Компания McLaren известна, прежде всего, своими многочисленными гоночными победами и двенадцатью чемпионскими титулами в Формуле-1. Однако в последнее время британцы начали активно заниматься дорожными моделями. Хотя так было не всегда: команду McLaren основали в 1964 году, а дорожный первенец McLaren F1 появился только в 1993. Трудно поверить, что этому фантастическому автомобилю уже 25 лет.
Гордон Мюррей — создатель McLaren F1
Рубеж 80-90-х годов отметился настоящим всплеском в сегменте сверхмощных и скоростных автомобилей. Начало ему положили легендарные Ferrari F40 и Porsche 959, а затем эстафету подхватили экзотические Jaguar XJ220, Lamborghini Diablo, Bugatti EB110, Vector W8. Сформировался целый класс так называемых суперкаров.
Именно тогда к созданию дорожной модели решили приступить и в McLaren. В аэропорту после Гран-при Италии 1988 года об этом заговорили руководитель команды Рон Деннис и ее технический директор Гордон Мюррей.
McLaren M6GT 1970 года так и не стал серийным
Собственно, в McLaren первую попытку начать производство такой модели предприняли еще в 1970 году и даже представили прототипы купе McLaren M6 GT. Но трагическая смерть основателя команды Брюса МакЛарена прервала работы над ней.
Разговор особенно произвел впечатление на Гордона Мюррея, который в свободное от работы время подготовил набросок оригинального среднемоторного спорткупе и сформировал его концепцию. Оно должно быть легким и невероятно мощным, но при этом практичным и подготовленным к дальним путешествиям. Мюррей планировал, что автомобиль будет предназначен для бизнесменов, которые смогли бы путешествовать на нем по автобанах между европейскими городами.
Прототип McLaren F1, 1992 год
Пожалуй, самой оригинальной деталью проекта можно назвать его посадочную формулу. Водитель сидел по центру, как в болиде Формулы-1, а пассажиры – по бокам. Дело в том, что в среднемоторных автомобилях педальный узел всегда немного сдвинут к центральному тоннелю, что делает его не слишком удобным. Подобную схему применили на эксклюзивном Ferrari 365P 1966 года, но всего выпустили лишь два таких купе. Компоновка не только делала автомобиль более вместительным, но и обеспечивала лучшую обзорность. Отпадала и необходимость строить отдельную праворульную модификацию для родного британского рынка.
Серийный McLaren F1 1993 года
Рон Деннис всерьез занялся увлекательным проектом, однако сразу возникла проблема: не было подходящего двигателя. Гордон Мюррей планировал установить атмосферный V12 мощностью не менее 550 л. с. и весом не более 250 кг. Болиды Формулы-1 McLaren использовали двигатели Honda, но это были 1,5-литровые V6 с турбонаддувом. У японской компании не было опыта постройки моторов большого объема, максимум, что могли предложить – 3,5-литровый V6 от Honda NSX, дополненный двумя турбинами.
Поднимающиеся вверх двери облегчают доступ внутрь
За помощью обратились к BMW, и баварцы создали настоящий шедевр. Двигатель объемом 6,1 л оснастили 4 клапанами на цилиндр и системой регулировки фаз газораспределения. На каждый цилиндр приходилось по две форсунки впрыска топлива (одна для низких оборотов, другая – для высоких). Блок выполнили из алюминиевых сплавов, а распредвал – из магния. Мотор получился тяжелее (266 кг), однако лишние килограммы компенсировались сполна мощностью в 627 л. с. при 7400 об/мин. V12 раскручивался до 8500 об/мин, а при 5600 об/мин достигался максимальный крутящий момент в 651 Н·м.
Масса автомобиля — всего 1140 кг
Концепт-кар McLaren ХР1 показали 28 мая 1991 года накануне Гран-при в Монако. Тогда же стало огласили и название модели – F1 (дань многочисленным триумфам в Формуле-1). После того, как публика позитивно восприняла купе, оно отправилось на испытания в жаркую Намибию. На тестах автомобиль попал в аварию, но к тому времени уже был готов вариант ХР2. Его также разбили, но уже намерено – в рамках краш-теста. Интересно, что после лобового столкновения он был способен самостоятельно передвигаться. Варианты ХР3, ХР4 и ХР5 продолжили серию испытаний, их тестировали на сверхскоростном треке Нардо и в заполярье при температуре -20º. Последний из них являлся уже фактически серийной версией – его и представили публике в 1993 году.
Благодаря продуманной аэродинамике McLaren F1 не нуждался в антикрыле
Для своего времени автомобиль действительно был передовым, нельзя его назвать устаревшим и сейчас. Чтобы снизить вес, монокок полностью изготовили из углеволокна – в результате, масса составила всего 1140 кг. Удельная мощность достигла 550 л. с. на тонну, то есть больше, чем, например, у более позднего Bugatti Veyron. В конструкции широко применены магний и титан, а стенки моторного отсека покрыты шаром золота. Все очень просто: этот металл – лучший отражатель тепла, он отводит его от V12. Двери типа «крыло бабочки» не только облегчили доступ в салон, но и сделали купе более эффектным.
McLaren F1 отличается неплохим коэффициентом лобового сопротивления – 0,32. Сверхскоростной автомобиль не нуждается в огромном антикрыле, лишь небольшой спойлер выдвигается при 64 км/ч. А все благодаря технологии граунд-эффекта: два мощных вентилятора отводят воздух из-под днища и, таким образом, будто присасывают автомобиль к дороге.
Трехместная компоновка с рулем по центру — особенность McLaren F1
Салон McLaren F1 декорировали кожей, а водительское сиденье индивидуально подгоняли под каждого клиента (в целях снижения веса оно не регулировалось). Пассажирские кресла немного сдвинули назад и между ними расположили небольшое отделение для мелкой поклажи. Полноценные же багажники установили в боковинах сразу за дверьми, общий объем двух отсеков достиг неплохого результата по меркам спорткупе – 227 л. Автомобиль укомплектовали кондиционером, центральным замком, электростеклоподъемниками. Особого упоминания заслуживает сверхлегкая аудиосистема Kenwood, созданная специально для F1.
Автомобиль привлекал, прежде всего, ураганной динамикой, которая и сейчас кажется очень приличной. Разгон до 100 км/ч занимает 3,2 с. За 6,7 с F1 достигает 160 км/ч, а за 9,4 с – 200 км/ч. А в 1995 году McLaren F1 побил мировой рекорд скорости для серийных автомобилей – 371 км/ч. Однако и это не предел: спустя три года McLaren показал еще лучший результат – 386 км/ч!
Стенки моторного отсека McLaren F1 позолочены
Огромный крутящий момент позволяет трогаться с пятой передачи. При этом столь мощный автомобиль обошелся без электронных «помощников»: отказались не только от Traction control или ESP, но даже от ABS. Гордон Мюррей объяснил, что они уменьшают удовольствие от езды. Тормоза – стальные, конструктор отказался от карбоново-керамических дисков, так как они менее эффективны в городских условиях. Зато установлена система активного охлаждения – нажатием кнопки можно регулировать уровень открытия заслонок вентиляционных отверстий. Помогает остановиться и спойлер, служащий воздушным тормозом. Нет и усилителя руля – легкий автомобиль попросту не нуждается в нем.
McLaren F1 GTR — победитель 24-часовой гонки в Ле-Мане, 1995 год
Не менее впечатляющей оказалась и цена F1: это первый в мире автомобиль в миллион долларов. Но она не отпугнула клиентов. Среди первых владельцев McLaren F1 – боксер Майк Тайсон, исполнитель роли Мистера Бина Роуэн Аткинсон, модельер Ральф Лорен и будущий основатель Tesla Илон Маск. Покупатели могли в любой момент прийти на завод и посмотреть, как за стеклом вручную собирают автомобиль.
McLaren F1 LM 1996 года
Как ни странно, столь скоростное купе не планировали выставлять в соревнованиях. Однако профессиональные гонщики оценили его возможности, и в McLaren посыпались заказы на гоночные версии. В результате компания создала модификацию GTR. Ему понизили клиренс, расширили колесные арки, установили огромное антикрыло, появились и 18-дюймовые гоночные колеса. Мощность двигателя подняли незначительно (до 640 л. с.), зато вес снизили до 1000 кг. В 1995 году семь McLaren F1 GTR заявили для 24-часовой гонки в Ле-Мане. Результат оказался ошеломляющим – автомобили заняли 1, 3, 4, 5 и 13 места в общем зачете и первые четыре позиции в своем классе.
McLaren F1 GTR Longtail, 1997 год
Столь выдающееся достижение решили отпраздновать, выпустив дорожную версию лемановского триумфатора – F1 LM. Мир увидели лишь 6 таких купе (пять серийных и прототип). Всех их окрасили в оранжевый цвет, под которым выступал в 60-х годах Брюс МакЛарен. Им также установили антикрыло и 18-дюймовые диски, а мощность подняли до 680 л. с. Салон избавился от большей части отделки, аудиосистемы и электростеклоподъемников, что позволило снизить вес до 1062 кг. Получилась настоящая ракета, способная разгоняться до 100 км/ч за 2,9 с и до 160 км/ч за 5,9 с. Максимальная скорость снизилась до 362 км/ч, ее ограничивало то самое антикрыло.
К 1997 году изменились правила соревнований и пришлось уменьшить мощность гоночной версии до 600 л. с. Зато создали абсолютно новый обтекаемый кузов с удлиненной задней частью и уменьшенной до 915 кг массой. На прямых Ле-Мана купе разгонялось до 335 км/ч. McLaren занял второе место в общем зачете и победил в своем классе.
Удлиненный McLaren F1 GT 1997 года
Обновленный GTR также послужил основой для серийной модели, названной F1 GT. Таких купе существует всего два. Внутри они почти не отличаются от серийного купе. При неизменных 627 л. с. улучшенная аэродинамика позволяла ехать быстрее. Официально автомобиль не тестировали, но теоретически F1 GT способен развить около 400 км/ч.
Финальной версией модели считается McLaren F1 HDF 1998 года – таких существует лишь два. Это эволюция F1 LM, но с увеличенной до 690 л. с. мощностью и новым антикрылом.
McLaren F1 HDF 1998 года
В 1998 году производство McLaren завершилось. Вместе с прототипами изготовили 106 автомобилей, из них 71 – серийные F1, а 28 – GTR. Однако и после прекращения выпуска рекорд скорости долго оставался непревзойденным. Лишь в 2005 году всего на 0,7 км/ч его превысил 806-сильный Koenigsegg CCR.
Сейчас эти купе – настоящая коллекционная ценность, цены на них зашкаливают. Так, F1 HDF в 2015 году продали за 13,5 миллиона долларов, а недавно стандартное купе ушло с молотка за 15,6 млн. Тем временем в McLaren уже готовят преемника F1 – трехместное купе Speedtail с гибридной установкой.
Всего выпущено 106 McLaren F1