Очень часто автомобили отображают особенности страны и народа, создавших их. Ferrari и Lamborghini темпераментные и эмоциональные, как итальянцы, а чопорный Rolls-Royce – типичный британский джентльмен. Шведы отличаются сдержанностью и прагматичностью, и эти черты присущи автомобилям Volvo.
Первенец Volvo ÖV4 1927 года
Компанию Volvo основали в далеком 1915 году Ассар Габриэльсон и Густав Ларсон. Поначалу это было отдельное подразделение концерна SKF (производителя шариковых подшипников), ориентированное на американский рынок. Название в переводе с латыни Volvo означает «я качусь». В качестве логотипа выбрали круг с направленной вверх стрелкой, но в данном случае это не астрологический символ мужчины, а знак, который в средневековой алхимии обозначал железную руду. Ведь детали изготовляли преимущественно из этого металла.
Volvo PV4 1927 года
Руководители Volvo интересовали не только подшипники, и в середине 20-х годов у них возникла идея построить первый шведский автомобиль. Причем, такой, который не будет бояться суровых скандинавских зим и сможет проехать по снегу или сельским дорогам. На протяжении нескольких лет велись разработки и испытания опытных прототипов, а 14 апреля 1927 года увидел мир серийный Volvo ÖV4.
Первый грузовик Volvo LV40 1928 года
Суть модели крылась в названии, которое расшифровывается как Öppen Vagn 4 cylindrar («автомобиль без крыши с четырехцилиндровым двигателем»). Компактный четырехдверный фаэтон с 2,0-литровым 28-сильным мотором разгонялся до 90 км/ч. Кстати, его презентацию перенесли на день из-за курьеза: когда водитель сел за руль первого серийного ÖV4 и включил первую передачу, то машина поехала назад. Оказалось, что рабочие неправильно установили трансмиссию, и устранение неполадок привело к однодневной задержке.
Volvo TR673 создали специально для такси
Вскоре появился и седан PV4, больше подходящий к шведскому климату. За два года собрали 996 автомобилей. А уже с 1928 года наладили выпуск первых грузовиков LV40.
Обтекаемый Volvo PV36 Carioca, 1935 год
С 1929 года в линейке марки появились и автобусы, а на смену ÖV4 пришла более дорогая и престижная модель PV651. Большая колесная база в 2950 мм сделала салон вместительнее, а 3,4-литровая 65-сильная рядная «шестерка» отличалась плавностью работы, ведь крепилась к раме сразу восемью опорами. Вскоре появился более совершенный 86-сильный вариант PV653 с 4-ступенчатой механической трансмиссией. На его основе построили удлиненный семиместный TR673, созданный специально для такси. Серию выпускали до 1937 года, и за это время с конвейера сошло чуть более 3000 машин.
Вседорожник Volvo TP21 Hogster
Очень передовым для 30-х стал Volvo PV36 Carioca 1935 года. Разработал его талантливый конструктор Иван Йорнберг. Он длительное время проработал в США и был впечатлен обтекаемым Chrysler Airflow. Поэтому кузов своего детища он также спроектировал в соответствии с законами аэродинамики, а еще применил инновационную независимую подвеску передних колес.
Volvo PV444 1944 года
Но эти новшества сделали седан недешевым: он получился в полтора раза дороже представительского PV653. Поэтому изготовили всего 501 автомобиль и в 1938 году представили удешевленную модификацию PV51 с неразрезным передним мостом и более простым в производстве кузовом. Новичок оказался гораздо популярнее, ведь удалось продать почти 7000 PV51.
Volvo Amazon 1956 года первым в мире получил ремни безопасности
Нейтралитет спас Швецию от Второй мировой войны, поэтому в 40-е Volvo был одним из немногих мировых автопроизводителей, не свернувших выпуск легковушек. Помимо PV51 собирали и новую машину для такси – PV800. Хотя и об армии шведы заботились и постоянно ее модернизировали: в Volvo спроектировали грузовики TVC и HBT. В 1944 году на основе PV800 создали вседорожный TP21 Hogster с подключаемым полным приводом и 90-сильной «шестеркой». Вскоре его предложили и рядовым покупателям.
Volvo P1900 1956 года
Руководство Volvo решило радикально изменить стратегию: ставку сделали на более доступные массовые машины и в 1943 году представили модель PV444. Обтекаемый двухдверный седан получил 1,4-литровую 40-сильную «четверку», позволявшую развить 117 км/ч. Именно с PV444 в Volvo начали уделять повышенное внимание безопасности – это первый автомобиль с каркасом безопасности и ламинированным стеклом. Модель оказалась очень успешной: находилась в производстве 15 лет и разошлась в количестве почти 200 тыс. единиц. Особенно популярен стал появившийся вскоре универсал PV445 Duett. Впрочем, дорогие седаны не исчезли: год спустя представили 90-сильный Volvo PV60.
Элегантный Volvo P1800 1960 года
Следующим шагом в развитии технологий пассивной защиты стал наследник PV444 – Volvo Amazon 1956 года, получивший первый в мире ремень безопасности. Седан, универсал и купе были выполнены в американском стиле и очень напоминали знаменитый Chrysler 300. Такой дизайн сделал их популярными в США. Бензиновый 1,8-литровый двигатель позволял развивать 175 км/ч. За 14 лет выпустили 667 тыс. автомобилей. Интересно, что с появлением Amazon предшественника PV444 не сняли с производства, а обновили, оснастили тем же 1,8-литровым мотором и под названием PV544 выпускали вплоть до 1966 года.
Универсал Volvo 1800 ES с прозрачной третьей дверью
Массовые модели позволили Volvo получить неплохую прибыль и расширить линейку более эксклюзивными автомобилями. В 1956 году была попытка наладить выпуск небольшого двухместного кабриолета Р1900. Но модель оказалась очень ненадежной, и удалось продать лишь 68 машин.
Volvo 140 1966 года — родоначальник угловатого стиля
Гораздо успешней стал наследник Р1900 – купе Р1800, показанное в 1960 году. Изящный автомобиль разработали в итальянском кузовном ателье Frua. Он не только отличался ярким дизайном, но и демонстрировал неплохие ходовые характеристики. С 1,8-литровой 115-сильной «четверкой» максимальная скорость составила 185 км/ч, а разгон до 100 км/ч занимал 9,5 с. В качестве опций предлагали кожаный салон, кондиционер и автоматическую трансмиссию, а с 1971 года мотор оснастили впрыском топлива.
Представительский Volvo 164, 1968 год
Еще более необычным оказался элегантным спортивный универсал на его основе – P1800 ES. Его третью дверь сделали полностью стеклянной. До 1973 года выпустили 47,5 тыс. P1800, что является отличным показателем для спортивной модели. Одно из купе продемонстрировало образцовую надежность: с 1966 года и до наших дней оно преодолело свыше 5 млн. км и до сих пор находится в отличном состоянии. Это рекордный пробег для легкового автомобиля.
Универсал Volvo 245 1975 года
Важной в истории шведской марки стала серия 140, появившаяся в 1966 году. Она принесла угловатый стиль, который господствовал в дизайне Volvo на протяжении трех десятилетий. В сфере безопасности следует отметить еще одно новшество – деформированные зоны, поглощающие энергию удара. Особенно популярным оказался пятидверный универсал с просторным салоном и вместительным багажником. Собственно, именно он и ввел моду на подобные автомобили в Европе.
Volvo 340 1975 года
Производство Volvo 140 наладили не только в Швеции, но и в Австралии, Бельгии, Канаде и Малайзии. Всего за 8 лет изготовили свыше миллиона автомобилей. А на удлиненной платформе 140 создали представительский Volvo 164. Его оснастили 3,0-литровым шестицилиндровым двигателем мощностью 175 л. с., а за доплату предложили подогрев кресел.
Volvo 760 1982 года
В середине 70-х годов Volvo приобрело голландскую марку DAF и наладило на местных предприятиях выпуск компактных моделей – 66, 360 и первого хетчбэка в истории марки – 340. Они стали одними из первых автомобилей в мире с бесступенчатым вариатором.
Volvo 460 1988 года
На смену семейству 140 в 1974 году пришла новая линейка Volvo 200, которую выпускали вплоть до 1996 года. Его разделили на две больших серии: более доступные четырехцилиндровые Volvo 240 и дорогие шестицилиндровые 260. Среди технических новшеств следует отметить травмобезопасную рулевую колонку. С 1979 года автомобили начали оснащать дизельными двигателями, а два года спустя представили 2,1-литровый 155-сильный бензиновый турбомотор. В 1985 году гоночный двухдверный Volvo 240 Turbo выиграл европейский кузовной чемпионат.
В 1982 году на смену Volvo 164 пришла серия 700, которую также разделили на две модели – 740 и 760, а мелкими сериями выпускали купе 780. А три года спустя появилось семейство 400, сменившее Volvo 340 и 360. Наряду с седаном 460 и пятидверным лифтбэком 440 выпускали оригинальное трехдверное купе 480 с выдвижными фарами и прозрачной задней дверью в стиле Volvo Р1800 ES.
Заряженный универсал Vovo 850 R 1996 года
Начало 90-х годов ознаменовало обновление модельного ряда Volvo. Сначала в 1990 году представили флагман 900, а два года спустя появился Volvo 850 – наследник успешного 200. На нем, кстати, дебютировали боковые подушки безопасности. Все больше версий начали получать двигатели с турбонаддувом. Особенно ярко выглядел мощный заряженный универсал 850R с 250-сильным турбомотором, способный разогнаться до 100 км/ч за 6,7 с и достигать 250 км/ч.
Volvo C70 обозначил перемены в стиле марки
Постепенно в Volvo взялись за омоложение имиджа марки. Купе C70 1997 года стало предвестником нового, элегантного стиля. А в следующем году появился седан бизнес-класса S80, оснащенный надувными «занавесками». Представили компактную модель S40 и универсал повышенной проходимости V70 XC.
Volvo S80 первым в мире получил надувные «занавески»
В 1999 году компанию разделили, и легковое подразделение вошло в состав Ford Motor. Под крылом американского концерна создали вседорожники XC60 и XC90, новый седан S60, оригинальный молодежный хетчбэк С30. Была внедрена система слежения за «слепыми» зонами и технология Pedestrian Detection, определяющая переходящих дорогу пешеходов и самостоятельно замедляющая автомобиль, чтобы избежать наезда на них.
Volvo XC90 2002 года
С 2010 года в истории Volvo начался новый этап в составе китайского концерна Geely Holding Group. Практически весь модельный ряд был обновлен, а его флагманом стал новый Volvo XC90 второго поколения. Его самая дорогая версия – заряжаемый гибрид. Появился компактный вседорожник XC40, пользуются спросом и универсалы повышенной проходимости Cross Country.
Теперь в линейке шведской марки появилось отдельное подразделение Polestar, выпускающее заряжаемые гибриды и электромобили. Важной составляющей стратегии Volvo является безопасность: шведская компания собирается свести до нуля смертность в своих автомобилях.