Британские автомобили всегда выделялись на фоне аналогов из других стран. Они отличаются неповторимым аристократическим стилем, а спортивные модели демонстрируют отточенную управляемость. Еще одна характерная особенность Великобритании – наличие множества небольших фирм, выпускающих эксклюзивные автомобили мелкими сериями. К ним относится и знаменитая компания TVR.
Как и многие подобные марки, TVR возникла на фоне послевоенного подъема. Это детище механика Тревора Уилкинсона. С 14 лет он работал в автосервисе города Блэкпул, а в 1946 году приобрел колесную мастерскую и основал предприятие Trevcar Motors. Поначалу Тревор занимался ремонтом, а год спустя его партнером по бизнесу стал гонщик Джек Пикард и вместе они начали работы над первым собственным автомобилем. Попутно компанию переименовали в TVR Engineering.
Первенец TVR No.1 увидел мир в 1949 году. Небольшой двухместный кабриолет с открытыми колесами был построен на платформе Morris Eight, а оснастили его 1,2-литровой 35-сильной «четверкой» Ford. За несколько лет была выпущена небольшая серия машин. Затем последовали более совершенные Sports Saloon и Jomar. Они пользовались популярностью и среди гонщиков-любителей, и среди профессионалов. Постепенно компания росла и расширялась.
TVR Jomar 1957 года
В условиях дефицита валюты британское правительство активно стимулировало предприятия ориентированные на экспорт и предоставляло им всяческие льготы. В TVR решили воспользоваться этим, тем более, что интерес к автомобилям начали проявлять в США. Выйти на американский рынок решили с полностью новой моделью Grantura. Показанное в 1958 году компактное 3,5-метровое двухместное купе привлекало внимание элегантным обтекаемым дизайном и весило всего 660 кг благодаря кузову из стеклопластика. На выбор предлагали несколько двигателей Ford и MG. С самым мощным 1,6-литровым 90-сильным мотором Grantura разгонялся до 100 км/ч за 10 с, а максимальная скорость составила 170 км/ч. Залогом хорошей управляемости была независимая подвеска всех колес, а с 1960 года обязательными стали передние дисковые тормоза.
TVR Griffith 1964 года получил двигатель от Ford Mustang
Grantura оказался очень успешным для TVR и до 1962 года было собрано около 500 машин. В 1964 году линейка моделей была расширена и появился Griffith. С виду он практически не отличался от Grantura, но под его капотом прятался огромный 4,7-литровый V8 от Ford Mustang. Он развивал 200 либо 270 л. с. и более мощный вариант позволял легкому (860 кг) купе достигать 100 км/ч всего за 5 с и развивать 260 км/ч. То есть, Griffith был одним из самых быстрых автомобилей своего времени. Конечно, стоил он больше, чем Grantura, но за четыре года нашел почти 300 покупателей.
TVR 3000 M 1972 года
В 1967 году модельный ряд TVR претерпел обновление. Дизайн освежили, а колесную базу увеличили. На смену Grantura пришел Vixen, а преемником Griffith стал Tuscan V8. С 1972 года начался выпуск полностью нового «семейства» TVR M. Автомобили сохранили знакомый стиль, но стали крупнее – 4 м в длину. Наряду с купе были предложены кабриолет и хетчбэк Taimar. Наиболее доступная модель 1600М получила проверенную 1,6-литровую «четверку» Ford, 2500М оснастили 2,5-литровым 110-сильным шестицилиндровым двигателем, а 3000М получил 3,0-литровый V6 мощностью 140 л. с. Изначально также планировался наследник Griffith и Tuscan – 5000М с 5,0-литровым V8, но из-за резкого скачка цен на топливо от него пришлось отказаться. Зато был разработан вариант 3000М Turbo с 3,0-литровым 230-сильным турбомотором. Разгон до 100 км/ч у него занимал 5,7 с, а максимальная скорость составила 225 км/ч. Несмотря на экономический кризис середины 70-х годов, TVR M оказался довольно популярным, ведь за семь лет удалось собрать около 2500 автомобилей. В 1986 году TVR M прошел серьезную модернизацию и под названием TVR S его производили вплоть до 1994 года.
Кабриолет TVR V8 S 1991 года
В 1980 году фирму выкупил предприниматель Питер Уилер и под его руководством был создан новый TVR Tasmin. Купе и кабриолет отличались клиновидным стилем с выдвижными фарами. Покупатель мог выбрать двухместную или четырехместную версии, а в списке опций появились кондиционер и усилитель руля. Поначалу их оснащали двигателями объемом 2,0 л (101 л. с.) и 2,8 л (160 л. с.), а затем появились и варианты с V8 Rover объемом 3,5-4,5 л (190-325 л. с.). Самый мощный 325-сильный TVR 450 SEAC разгонялся до 100 км/ч за 4,5 с и мог развить 280 км/ч.
TVR 450 SEAC 1988 года
Серьезная революция в линейке TVR состоялась в начале 90-х, когда была представлена целая плеяда новых моделей. Первым в 1991 году увидел мир Griffith. Элегантный двухместный кабриолет длиной менее 4 м весил всего тонну. На выбор ему предлагали сразу несколько V8, самым мощным из которых был 5,0-литровый 340-сильный мотор, позволявший развивать 270 км/ч. Год спустя дебютировал его старший брат Chimaera, а в 1996 году появилось купе Cerbera. Специально для него был подготовлен 4,5-литровый 420-сильный двигатель, с которым автомобиль мог достичь 300 км/ч и разогнаться до 100 км/ч за 4 с. При этом даже столь скоростной автомобиль оставался весьма доступным по меркам своего класса – 70 тыс. долларов.
TVR Chimaera 1992 года
Для самых требовательных клиентов подготовили экстремальный Cerbera Speed 12. Под его капотом прятался огромный 7,7-литровый V12 мощностью 880 л. с., а максимальная скорость превышала 385 км/ч. В TVR подчеркивали, что их модели – для активных, умелых водителей. Они сохраняли отличную управляемость, но не получили никакой вспомогательной электроники: ни антиблокировочную систему тормозов ABS, ни системы стабилизации и контроля сцепления.
TVR Cerbera Speed 12, 2000 год
В 1999 году инженеры TVR своими силами разработали новый двигатель – рядную «шестерку», доступную в двух исполнениях – 3,6 л (350 л. с.) и 4,0 л (390 л. с.). Первым ее получил возрожденный TVR Tuscan. Футуристическое купе сразу привлекло всеобщее внимание и оказалось весьма успешным.
TVR Tamora 2002 года
В начале третьего тысячелетия дела у TVR шли очень неплохо. Появились и новые модели: на смену Chimaera и Griffith пришли модели Tamora и T350C, готовились к производству второе поколение Tuscan Mk2 и 400-сильное купе Sagaris – наследник Cerbera. А на смену Cerbera Speed 12 готовили TVR Typhoon с компрессорным мотором мощностю 585 л. с. Успешная компания привлекла внимание молодого российского предпринимателя Николая Смоленского и в 2004 году он приобрел ее.
TVR Typhoon, 2003 год
Однако, новое руководство оказалось не слишком умелым и дела TVR пошли не лучшим образом. Объемы производства резко сократились, поэтому Tuscan Mk2 и Sagaris было выпущено очень мало, а Typhoon вообще не пошел в серию. А в 2006 году предприятие в Блэкпуле и вовсе остановилось. Попытки его возобновить оказались неудачными.
TVR Tuscan Mk2 Convertible, 2005 год
На протяжении семи лет марка TVR находилась в подвешенном состоянии и не было выпущено ни одного автомобиля. И вот совсем недавно компания сменила владельца. Новый президент Лес Эдгар пообещал вернуть ей былую славу и начал разработку нескольких новых моделей. Руководство TVR заверяет, что автомобили представят в 2015 году и они сохранят фирменные черты – хорошие динамику и управляемость, а также разумную цену.