Страницы истории Opel: немецкий старожил

Opel является одним из старейших автопроизводителей в мире. В нынешнем году марка празднует 120-летие своей первой модели. Хотя на самом деле немецкая компания гораздо старше, ведь долгое время выпускала другую продукцию, однако оценила изобретение самодвижущегося экипажа и сменила форму деятельности.

Адам Опель

Адам Опель

Адам Опель родился в 1837 году в семье замочного мастера из Рюссельхайма и уже с детства тяготел к разного рода механизмам. В юном возрасте он отправился путешествовать по Европе в поисках работы. Однажды, в Париже он увидел новое изобретение – швейную машинку – и очень им заинтересовался. Вернувшись домой в 1862 году, Опель решил наладить выпуск швейных машинок собственной конструкции и основал компанию Adam Opel AG.

Первый Opel Motorwagen 1899 года

Первый Opel Motorwagen 1899 года

Бизнес пошел удачно, и уже чрез пять лет молодая фирма перебралась из сарая в большое двухэтажное фабричное здание. Двадцать лет спустя по инициативе сына Адама – Карла, на предприятии открыли цех по сборке велосипедов. Приблизительно в то же время в Германии уже начали появляться первые автомобили, и они очень заинтересовали Карла и его брата Вильгельма. Но к их разработке они приступили в 1898 году, уже после смерти отца. К смене приоритетов их подтолкнуло резкое снижение спроса на велосипеды.

Opel 4-8 PS 1909 года

Opel 4-8 PS 1909 года

Адам и Карл Опель обратились к автомобильному конструктору Фридриху Лутцману и совместно в 1899 году создали первый Opel Motorwagen. Водитель и пассажиры сидели в нем лицом к лицу, а в движение его приводил двигатель мощностью 3 л. с. С 1901 года братья наладили партнерство с французской маркой Darracq, плодом которого стал 9-сильный Opel-Darracq. А год спустя появилась и первая собственная разработка – 12-сильный 10/12 PS, выпускавшийся на протяжении шести лет. В 1905 году показали первую роскошную модель – 35/40 PS.

Opel Rennwagen 1913 года

Opel Rennwagen 1913 года

С 1909 года начали собирать более доступный Opel 4/8 PS, стоивший в два раза дешевле предшественника. Его конструкция оказалась очень надежной, а первыми ее преимущества оценили врачи в селах и маленьких городках. Поэтому очень скоро модель назвали Doktorwagen («автомобиль доктора»). На их капотах появился первый логотип марки – стилизованное изображение дирижабля.

Opel 5-14 PS 1914 года

Opel 5-14 PS 1914 года

В 1911 году старое заводское здание сгорело, но это только подтолкнуло руководство Opel построить новый завод. Там начали собирать новый автомобиль 5/14 PS, который оказался настолько популярен, что вывел марку на первое место в Германии по количеству выпущенных машин – 3335 в год. Но Opel стал известен не только благодаря доступным моделям. В 1913-1914 годах представили серию гоночных Rennwagen, самый мощный из них получил огромный 12,3-литровый 260-сильный двигатель.

Opel 4-12 PS 1924 года

Opel 4-12 PS 1924 года

Во время Первой мировой войны производство легковых автомобилей ограничили, хотя, например, велосипеды продолжали выпускать в прежних объемах. В 20-е годы экономическая ситуация в Германии резко ухудшилась и далеко не все немцы могли себе позволить автомобиль. Поэтому наладили выпуск дешевых мотоциклов. А когда уровень жизни граждан улучшился, в заводских цехах начали устанавливать новое изобретение – конвейер, запатентованный Генри Фордом.

Ракетный Opel RAK2 1928 года

Ракетный Opel RAK2 1928 года

Первой массовой моделью стал Opel 4/12 PS 1924 года – маленькая двухместная машинка с 12-сильным двигателем. Стоил он всего 1990 марок (475 долларов), поэтому за семь лет собрали 120 тыс. Opel. В целях экономии автомобиль красили только в зеленый цвет, поэтому в народе его назвали Laubfrosch («лягушка»).

Opel Olympia 1935 года

Opel Olympia 1935 года

Но в линейке марки был не один 4/12 PS. Зажиточным покупателям предлагали восьмицилиндровый Regent. А в 1928 году Opel удивил мир болидом RAK 1. В движение его приводили 12 ракет, а максимальная скорость достигла рекордной отметки – 230 км/ч. За ним последовали экспериментальные поезд и самолет с ракетными двигателями.

Opel Kapitan, 1938 год

Opel Kapitan, 1938 год

К концу 20-х годов финансовое положение Opel улучшилось, и он стал одним из крупнейших автопроизводителей Европы. Ежедневно из заводских цехов выезжало по 500 автомобилей. Поэтому марка и заинтересовала концерн General Motors. К 1931 году американцы выкупили у семьи Опель все 100% акций фирмы.

Opel Admiral 1938 года

Opel Admiral 1938 года

Новые владельцы сразу взялись за постройку еще одного завода в Бранденбурге, где наладили выпуск одного из лучших грузовиков своего времени Opel Blitz. Его название переводится с немецкого как «молния», поэтому на капоте Blitz появился логотип в виде молнии, который до наших дней является эмблемой Opel.  Первой же легковой моделью, созданной вместе с General Motors, стал Opel P4 – наследник 4 PS. Он стал мощнее (23 л. с.) и развивал 85 км/ч, а цену снизили до 1650 марок (412 долларов).

Opel Kadett превратился в Москвич

Opel Kadett превратился в Москвич

В 1935 году появился инновационный Opel Olympia. Он стал одной из первых массовых моделей с несущим кузовом, а переднюю подвеску сделали независимой. Новая технология позволила снизить массу на 180 кг, поэтому с двигателем Р4 авто развивал 95 км/ч. За пять лет выпустили 168 тыс. Olympia. Вскоре появились и другие модели с несущим кузовом – компактный Kadett (наследник Р4) и седан среднего класса Kapitan c 2,5-литровой 55-сильной «шестеркой». Выше в иерархии стоял Opel Super 6, а флагманом марки стал Admiral 1937 года. Роскошные седан и кабриолет получили 3,6-литровый шестицилиндровый мотор мощностью 86 л. с., позволявший достигать 132 км/ч.

Opel Blitz 1942 года

Opel Blitz 1942 года

Однако с 1940 года в силу начала боевых действий выпуск легковушек прекратили, а  General Motors потерял контроль над своим немецким подразделением. Производственные мощности отдали под сборку грузовых Opel Blitz и Maultier, а также оригинального NSU Kettenkrad – гибрида танка и мотоцикла. Заводы превратились в цели для союзной авиации и к 1945 году от них мало что осталось. Предприятие в Бранденбурге досталось советским войскам: все оставшееся оборудование с него сняли и железной дорогой отправили в СССР. Вскоре его установили на московском заводе АЗЛК и по немецким чертежам начали собирать Opel Kadett, но под названием «Москвич-400».

Opel Olympia Rekord 1953 года

Opel Olympia Rekord 1953 года

Состояние основного предприятия в Рюссельхайме оказалось настолько плачевным, что в General Motors поначалу хотели отказаться от Opel. Но мнение руководства концерна изменили  простые немецкие рабочие, которые в рекордные строки своими силами восстановили завод. Уже в 1946 году возобновили выпуск грузовиков Blitz, а год спустя – легковых Olympia и Kapitan. Это были довоенные автомобили со слегка обновленным дизайном.

Opel Kapitän 1958 года

Opel Kapitän P1 1958 года

Абсолютно новый модельный ряд Opel представили в 1953 году – появились Opel Olympia Rekord и Kapitan второго поколения. По дизайну они очень напоминали американские машины того времени, но были гораздо меньше по размерам. Kapitan был способен разгоняться до 100 км/ч за 16 с и развивать 150 км/ч, а его средний расход топлива составил 12 л/100 км. Впервые для Opel предложили и автоматическую трансмиссию. Более ярко выглядел Kapitan Р1 1958 года, который даже обрел «плавники» на задних крыльях, как у заокеанских Cadillac и Chevrolet.

Opel Kadett 1962 года

Возрожденный Opel Kadett 1962 года

В 1962 году возродили и Kadett, который стал одной из самых успешных моделей своего времени: за три года выпустили около 650 тыс. машин. Opel стал на ноги и пришло время для более дорогих автомобилей. В 1964 году представили семейство KAD – 5,0-метровые седаны Kapitan, Admiral и Diplomat. Они отличались друг от друга только уровнем оснащения и двигателями. Самые мощные Diplomat и Admiral оснащались 5,4-литровым 230-сильным V8, а позже более доступный 2,8-литровый двигатель оснастили впрыском топлива.

Opel GT 1968 года

Opel GT 1968 года

Самой яркой моделью 60-х стал, несомненно, Opel GT. Купе привлекало внимание обтекаемыми формами и выдвижными фарами. Аэродинамику хорошо проработали, поэтому со скромным 1,9-литровым 102-сильным мотором Opel GT показал неплохие характеристики – разгонялся до 100 км/ч за 10,8 с и достигал 182 км/ч. Но главное, он был недорогим и с 1968 по 1973 год выпустили свыше 100 тыс. машин. Автомобиль также стал неплохой экспериментальной площадкой: в 1971 году его оснастили электродвигателем, а год спустя – турбодизелем. Обе версии побили сразу несколько мировых рекордов.

Opel Admiral 1969 года

Opel Admiral 1969 года

Рекорды же продаж демонстрировал Kadett – 2,7 млн. машин за восемь лет. Успешными оказались седаны среднего класса Rekord и Ascona: обе модели легко преодолели отметку в миллион выпущенных автомобилей. Довольно массовым оказалось и недорогое купе Manta. Покупателей привлек не только запоминающийся дизайн, но и отличная управляемость. На смену Admiral и Diplomat пришли седаны бизнес-класса Commodore и Senator, появилось и туристическое купе Monza.

Opel Ascona 1982 года

Opel Ascona 1982 года

На рубеже 70-80-х годов в Opel создали первые переднеприводные модели – новый Kadett и компактный Corsa. Но и автомобили с задним приводом демонстрировали успехи. Так, в 1982 году Вальтер Рерль на Opel Ascona стал чемпионом мира по ралли. Аэродинамические исследования, начатые еще с купе GT, привели к появлению новых обтекаемых Kadett, Omega, Vectra и Senator. А Opel Calibra на момент появления имел один из самых низких коэффициентов лобового сопротивления – 0,26.

Opel Kadett 1984 года

Обтекаемый Opel Kadett 1984 года

В 90-х годах на смену Kadett пришел Astra, модельный ряд пополнили компактное купе Tigra, минивэн Zafira, вседорожник Frontera, роскошный хетчбэк Signum. Появился даже двухместный среднемоторный кабриолет Speedster. Предприятия марки появились в Австрии, Великобритании, Венгрии, Испании, Польше.

Opel Omega 1986 года

Opel Omega 1986 года

Opel долгое время был является главным подразделением General Motors в Европе, но мировой экономический кризис пошатнул его позиции. Американский концерн пережил банкротство, закрыл отделения Hummer, Pontiac, Saturn, продал Saab. Opel поначалу выставили на продажу, однако сделку с российским «Сбербанком» отменили и не пожалели об этом  Новые Astra, Insignia и Meriva стали популярными и обеспечили неплохую прибыль.

Opel Speedster 2000 года

Opel Speedster 2000 года

Кроме того, Opel помог преодолеть кризис Buick, ведь именно под этой маркой за океаном начали продавать некоторые немецкие модели. Зато в  Европе появился гибрид Opel Ampera (родной брат Chevrolet Volt), а затем последовал и полноценный электромобиль Opel e-Ampera.

Opel Insignia 2008 года

Opel Insignia 2008 года

В 2017 году на Opel нашелся гораздо более достойный покупатель – французский концерн PSA Group. Под крылом новых владельцев началась радикальная смена модельного ряда – представили свежие Opel Crossland X и Grandland X, а новый Opel Corsa породнился Peugeot 208 и теперь может быть даже электрическим. В истории немецкой марки начался новый этап и он обещает быть интересным и насыщенным.

Электромобиль Opel Ampera-e 2017 года

Электромобиль Opel Ampera-e 2017 года

Метки:
Полные версии статей опубликованы в журнале "Тест-Драйв" № 07' 2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *