не рискнет продать такую машину,— а вдруг что случится, по судам же «затаскают»! Вот и отправляются красавцы-прототипы прямо с подиума на металлолом…
Конечно, создателям концептов — дизайнерам и конструкторам — это не могло нравиться. Иногда им удавалось уговорить своих боссов разрешить забрать уже ненужный концепт лично для себя. Постепенно концепты оседали в частных коллекциях. Многие из них десятилетиями не появлялись на публике, пока, наконец, 22 июня 2003 г. в техническом центре General Motors в американском городе Уоррене неподалеку от столицы американского автопрома Детройта, штат Мичиган, не состоялась выставка концептов Eyes on Design 2003.
Благотворительная выставка в пользу Детройтского офтальмологического института проводится уже в пятнадцатый раз, но впервые на ней было представлено столько редких и уникальных концептов и прототипов — более 250! От дедушки всех концептов — упомянутого Buick Y-Job — до последних (на тот момент) новинок, показанных в Женеве. Посетителям предоставлялась возможность осмотреть экспозицию в хронологическом порядке, ознакомиться с коллекциями отдельных марок, сравнить элегантные образцы итальянского дизайна с пышными и крикливыми американскими дрим-карами 50-х. А можно было просто гулять по выставке, знакомиться с людьми, принимавшими участие в создании прототипов, и наслаждаться прекрасной атмосферой. Приглашаем и наших читателей ознакомиться с некоторыми экспонатами выставки…