В этом году свое пятидесятилетие празднует один из самых культовых американских автомобилей – Ford Mustang. Легендарная модель дебютировала 17 апреля 1964 года и американцы влюбились в нее с первого взгляда. За первый день было продано 22 тысячи машин, за год – 418 тысяч, а за полтора года – миллион. Ключ успеху – в разнообразии Mustang: он мог быть бюджетным молодежным автомобилем или богато оснащенным скоростным спорткупе. Вершиной же линейки Mustang были и остаются заряженные версии от Shelby.
На логотипе Shelby изображена кобра
Доработкой Ford Mustang занимался известный гонщик и конструктор Кэролл Шелби
Небольшая компания Shelby стала детищем известного американского гонщика Кэрролла Шелби. В 1959 году он выиграл 24-часовую гонку в Ле-Мане, но из-за проблем с сердцем вынужден был покинуть автоспорт. Поэтому Шелби взялся создавать собственные автомобили. Его первенец, знаменитый Shelby Cobra, обозначил начало сотрудничества с Ford. Конструктор сразу увидел потенциал в новом Mustang и взялся доработать модель.
Гоночный Shelby GT350 R 1965 года
За основу взяли версию с кузовом купе-фастбэк. Первым делом в Shelby усовершенствовали 4,7-литровый V8: за счет новых распредвала и выхлопной системы мощность увеличили с 271 до 306 л. с. Были доработаны 4-ступенчатая механическая трансмиссия, рулевое управление и подвеска, установлены передние дисковые тормоза. В целях экономии веса из салона были убраны задние сиденья, а капот изготовлен из стеклопластика – это снизило массу до 1270 кг. Также внутри заменили рулевое колесо и приборную панель. Новый Shelby GT350 разгонялся до 100 км/ч за 6,5 с и развивал 217 км/ч. За 1965 год собрали 562 автомобиля, из них 30 – гоночные версии GT350 R с 350-сильными двигателями.
В 1966-1967 годах гоночные Shelby GT350 принесли команде Ford победы в чемпионате Trans-Am
Shelby GT350 получился несколько дороже обычного Mustang (4600 долларов против 2500-3500), но в Ford придумали, как сделать его доступным. В 1966 году тысячу купе передали компании Hertz, занимавшейся прокатом машин. Таким образом, каждый желающий мог прокатиться на GT350. Бывали случаи, когда гонщики-любители брали Shelby напрокат, участвовали на нем в соревнованиях и отдавали назад с наклейками на капоте и гоночными номерами на дверях. К тому времени модель сделали более «цивильной»: установили задние сиденья, а за доплату предложили кондиционер и автоматическую трансмиссию.
Shelby GT500, 1967 год
Ford Mustang от Shelby привлек внимание активных водителей – всего за 1966 год выпустили 2378 машин. Да и в гонках он отлично себя показал: дважды (в 1966 и 1967 годах) выиграл американский кузовной чемпионат Trans Am.
Сверхмощный Shelby GT500 Super Snake развивал 270 км/ч
В 1967 году Shelby GT350 появился старший брат – GT500. Он, получил огромный 7,0-литровый 355-сильный двигатель. Конечно, автомобиль был быстрым (6,2 с до 100 км/ч и максимальные 214 км/ч), но при этом комфортабельным. Базовое оснащение включало радио, усилители руля и тормозов. К купе присоединился кабриолет. Преобразился и дизайн автомобилей: GT350 и GT500 можно было узнать по воздухозаборникам на капоте, заостренному заднему спойлеру и фонарям на всю ширину кузова. А на решетке радиатора появился логотип в виде кобры. Интересно, что автомобили стали дешевле: GT350 стоил 4000 долларов, а GT500 – 4200. Поэтому не удивительно, что первых произвели 1175, а вторых – 2500 единиц. А несколько особых GT500 Super Snake оснастили гоночными версиями 7,0-литрового V8, развивавшими около 500 л. с. Такие «монстры» могли достичь 270 км/ч!
Shelby GT500 Convertible 1968 года
Shelby GT500 KR, 1968 год
Но, пожалуй, самой яркой стала особая версия Shelby GT500 1968 года, получившая приставку KR (King of Road – «король дороги»). Пусть на бумаге его мощность стала меньше – 335 л. с., — но на самом деле его «восьмерка» 428 Cobra Jet развивала 410 л. с. Просто, таким образом, решили бороться со страховыми компаниями, которые начали привязывать стоимость полиса к количеству лошадиных сил. Автомобиль разгонялся до 100 км/ч за 6 с и преодолевал 400 м с места за 14 с. Выпустили около полутора тысяч Shelby GT500 KR. Остался в предложении и обычный GT500, а GT350 получил 5,0-литровый 250-сильный мотор, поскольку в Ford прекратили производство 4,7-литрового V8. Всего за год было изготовлено почти 5000 Shelby Mustang всех версий.
Двигатель Shelby GT500 KR развивал около 400 л. с.
Shelby GT350 Convertible, 1969 год
В 1969 году модификации от Shelby претерпели обновление, как и вся линейка Ford Mustang. Они стали несколько крупнее, изменились дизайн передней части и оформление салона. Вслед за донором Mustang автомобили стали немного больше (4,8 м в длину) и, соответствнно, тяжелее. GT350 оснастили новым 5,8-литровым 290-сильным V8, с которым разгон до 100 км/ч занимал 6,3 с. А GT500 предлагали только с двигателем 428 Cobra Jet. Спрос на модель упал и всего удалось собрать примерно 3800 машин. Поэтому дальнейшее развитие линейки решили прекратить. Всего за пять лет изготовили почти 14 тыс. скоростных Mustang от Shelby.
Один из последних Shelby GT500 1970 года
Впрочем, Кэрролл Шелби еще некоторое время занимался доработкой Mustang. Так, непроданные GT350 и GT500 были предложены и в 1970 году, а год спустя специально для европейского рынка было выпущено 14 Shelby Europa с 5,8-литровыми двигателями мощностью 320 л. с.
Shelby Europa Convertible 1971 года
Shelby GT 2006 года
Ford Mustang в исполнении Shelby стали настоящим эксклюзивом, за которым устроили охоту коллекционеры. Сейчас их стоимость легко превышает 100 тыс. долларов. Особенно популярностью пользуются доработанные в наше время Shelby GT500 Eleanor, ведь одно из таких купе стало героем знаменитого кинофильма «Угнать за 60 секунд».
Доработанный Shelby GT500 Eleanor
Shelby GT-H Convertible 2006 года
Поэтому неудивительно, что в начале нового тысячелетия Кэрролл Шелби вернулся к сотрудничеству с Ford. Тем более, что к этому времени как раз появился новый Mustang с классическим дизайном в стиле 60-х годов. Сначала в 2006 году были представлены Shelby GT и GT-H с 4,6-литровым 320-сильным V8. А несколько месяцев спустя к ним присоединился и возрожденный GT500. Поначалу его 5,4-литровый компрессорный двигатель развивал 500 л. с., но специалисты Shelby постоянно модернизировали его и постепенно довели мощность до внушительных 660 л. с. Автомобиль способен разогнаться до 100 км/ч за 3,7 с и развить 325 км/ч, то есть это самый быстрый Mustang за всю историю. А по индивидуальным заказам изготовляют невероятный GT500 Super Snake, выдающий 850-1000 л. с. Вернулся и Shelby GT350: его оснастили 5,0-литровым V8, развивающим 440 либо 525 л. с.
Возрожденный Shelby GT500 2007 года
Shelby GT350, 2012 год
Кэрролл Шелби ушел из жизни в 2012 году, но его дело продолжает жить. Специалисты Shelby продолжают создавать мощные и быстрые автомобили и в скором времени представят свою версию новейшего Ford Mustang шестого поколения.
Shelby GT500 Convertible 2012 года выдает 660 л. с.
Мощность этого Shelby GT500 Super Snake — 1000 л. с.!