Компания Volkswagen обрела известность благодаря легендарному «Жуку» Beetle. До сих пор эта модель остается самой массовой в истории автомобилестроения: выпущено свыше 21,5 миллиона этих автомобилей. Beetle также дал путевку в жизнь целой плеяде моделей, построенных на его платформе. Среди них – и вседорожник Type 82 Kübelwagen, и купе Karmann-Ghia и, конечно же, вэн T1. Последний не только смог стать культовым транспортным средством (что является редкостью для коммерческих автомобилей), но и положил начало целому «семейству» вэнов Volkswagen. В этом году Volkswagen T1 празднует свое 65-летие.
История вэна берет свое начало в конце 40-х годов. Хотя Beetle тогда только набирал популярность, стало понятно, что одного его недостаточно и модельный ряд нужно расширять. Впрочем, поначалу в Volkswagen не думали начинать производство коммерческой техники. Прототип T1 собрали сами рабочие немецкого завода. Им просто нужны были машины для развозки по цехам запчастей для Beetle, поэтому на базе стандартного «Жука» они создали небольшой фургон. Его увидел голландский автодилер Бен Пон и идея ему понравилась. Конечно, внешний вид заводского творения был очень простым, поэтому Пон самостоятельно разработал дизайн новинки.
Первый фургон Volkswagen T1 Kasten 1950 года
Большие круглые фары Т1 позаимствовали у Volkswagen Beetle
Главными особенностями вэна стали однообъемный профиль и вынесенный максимально вперед пассажирский отсек. Руководству Volkswagen пришлись по душе наброски Пона и началась разработка модели. Автомобиль тщательно испытывали в аэродинамической трубе, что привело к довольно низкому, на то время, коэффициенту лобового сопротивления – 0,44. Как можно больше узлов и агрегатов позаимствовали у Beetle. Большие круглые фары «Жука» идеально вписались в стиль передней части, придав ей неповторимый колорит. В целях экономии установили разделенное лобовое стекло, а остальные окна сделали очень маленькими. Оппозитный 1,1-литровый мотор воздушного охлаждения мощностью 24 л. с. расположили, конечно же, сзади. Оформление салона получилось весьма спартанским, но автомобиль был очень просторным. Там легко могли разместиться семь человек с багажом.
Стиль салона Т1 — весьма спартанский
Разработчики оставили заднемоторную компоновку Volkswagen Beetle
Производство Volkswagen T1 стартовало в начале 1950 года. За первые 12 месяцев выпустили около 9500 этих автомобилей с кузовами мини-вэн и фургон. Год спустя на основе Т1 создали карету «скорой помощи», а в 1952 году – пикап.
На первых порах спрос на вэн был не слишком большим, но со временем он начал расти. Автомобиль стал популярным среди специальных служб, предпринимателей, фермеров. Тем более, что Т1 постоянно модернизировали. Так, в 1953 году установили 1,2-литровый 30-сильный двигатель, а шесть лет спустя его мощность подняли до 40 л. с. Конечно, с основательно загруженным мини-вэном такой двигатель не всегда мог справиться. Поэтому в 1963 году представили вариант Transporter: благодаря 1,5-литровой 52-сильной «четверке» грузоподъемность выросла до 1000 кг. Со временем над лобовым стеклом появился козырек, а за счет уменьшения крышки капота удалось установить пятую дверь.
У Volkswagen T1 Deluxe с тканевым верхом — 23 окна
Карета скорой помощи на базе Volkswagen T1
Появились и новые варианты комплектации. Интересно, что версии вэна отличались количеством окон. В базовой Kombi их было 11, в более дорогой DeLuxe – 13, а в варианте со сдвижным тканевым верхом – 23 (окна были расположены в два «этажа»). К тому же, разработали оригинальный автомобиль для путешествий Т1 Camper, на крыше которого раскладывалась палатка.
На крыше Volkswagen T1 Camper раскладывалась палатка
Т1 начали продавать не только в Европе, но и в США. За океаном его ожидал успех. Особенно автомобиль полюбился молодежи и даже стал частью субкультуры хиппи. Ведь в нем можно было собрать компанию, переночевать при надобности, а на крыше помещались доски для серфинга или лыжи. Тем более, что вэн был доступным, а его расход топлива и затраты на содержание были небольшими.
Volkswagen T1 стал частью субкультуры хиппи
В 1967 году в Германии дебютировало второе поколение модели – Т2, хотя Т1 еще до 1975 года собирали в Бразилии. Новичок же немного подрос в размерах, его дизайн стал более сдержанным. Ушли в прошлое разделенное пополам лобовое стекло и маленькие боковые окошки, зато появились удобные сдвижные двери. Базовым стал 1,6-литровый 48-сильный мотор, позже появились «четверки» объемом 1,7 л (66 л. с.) и 2,0 л (70 л. с.). Новые двигатели были более тяговитыми на низких оборотах. Новая задняя подвеска улучшила управляемость и комфорт езды. Мини-вэну в качестве опции предложили автоматическую трансмиссию, а с 1975 года все версии стали оснащать впрыском топлива. Географию производства модели расширили Аргентина, Австралия и Мексика. Т2 оказался настоящим долгожителем: например, в Бразилии его производили вплоть до декабря 2013 года, причем с современными рядными «четверками» от Volkswagen Polo, способными работать как на бензине, так и на этаноле.
На базе Volkswagen T1 создано немало специальной техники
Более поздние Т1 получили пятую дверь
Тем временем в Германии уже в 1979 году дебютировал Volkswagen T3. Его стиль стал граненым, а старые двигатели стали постепенно вытесняться более современными моторами с жидкостным охлаждением. Причем, самые мощные 2,6-литровые версии развивали 136 л. с. Впервые появились и экономные дизельные модификации, а также вседорожный вариант с полным приводом и увеличенным клиренсом. Список опций расширили гидроусилитель руля, центральный замок, кондиционер. Последний Т3 сошел с конвейера в ЮАР в июне 2002 года.
Volkswagen T2 появился в 1967 году
Volkswagen T2 выпускали до 2013 года
Представленный в 1990 году Volkswagen T4 стал дороже и солиднее. В конструкции модели произошла революция: двигатель перенесли вперед, а ведущими колесами стали передние. Помимо стандартной версии появилась и длиннобазая, предложили и богато оснащенный вариант с кожаным салоном. Значительно расширили линейку двигателей: она включала бензиновые моторы мощностью 67-204 л. с. и дизели мощностью 61-150 л. с.
Полноприводной Volkswagen T3 Syncro 1985 года
В 2003 году в производство запустили Volkswagen T5, доступный в вариантах Caravelle, Kombi Transporter и Multivan. Флагманский Multivan далеко ушел от своего бюджетного прародителя и превратился в транспортное средство бизнес-класса. В его арсенале появились электропривод сдвижных дверей, трехзонный климат-контроль, подогрев сидений, парктроник, CD-чейнджер, круиз-контроль.
Теперь эстафету перенимает новый Volkswagen T6, выпущенный аккурат к юбилею своего прародителя. Он сохраняет строгий дизайн предшественника и приносит новшества вроде камеры заднего вида, DVD-проигрывателя, адаптивного круиз-контроля, систем слежения за «слепыми» зонами и определения усталости водителя. Ему предложен целый ряд двигателей мощностью до 204 л. с. и даже есть возможность заказать адаптивные амортизаторы.
Volkswagen T1 не был первым в мире вэном да и выдающимися конструктивными решениями не выделялся. Тем не менее, доступность, надежность и вместительность сделали его по-настоящему культовым автомобилем, символом свободы. У него по-прежнему остаются фанаты, которые тщательно реставрируют и дорабатывают свои автомобили, организовывают парады и слеты. Модель стала героем десятков кинолент, ее даже превратили в одного из персонажей мультфильма «Тачки». Именно T1 предопределил успех своих наследников и без него не было бы современного Volkswagen T6.
Volkswagen T1 стал персонажем мультфильма «Тачки»
За 65 лет вэн Volkswagen эволюционировал от бюджетного вэна до автомобиля бизнес-класса