Страницы истории Mazda: от рикши до электромобиля

Автомобильная промышленность Японии совершила стремительный прогресс за последние 50-60 лет. Еще в 50-е годы прошлого века автомобилестроение в Стране Восходящего солнца находилось в зародочном состоянии. Впрочем, ряд японских компаний имеют более давнюю историю. Например, компания Mazda в этом году празднует свое 100-летие и 60-летие первой легковой модели.

Mazda-Go 1931 года

Mazda-Go 1931 года

Mazda – детище японского предпринимателя Дзюициро Мацуды, который смог пробиться с самых низов. Родился он в 1875 году в семье бедного рыбака из Хиросимы и был в ней двенадцатым ребенком. Мацуда решил не идти по стопам отца и уже в возрасте 14 лет открыл кузню, а в 31 год  начал выпуск насосов собственной конструкции. В январе 1920 года Дзюициро вместе с партнерами приобрел небольшую фирму по производству стройматериалов из пробкового дерева и переименовал ее в Toyo Cork Kogyo.

Трехколесный грузовик Mazda, 1957 год

Трехколесный грузовик Mazda, 1957 год

Со временем ассортимент продукции заметно расширили: начали производить станки и запчасти к различным механизмам. А в 1931 году представили трехколесный грузопассажирский мотоцикл Mazda-Go. Название Mazda было созвучным с фамилией Мацуда, а еще именно такое имя носит персидский бог мудрости и света. Mazda-Go стал транспортным средством первых моторикшей, ведь до этого традиционные восточные повозки приходилось тянуть вручную. Конструкция мотоцикла оказалась очень надежной, что подтвердил 2700-километровый испытательный пробег. Затем начались работы по созданию автомобилей и даже собрали несколько прототипов, но война заставила изменить планы и перейти на выпуск оружия.

Первенец Mazda R360 1960 года

Первенец Mazda R360 1960 года

В 1945 году большинство японских заводов лежали в руинах, однако Mazda повезло: значительная часть цехов не пострадала, даже несмотря на ядерную бомбардировку Хиросимы. Мало того, некоторые здания даже отдали в пользование мэрии города. Поэтому довольно быстро наладили выпуск легких трехколесных грузовиков.

Mazda B360 1961 года

Mazda B360 1961 года

В 1952 году Дзюициро Мацуды не стало, и его дело продолжил сын Тенуджи. Именно под его началом и возобновилась разработка легковой модели. Было решено, что она станет компактной и недорогой, ведь Япония еще не успела после войны встать на ноги и граждане не были зажиточными. Восемь лет спустя, 28 мая 1960 года, увидел мир первенец Mazda R360. Это была миниатюрная машинка длиной менее 3 м и весом всего 380 кг. Тем не менее, она вмещала четверых людей, а 356-кубовый 16-сильный мотор позволял развить 90 км/ч. Мало того, автомобиль мог быть оснащен автоматической трансмиссией – невиданной на то время роскошью в компактном классе. А стоил он всего 300 тыс. иен (830 долларов). Поэтому еще за неделю до официальной премьеры на Mazda R360 поступило 4500 заказов, а за год выпустили 23 417 машин. На основе R360 создали пикап В360, а затем появилась и модель больших размеров – В1500.

Mazda Carol 360 1962 года

Mazda Carol 360 1962 года

В том же 1960 году Тенуджи Мацуда посетил немецкое предприятие NSU, где ознакомился с нестандартным роторно-поршневым двигателем Ванкеля. Суть его состоит в том, что внутри цилиндра вращается треугольный ротор, а за один его оборот осуществляются три рабочих цикла мотора. Новинка заинтересовала промышленника, и он сразу же подписал соглашение о сотрудничестве с NSU. В Японии под руководством талантливого молодого инженера Кеничи Ямамото начались испытания собственного роторно-поршневого мотора.

Mazda Familia 1964 года

Mazda Familia 1964 года

Пока шли испытания двигателя Ванкеля, в Хиросиме наладили выпуск новых моделей. В 1962 году представили четырехдверный Mazda  Carol 360 с более мощным 18-сильным мотором. Он оказался очень успешным, и уже в 1963 году компания выпускает свой миллионный автомобиль. Тогда же состоялась презентация семейного Mazda Familia. Эта модель была несколько больше по размерам и дороже, ведь на волне японского экономического чуда уровень жизни населения значительно улучшился. Внешний вид седана и универсала создал известный итальянский дизайнер Джорджетто Джуджаро. Для Familia разработали новую 800-кубовую рядную «четверку» из алюминиевых сплавов мощностью 42 л. с. Вскоре появилось и 58-сильное купе. За три года выпустили свыше 400 тыс. Familia.

Mazda Luce 1966 года

Mazda Luce 1966 года

Перу Джуджаро принадлежит  также элегантный седан среднего класса Mazda Luce 1966 года с двигателями объемом 1,5 л (78 л. с.) и 1,8 л (104 л. с.). С ним марка смогла выйти на международный рынок – наладить продажи в Европе, США и Австралии. Наряду с Luce создали мини-вэн Bongo и фургон Porter.

Mazda Cosmo Sport 1967 года

Mazda Cosmo Sport 1967 года — первый авто марки с двигателем Ванкеля

Работы с роторно-поршневым мотором привели к созданию купе Cosmo Sport. Представленное в 1967 году купе привлекло публику своими утонченными формами и, конечно же, оригинальным двигателем. Он состоял из двух цилиндров объемом по 491 куб. см и развивал 110 л. с., что позволяло разгоняться до 185 км/ч. Надежность конструкции доказали в 84-часовом марафоне на автодроме Нюрбургринг, а затем партию из 80 машин отправили дилерам для потребительских тест-драйвов. Но поскольку Cosmo Sport оказался недешевым (4100 долларов) и продавался в основном в Японии, то выпустили около 1200 стандартных купе да еще 1500 единиц второй серии со 128-сильным двигателем и дисковыми тормозами всех колес.

Mazda RX-2, 1971 год

Mazda RX-2, 1971 год

Тем не менее, в Mazda не унывали, ведь модель подняла небывалый интерес к новой силовой установке. Роторно-поршневый двигатель разрабатывали Chevrolet, Citroen и Mercedes-Benz, но эти компании отказались от его производства, а вот в Mazda смогли это сделать. Вскоре таким мотором оснастили купе Luce, Familia и RX-2 – двухдверный вариант семейного Mazda Capella. Они могли развивать 190 км/ч, а в качестве опции им предлагали автоматическую коробку передач.

Mazda RX-5 1976 года

Mazda RX-5 1976 года

Особенно популярными автомобили стали в США. Американцы оценили маленькие высокооборотистые двигатели и специально для них открыли дополнительную сборочную линию в Новой Зеландии. До 1970 года заводские цеха покинули 100 тысяч машин с роторными двигателями. В 1972 году представили компактный Mazda RX-3, созданный на платформе седана Grand Familia. Поскольку он весил всего 884 кг, то 110 л. с. хватало, чтобы развить 185 км/ч и разгоняться до 100 км/ч за 10,8 с. Позже появился и 130-сильный вариант. Мало того, для американцев предложили даже роторный пикап Mazda.

Mazda RX-7 1979 года

Mazda RX-7 1979 года

В середине 70-х эту серию продолжили еще две модели. Сначала на смену Luce пришел Mazda RX-4. Причем, роторным двигателем оснащали как купе, так и седан. Традиционные бензиновые двигатели также были доступны. В списке опций для них был кондиционер. В 1975 году дебютировал и наследник Cosmo Sport – RX-5.

Mazda 626 1982 года

Mazda 626 1982 года

Победный ход роторно-поршневых моделей  прервал топливный кризис. Дело в том, что такие двигатели отличаются повышенным «аппетитом», да и расход масла у них весьма большой. Пришлось больше внимания уделять традиционным моторам. В 1977 году выпустили компактный хетчбэк 323 (наследник Familia), год спустя – седан 626, сменивший Capella, а в 1981 году вместо Luce начали производить модель 929. Помощь пришла от концерна Ford, выкупившего часть акций Mazda. С середины 80-х массовые модели марки стали переднеприводными.

Mazda 323 1989 года

Mazda 323 1989 года

Полностью от двигателей Ванкеля не отказались, а начали оснащать ими в основном спортивные модели. В 1978 году представили новый Mazda RX-7. Обтекаемое купе с заостренным «носом» и выдвижными фарами выглядело очень современно. Его оснастили дисковыми тормозами всех колес и задним дифференциалом повышенного трения. В зависимости от версии мощность составляла от 105 до 135 л. с., а вскоре показали 165-сильную модификацию с турбонаддувом, способную разогнаться до 100 км/ч за 6,3 с и развить 230 км/ч. Благодаря впрыску средний расход топлива составил 10 л/100 км. Мотор сдвинули за переднюю ось, чтобы добиться хорошей управляемости. Mazda RX-7 отметилась победами в британском кузовном чемпионате BTCC, 24-часовых гонках в Спа-Франкоршамп и Дайтоне.

Mazda MX-5 1989 года

Mazda MX-5 1989 года

Всего выпустили 475 тыс. авто первого поколения, а в 1986 году увидела мир вторая генерация RX-7. Купе стало более обтекаемым, усовершенствовали его подвеску и рулевое управление. Мощность атмосферной версии подняли до 146 л. с.,  турбированной – до 182 л. с., а вскоре представили и 200-сильный вариант, развивавший 240 км/ч. Список опций включал круиз-контроль, кондиционер, кожаный салон, электроприводы стеклоподъемников и люка, ABS и даже управляемые задние колеса.

Mazda RX-7 1991 года

Mazda RX-7 1991 года

Настоящим успехом для Mazda стала модель MX-5, возродившая интерес публики к небольшим двухместным кабриолетам классической компоновки. Ее идея родилась еще в 1976 году во время дружеской беседы Кеничи Ямамото с американским журналистом Бобом Холлом. Японский инженер не забыл о разговоре, и пять лет спустя пригласил товарища заняться разработкой модели. В качестве объекта для вдохновения выбрали культовый британский Lotus Elan, поэтому по дизайну MX-5 немного напоминал его.

Mazda 787B

Mazda 787B выиграл 24-часовую гонку в Ле-Мане 1991 года

Представили кабриолет в 1989 году, он вскоре стал необычайно популярным. Покупатели оценили, прежде всего, его отточенную управляемость. Поскольку MX-5 весил около тонны, то 115-сильного двигателя вполне хватало, чтобы обеспечить неплохую динамику. Всего за три года выпустили 250 тыс. этих автомобилей. Сейчас в производстве находится уже четвертое поколение MX-5, а количество произведенных машин превысило миллион. Кабриолет стал кинозвездой и даже послужил прообразом героинь мультфильма «Тачки».

Mazda Xedos 9 1993 года

Mazda Xedos 9 1993 года с двигателем, работавшим по циклу Миллера

Спортивную линейку марки расширили два купе: компактный MX-3 и модель MX-6, созданная совместно с Ford. Успех сопутствовал и в соревнованиях. В 1991 году экипаж Бертрана Гашо, Джонни Херберта и Фолькера Вайдера на спортпрототипе Mazda 787B сенсационно выиграл 24-часовую гонку в Ле-Мане. У 700-сильного роторного болида не было конкурентов, поэтому сразу после победы Международная федерация автоспорта (FIA) запретила этот тип  двигателей.

Mazda 3 2003 года

Mazda 3 2003 года

В начале 90-х семейство Mazda радикально обновили. Появились очередные поколения 323 и 626, увидел мир и новый RX-7 с еще более мощным (255-280 л. с.) роторным мотором. Компания попробовала себя в сегменте автомобилей бизнес-класса: в 1992 году представили седаны Xedos 6 и Xedos 9. Последний оснастили уникальным двигателем, работающим по циклу Миллера. Его особенность – увеличенный такт впуска и укороченный такт сжатия, что позволяет увеличить мощность и снизить расход топлива.

Mazda RX-8 2004 года

Mazda RX-8 2004 года

Начало XXI века обозначилось еще одним освежением линейки компании. На смену модели 323 пришел Mazda 3, а 626-ую заменил Mazda 6. Представили  также вседорожники CX-7 и CX-9, роторное купе RX-8, мини-вэны Mazda 5 и MPV. Открыли и спортивное подразделение MPS, готовящие заряженые версии стандартных моделей. Миру показали целую серию элегантных концептов, объединенных темой Nagare (в переводе с японского – «течение»), предопределивших дизайн серийных моделей.

Mazda 6 MPS 2005 года

Mazda 6 MPS 2005 года

В последние годы в линейке марки стало больше вседорожных моделей – появились компактные Mazda CX-3, CX-30 и CX-5.  Представлено «семейство» экономичных двигателей SkyActiv, а с 2020 года поступит в продажу и первый электромобиль марки –Mazda MX-30. Ведутся разговоры и о полностью новой модели с роторно-поршневым двигателем.

Электромобиль Mazda MX-30 2020 года

Электромобиль Mazda MX-30 2020 года

Метки:
Полные версии статей опубликованы в журнале "Тест-Драйв" № 01' 2020

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *