Золотым веком автомобильной промышленности США по праву считаются 50-60-е годы. В этот период появилось немало ярких и быстрых автомобилей. Особенно популярными в те времена были заднеприводные модели с V8, мощность которых порой превышала 400 л. с. Именно тогда появились культовые Ford Mustang, Chevrolet Corvette и Camaro, Pontiac GTO. Пожалуй, не менее знаменитым стал и Pontiac Firebird, названный в честь огненной птицы Феникса. В этом году он празднует полувековой юбилей.
Pontiac Firebird назвали в честь огненой птицы Феникса
Первый Pontiac Firebird, 1967 год
Парадокс, но к появлению Pontiac Firebird концерн General Motors подтолкнул ошеломительный успех Ford Mustang. Компактный (по американским меркам) спортивный автомобиль за два года нашел свыше миллиона покупателей, ведь по сути у него не было конкурентов. И тогда было решено создать не одну, а сразу две подобные модели. В конце 1966 года увидели мир Chevrolet Camaro и Pontiac Firebird. Таким образом, сформировался новый сегмент автомобилей, названный pony cars («автомобили-пони», то есть компактные «лошадки»).
Кабриолет Pontiac Firebird 1967 года
Салон Pontiac Firebird
Camaro и Firebird были компактными разве что по американским меркам. Это заднеприводные купе длиной 4,8 м с огромным капотом и укороченной задней частью. У обоих были независимая передняя подвеска и неразрезной мост сзади. Pontiac отличался от собрата дизайном передней части, иным оформлением салона и моторами. Базовая версия Pontiac Firebird 1967 года стоила всего 2670 долларов ($19 200 по нынешнему курсу) и предназначалась для молодежи. Но за доплату можно было заказать кондиционер, радиоприемник, гидроусилитель руля, передние дисковые тормоза, круиз-контроль, автоматическую трансмиссию. Если начальный вариант оснащали 3,8-литровой 165-сильной «шестеркой», но за доплату предлагали V8 объемом 5,3 л (250 и 285 л. с.) и 6,6 л (325 л. с.). Самый мощный вариант разгонялся до 100 км/ч за 6,2 с и достигал 200 км/ч. Заезд 400 м с места осуществлялся за 14,5 с.
Pontiac Firebird 1967 года участвовал в чемпионате Trans Am
Pontiac Firebird, 1968 год
Firebird назвали в честь мифического Феникса, ведь в с английского это слово переводится, как «огненная птица». Автомобиль обрел популярность благодаря неплохим динамическим характеристикам и доступной цене. За первый год продали 88 тыс. купе и кабриолетов, а в 1968 году с конвейера сошло уже свыше 100 тыс. машин.
Pontiac Firebird Trans Am 1969 года
Pontiac Firebird 1969 года обновили – изменили оптику и решетку радиатора, а также представили новую особую версию Trans Am, обозначившую участие команды Pontiac в одноименной гоночной серии. Ее можно было отличить по воздухозаборникам на капоте и заднему спойлеру. Кроме того, мощность 6,6-литрового V8 подняли до 345 л. с. благодаря улучшенной системе впуска с динамическим наддувом Ram Air. Результат – 5,6 с до 100 км/ч. При этом огромный максимальный крутящий момент в 580 Н·м делал «восьмерку» очень эластичной.
Pontiac Firebird Trans Am снабдили динамическим наддувом Ram Air
Кабриолет Pontiac Firebird 1969 года
Уже к 1970 году было готово второе поколение Pontiac Firebird, но его премьеру отложили на полгода из-за страйка рабочих General Motors. Новинку предложили только с кузовом купе-фастбэк с наклоненными на большой угол задними стойками крыши и заостренным спойлером на крышке багажника. Как и ранее, базовую модификацию оснастили шестицилиндровым двигателем, а 6,6-литровый мотор предлагали развивал от 265 л. с. в версии Esprit до 370 л. с. в Pontiac Firebird Trans Am. Инженеры серьезно поработали над ходовой, что заметно улучшило управляемость. На извилистых дорогах купе Pontiac могло даже соревноваться с легким Corvette.
Pontiac Firebird второго поколения, 1970 год
Pontiac Firebird Trans Am 1971 года
Pontiac Firebird 1971 года получил огромный 7,4-литровый V8 мощностью 335 л. с. и с невероятным крутящим моментом в 680 Н·м. Но начало 70-х годов обозначилось введением более строгих экологических норм, а затем и топливный кризис начался. Цены на бензин взлетели в несколько раз, что больно ударило по 300-400-сильным моторам, расходующим 20-30 л/100 км. Постепенно большие двигатели начали снимать с производства. Впрочем, в General Motors держались до последнего и выпускали 7,4-литровый Pontiac Firebird Trans Am SD-455 вплоть до 1974 года. Конечно, мощность снизили до 290 л. с., но этого хватало, чтобы развивать 200 км/ч и разгоняться до 100 км/ч за 5,5 с. Однако, далеко не все соглашались приобрести «прожорливое» купе, поэтому ежегодно собирали по 500-1000 SD-455.
Pontiac Firebird второго поколения стал купе-фастбэком
Pontiac Firebird Trans Am SD-455 1974 года — один из последних мощных автомобилей 70-х
В те времена многие знаменитые модели прекратили свое существования, но Pontiac Firebird остался в строю, хотя его самая дорогая его версия получила скромный 200-сильный двигатель. А переднюю часть изуродовали резиновыми бамперами, установленными в соответствии с новыми стандартами безопасности. Привлекать покупателей решили не лошадиными силами, а богатым оснащением: кожаным салоном, центральным замком, электростеклоподъемниками. С 1975 года для Trans Am предложили съемные панели крыши типа тарга, а капот украсили огромным изображением огненной птицы Феникса. Особенно популярным Pontiac Firebird Trans Am стал, сыграв роль в знаменитом приключенческом фильме «Смоки и бандит» 1977 года. Тогда удалось продать 155 тыс. купе.
Огромный 7,4-литровый V8 SD-455
С 1975 года Pontiac Firebird Trans Am получил съемные панели крыши
В 1979 году автомобиль оснастили новым 5,0-литровым V8 с турбонаддувом, но он развивал всего 210 л. с. Именно эта версия год спустя удостоилась чести стать официальным автомобилем безопасности в престижной гонке «500 миль Индианаполиса». И снова рекордные продажи – 210 тыс. машин.
Pontiac Firebird Trans Am 1977 года — герой фильма «Смоки и Бандит»
В начале 80-х уже стало понятно, что конструкция автомобиля устарела и начали разработку модели третьего поколения. Представили полностью новый Pontiac Firebird в 1982 году. Клиновидный автомобиль с заостренной передней частью и выдвижными фарами выглядел, как пришелец из будущего. Кстати, именно Pontiac Firebird Kitt – машина ХХІ века в знаменитом сериале «Странствующий рыцарь». Ее наделили целым набором новых технологий, включая искусственный интеллект.
Pontiac Firebird 1980 года стал автомобилем безопасности в гонке «500 миль Индианаполиса»
Третье поколение Pontiac Firebird, 1982 год
Pontiac Firebird 1982 года стал легче на 200 кг, улучшилась и аэродинамика. Салон выполнили в авиационном стиле. Базовой была скромная 2,5-литровая 90-сильная «четверка», но предложили и 3,8-литровую «шестерку» с турбонаддувом, и 5,0-литровый 210-сильный V8. А позже появился и 5,7-литровый 235-сильный двигатель. С ним автомобиль разгонялся до 100 км/ч за 6,5 с и развивал 217 км/ч. Впервые предложили 5-ступенчатую «механику» и 4-ступечнатый «автомат», наконец выпустили и кабриолет. А в 1989 году Firebird снова стал машиной безопасности в «500 миль Индианаполиса».
Pontiac Firebird Kitt из сериала «Странствующий рыцарь»
Pontiac Firebird Trans Am 1989 года
Десять лет спустя произошла очередная смена поколений Firebird. Новинка стала более обтекаемой, обрел акулий «нос», но сохранил фирменные выдвижные фары. Двигатели получили солидную прибавку в мощности: даже стандартная «шестерка» развивала 160-200 л. с., а 5,7-литровый V8 – 275-325 л. с. Самый мощный Pontiac Firebird достигал 100 км/ч за 4,7 с, а его максимальную скорость ограничили на отметке в 260 км/ч.
Кабриолет Pontiac Firebird Trans Am, 1991 год
Pontiac Firebird четвертого поколения, 1992 год
В 2002 году Pontiac Firebird праздновал свое 35-летие. К юбилею выпустили специальную версию, но затем концерн General Motors решил снять модель с производства, как и ее собрата Chevrolet Camaro. Но если Camaro возродили семь лет спустя, то Firebird не повезло. Крест на новом поколении модели поставила ликвидация марки Pontiac.
Кабриолет Pontiac Firebird 1993 года
Pontiac Firebird Trans Am 1998 года
Пусть Pontiac Firebird и не возродился из пепла подобно Фениксу, но модель остается популярной в наши дни. Особенно пользуются спросом классические автомобили 1967-1973 годов выпуска. Некоторые из них продают на аукционах за 200 тыс. долларов. Оно и неудивительно, ведь они уже давно стали культовыми.
Pontiac Firebird Trans Am 2002 года — последняя «огненная птица»