Из года в год появляются новые классы автомобилей. Производители время от времени заявляют об изобретении ранее невиданного сегмента. Таким же образом представили и новый Porsche Panamera. Его нельзя назвать четырехдверным купе вроде Mercedes-Benz CLS или Volkswagen Passat CC, поскольку дверей-то у него пять. В концепции автомобиля можно увидеть черты и седана, и универсала, и хетчбэка.
Начав выпуск купе и кабриолетов, руководство Porsche подумывало и об автомобилях с большим, чем две, количеством дверей. Еще два десятилетия назад, в 1989 году, мир увидел концепт 989 – модель 911 с кузовом седан. Однако, поскольку серийное производство не начали, его не восприняли всерьез, и многие вскоре забыли о нем. Хорошая память оказалась лишь у дизайнеров Porsche – они продолжили работу над новой моделью. Первой пробой пера стал вседорожный Cayenne. И хотя ярые фанаты штутгартской марки встретили его без особого восторга, зато радует уровень продаж. Успех Cayenne вселил уверенность в правильности создания Panamera.
Внешний вид новинки выдержан в фирменном стиле марки, в нем можно отыскать черты как купе 911, так и вседорожника Cayenne. Знатокам покажутся знакомыми фары, воздухозаборник в бампере, длинный покатый капот. Panamera щеголяет мускулистыми задними крыльями. В передних расположены стильные отверстия, отводящие тепло от двигателя. Даже дверные ручки и зеркала заднего вида сделаны в духе Porsche. Линия крыши и наклоненные задние стойки почти такие же, как у 911. Широкую «корму» подчеркивают продолговатые фонари, как у купе Cayman. Мощный Panamera Turbo можно узнать по большим воздухозаборникам спереди и четырем выхлопным трубам сзади. Кроме того, он оснащен 19-дюймовыми дисками, а базовая модель – 18-дюймовыми. На больших скоростях сзади выдвигается антикрыло.
Panamera – вовсе не маленький: в длину он достигает 4970 мм, а колесная база – 2920 мм. Ширина равна 1931 мм, а высота относительно небольшая – 1418 мм – как и подобает спортивной модели, пусть и пятидверной. Автомобиль получился очень обтекаемым: коэффициент его лобового сопротивления равен 0,29.
По внутреннему пространству с Panamera не сравнится ни одно традиционное купе. В салоне установлены четыре индивидуальных спортивных сиденья, а по центру их разделяет высокий трансмиссионный тоннель. Посадка по-спортивному низкая, высокая оконная линия создает впечатление солидности и защищенности. Сзади без проблем поместятся пассажиры ростом 190 см. За доплату предлагают подогрев, вентиляцию для сидений второго ряда, а также регулировку угла наклона их спинок с помощью электропривода. Они, кстати, несколько сдвинуты к центру, по сравнению с передними креслами, поэтому их пассажиры могут свободно смотреть вперед через лобовое стекло.
Водительское место покажется знакомым поклонникам Porsche. Сиденье удобное и обладает отличной боковой поддержкой. Уже в базовой версии оно оснащено подогревом и электроприводом с регулировками в восьми позициях. Трехспицевое рулевое колесо с наплывами в районе хвата рук известно по модели 911. Типичная и комбинация приборов, состоящая из пяти круглых циферблатов в отдельных колодцах. По центру установлен большой белый тахометр с цифровым спидометром внутри. Слева от него – традиционный аналоговый спидометр, а справа – 4,8-дюймовый экран бортового компьютера. Он может дублировать показания монитора навигационной системы. По краям приборной панели находятся указатели уровня топлива, температуры охлаждающей жидкости, давления масла. В версии с пакетом Sports Chrono добавлен хронометр со счетчиком кругов гоночной трассы.
Несколько необычно выглядит наклоненная центральная консоль с высоко расположенным на ней рычагом коробки передач. С виду она несколько напоминает телефон премиум-класса Vertu. В Porsche решили не перетруждать водителей сложным меню мультимедийной системы. Для каждой функции предусмотрена своя кнопка. В итоге их вышло около сотни, и чтобы разобраться со всеми, потребуется некоторое время. Но нужно отдать должное Porsche за внимание к деталям – все переключатели выполнены качественно. В отделке преобладает дорогая кожа, а дополнить ее можно карбоном, алюминием либо деревом.
Найдется место и для поклажи всех четырех сидящих в Panamera. Объем багажника равен 445 л, а если сложить задние сиденья, то он увеличится до 1250 л.
Автомобиль столь высокого класса должен быть роскошно оснащен. Все Panamera укомплектованы двухзонным климат-контролем, аудиосистемой с CD-плеером и 11 динамиками мощностью 235 Вт, биксеноновыми фарами, парктроником, электропакетом, самозатемняющимися зеркалами заднего вида, мультимедийной системой PSM и связью Bluetooth. Установлены 8 подушек безопасности (две из них защищают колени сидящих спереди), антиблокировочная система тормозов ABS, система стабилизации PSM и система контроля давления в шинах. В версии Turbo добавили многофункциональное рулевое колесо с электроприводом рулевой колонки, память настроек водительского сиденья и аудиосистему Bose c 14 динамиками. Среди опций – спортивные сиденья, четырехзонный климат-контроль и сверхмощная 1000-ваттная аудиосистема.
Линейку двигателей для пятидверного купе открывает 3,6-литровая «шестерка» мощностью 300 л. с., однако этот самый доступный вариант появится несколько позже. Изначально будет предложен Panamera S, оснащенный 4,8-литровым V8 с непосредственным впрыском топлива. Его мощность – 400 л. с. при 6500 об/мин, а максимальный крутящий момент – 500 Н·м при 3500 об/мин. Мотор хорошо отзывается на малейшее нажатие педали акселератора и быстро раскручивается до максимальных 6700 об/мин. С механической трансмиссией разгон до 100 км/ч занимает 5,6 с, а максимальная скорость составляет 285 км/ч. Расход топлива в городском цикле равен 18,8 л/100 км, в загородном – 8,9 л/100 км. Если же выбрать трансмиссию с двумя сцеплениями PDK, то и динамика улучшится (5,4 с до 100 км/ч), и «аппетит» уменьшится – до 16 л/100 км в городе. Доступен за доплату и полный привод. Сэкономить бензин позволяет технология Start-Stop, глушащая мотор во время стоянки.
Panamera Turbo получит и PDK, и привод на все колеса в качестве стандартного оборудования. Но главное, его двигатель оснастили двумя турбокомпрессорами. В результате мощность достигает 500 л. с. при 6000 об/мин. Крутящий момент огромный – 700 Н·м, а достигается он уже при 2250 об/мин. Однако если выбрать пакет Sports Chrono, то будет доступна функция Overboost – кратковременное его увеличение до 770 Н·м. А технология Launch Control помогает при резком старте – удерживает обороты двигателя, чтобы не было пробуксовки колес. Это позитивно сказывается на динамике: автомобиль разгоняется до 100 км/ч всего за 4,0 с. Мало того, далее его прыть не усмиряется, и он демонстрирует равномерный разгон вплоть до максимальных 303 км/ч. Запас мощности огромен, для обгона на трассе достаточно немного сильнее нажать на акселератор.
Трансмиссия PDK по плавности работы не уступает «автомату», но по скорости – на голову выше. Также предусмотрен ручной режим переключения рычагом либо кнопками на руле. А расход топлива ниже, чем у атмосферного Panamera с механической коробкой передач – 18,0 л/100 км в городском цикле и 8,9 л/100 км – на шоссе.
Panamera будто создан для автобанов: может легко поддерживать скорость 280 км/ч. Курсовая устойчивость на высоте – он двигается по асфальту, как по рельсам. Подвеска будто создана для плавного перемещения по качественным дорогам. Комфорт езды и шумоизоляция – на уровне лучших седанов премиум-класса, задние пассажиры даже могут вздремнуть на столь большой скорости. А руль на удивление легкий и при этом информативный. Но стоит свернуть с автострады на извилистую дорогу, как ситуация меняется в корне. Ведь все Panamera оснащены амортизаторами с изменяемой жесткостью Porsche Active Suspension Management. Подвеска становится несколько жестче, и автомобиль уверенно чувствует себя в поворотах. Хотя большой вес все же ощутим, поэтому в виражи он входит несколько широко. Полноприводная модификация лучше контролируема и демонстрирует отличное сцепление с дорогой.
Panamera Turbo получил активную пневмоподвеску (для остальных версий это опция). В режиме Comfort автомобиль будто парит над асфальтом – маленькие неровности вообще не ощущаются. Однако если нажать кнопку Sport, характер автомобиля меняется. Подвеска остается почти столь же комфортабельной. Вместе с этим руль становится острее, а педаль акселератора – отзывчивее. Переключения передач происходят при более высоких оборотах. Есть и режим Sport Plus, в котором дорожный просвет уменьшен на 25 мм. Он обеспечивает более агрессивную управляемость – не хуже, чем у «чистокровных» спорткупе. Можно даже добиться легкого заноса задней оси.
Стандартные дисковые, вентилируемые тормоза хороши как в городских условиях, так и на больших скоростях. Для любителей более активной езды предлагают традиционную опцию от Porsche – карбоново-керамические диски. Они весьма дорогие, но в то же время очень эффективные – заметно уменьшают тормозной путь.
Porsche Panamera выглядит интересно, комфортабельный и очень быстрый. И, что немаловажно, помещает четверых человек. Ежегодно ворота завода в Лейпциге будут покидать по 20 тыс. этих автомобилей. Стоимость Panamera S (в Украине) – 130 800 евро, а Panamera Turbo – 181 610 евро. Вскоре модельный ряд пополнят не только вариант с V6, но и дизельная модификация, и «гибрид».