Страницы истории Volkswagen T1: юбилей культового вэна

Компания Volkswagen обрела известность благодаря легендарному «Жуку» Beetle. До сих пор эта модель остается самой массовой в истории автомобилестроения: выпущено свыше 21,5 миллиона этих автомобилей. Beetle также дал путевку в жизнь целой плеяде моделей, построенных на его платформе. Среди них – и вседорожник Type 82 Kübelwagen, и купе Karmann-Ghia и, конечно же, вэн T1. Последний не только смог стать культовым транспортным средством (что является редкостью для коммерческих автомобилей), но и положил начало целому «семейству» вэнов Volkswagen. В этом году Volkswagen T1 празднует свое 65-летие.

logoИстория вэна берет свое начало в конце 40-х годов. Хотя Beetle тогда только набирал популярность, стало понятно, что одного его недостаточно и модельный ряд нужно расширять. Впрочем, поначалу в Volkswagen не думали начинать производство коммерческой техники. Прототип T1 собрали сами рабочие немецкого завода. Им просто нужны были машины для развозки по цехам запчастей для Beetle, поэтому на базе стандартного «Жука» они создали небольшой фургон. Его увидел голландский автодилер Бен Пон и идея ему понравилась. Конечно, внешний вид заводского творения был очень простым, поэтому Пон самостоятельно разработал дизайн новинки.

Volkswagen T1 Kasten 1950Первый фургон Volkswagen T1 Kasten 1950 года

Volkswagen Т1Большие круглые фары Т1 позаимствовали у Volkswagen Beetle

Главными особенностями вэна стали однообъемный профиль и вынесенный максимально вперед пассажирский отсек. Руководству Volkswagen пришлись по душе наброски Пона и началась разработка модели. Автомобиль тщательно испытывали в аэродинамической трубе, что привело к довольно низкому, на то время,  коэффициенту лобового сопротивления – 0,44. Как можно больше узлов и агрегатов позаимствовали у Beetle. Большие круглые фары «Жука» идеально вписались в стиль передней части, придав ей неповторимый колорит. В целях экономии установили разделенное лобовое стекло, а остальные окна сделали очень маленькими. Оппозитный 1,1-литровый мотор воздушного охлаждения мощностью 24 л. с. расположили, конечно же, сзади. Оформление салона получилось весьма спартанским, но автомобиль был очень просторным. Там легко могли разместиться семь человек с багажом.

Volkswagen Т1, салонСтиль салона Т1 — весьма спартанский

Volkswagen Т1 в разрезеРазработчики оставили заднемоторную компоновку Volkswagen Beetle

Производство Volkswagen T1 стартовало в начале 1950 года. За первые 12 месяцев выпустили около 9500 этих автомобилей с кузовами мини-вэн и фургон. Год спустя на основе Т1 создали карету «скорой помощи», а в 1952 году – пикап.

Пикап Volkswagen Т1Пикап Volkswagen Т1

На первых порах спрос на вэн был не слишком большим, но со временем он начал расти. Автомобиль стал популярным среди специальных служб, предпринимателей, фермеров. Тем более, что Т1 постоянно модернизировали. Так, в 1953 году установили 1,2-литровый 30-сильный двигатель, а шесть лет спустя его мощность подняли до 40 л. с. Конечно, с основательно загруженным мини-вэном такой двигатель не всегда мог справиться. Поэтому в 1963 году представили вариант Transporter: благодаря 1,5-литровой 52-сильной «четверке» грузоподъемность выросла до 1000 кг. Со временем над лобовым стеклом появился козырек, а за счет уменьшения крышки капота удалось установить пятую дверь.

Volkswagen T1 DeluxeУ Volkswagen T1 Deluxe с тканевым верхом — 23 окна

Карета скорой помощи Volkswagen T1Карета скорой помощи на базе Volkswagen T1

Появились и новые варианты комплектации. Интересно, что версии вэна отличались количеством окон. В базовой Kombi их было 11, в более дорогой DeLuxe – 13, а в варианте со сдвижным тканевым верхом – 23 (окна были расположены в два «этажа»). К тому же, разработали оригинальный автомобиль для путешествий Т1 Camper, на крыше которого раскладывалась палатка.

Volkswagen T1 CamperНа крыше Volkswagen T1 Camper раскладывалась палатка

Т1 начали продавать не только в Европе, но и в США. За океаном его ожидал успех. Особенно автомобиль полюбился молодежи и даже стал частью субкультуры хиппи. Ведь в нем можно было собрать компанию, переночевать при надобности, а на крыше помещались доски для серфинга или лыжи. Тем более, что вэн был доступным, а его расход топлива и затраты на содержание были небольшими.

Volkswagen T1 хиппиVolkswagen T1 стал частью субкультуры хиппи

В 1967 году в Германии дебютировало второе поколение модели – Т2, хотя Т1 еще до 1975 года собирали в Бразилии. Новичок же немного подрос в размерах, его дизайн стал более сдержанным. Ушли в прошлое разделенное пополам лобовое стекло и маленькие боковые окошки, зато появились удобные сдвижные двери. Базовым стал 1,6-литровый 48-сильный мотор, позже появились «четверки» объемом 1,7 л (66 л. с.) и 2,0 л (70 л. с.). Новые двигатели были более тяговитыми на низких оборотах. Новая задняя подвеска улучшила управляемость и комфорт езды. Мини-вэну в качестве опции предложили автоматическую трансмиссию, а с 1975 года все версии стали оснащать впрыском топлива. Географию производства модели расширили Аргентина, Австралия и Мексика. Т2 оказался настоящим долгожителем: например, в Бразилии его производили вплоть до декабря 2013 года, причем с современными рядными «четверками» от Volkswagen Polo, способными работать как на бензине, так и на этаноле.

На базе Volkswagen T1 создано немало специальной техникиНа базе Volkswagen T1 создано немало специальной техники

Volkswagen T1, вид сзадиБолее поздние Т1 получили пятую дверь

Тем временем в  Германии уже в 1979 году дебютировал Volkswagen T3. Его стиль стал граненым, а старые двигатели стали постепенно вытесняться более современными моторами с жидкостным охлаждением. Причем, самые мощные 2,6-литровые версии развивали 136 л. с. Впервые появились и экономные дизельные модификации, а также вседорожный вариант с полным приводом и увеличенным клиренсом. Список опций расширили гидроусилитель руля, центральный замок, кондиционер. Последний Т3 сошел с конвейера в ЮАР в июне 2002 года.

Volkswagen T2Volkswagen T2 появился в 1967 году

Volkswagen T2 2013Volkswagen T2 выпускали до 2013 года

Представленный в 1990 году Volkswagen T4 стал дороже и солиднее. В конструкции модели произошла революция: двигатель перенесли вперед, а ведущими колесами стали передние. Помимо стандартной версии появилась и длиннобазая, предложили и богато оснащенный вариант с кожаным салоном. Значительно расширили линейку двигателей: она включала бензиновые моторы мощностью 67-204 л. с. и дизели мощностью 61-150 л. с.

Volkswagen T3 1979 годаVolkswagen T3 1979 года

Volkswagen T3 SyncroПолноприводной Volkswagen T3 Syncro 1985 года

В 2003 году в производство запустили Volkswagen T5, доступный в вариантах Caravelle, Kombi Transporter и Multivan. Флагманский Multivan далеко ушел от своего бюджетного прародителя и превратился в транспортное средство бизнес-класса. В его арсенале появились электропривод сдвижных дверей, трехзонный климат-контроль, подогрев сидений, парктроник, CD-чейнджер, круиз-контроль.

Volkswagen T4 1990 годаVolkswagen T4 1990 года

Теперь эстафету перенимает новый Volkswagen T6, выпущенный аккурат к юбилею своего прародителя. Он сохраняет строгий дизайн предшественника и приносит новшества вроде камеры заднего вида, DVD-проигрывателя, адаптивного круиз-контроля, систем слежения за «слепыми» зонами и определения усталости водителя. Ему предложен целый ряд двигателей мощностью до 204 л. с. и даже есть возможность заказать адаптивные амортизаторы.

Volkswagen T5 2003Volkswagen T5, 2003 год

Volkswagen T6 2015 годаНовый Volkswagen T6 2015 года

Volkswagen T1 не был первым в мире вэном да и выдающимися конструктивными решениями не выделялся. Тем не менее, доступность, надежность и вместительность сделали его по-настоящему культовым автомобилем, символом свободы. У него по-прежнему остаются фанаты, которые тщательно реставрируют и дорабатывают свои автомобили, организовывают парады и слеты. Модель стала героем десятков кинолент, ее даже превратили в одного из персонажей мультфильма «Тачки». Именно T1 предопределил успех своих наследников и без него не было бы современного Volkswagen T6.

Volkswagen T1, ТачкиVolkswagen T1 стал персонажем мультфильма «Тачки»

За 65 лет вэн Volkswagen эволюционировал от бюджетного транспортного средства до автомобиля бизнес-классаЗа 65 лет вэн Volkswagen эволюционировал от бюджетного вэна до автомобиля бизнес-класса

Полные версии статей опубликованы в журнале "Тест-Драйв" № 06' 2015

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *