Итальянская земля дала нам не одну известную автомобильную марку. Производители с Аппенин выпускают продукцию, отображающую горячий южный характер и экспрессивность итальянцев. Особенно это касается спортивных моделей: такие известные имена, как Alfa Romeo, Ferrari, Lamborghini уже давно стали синонимами мощи и скорости. К этой когорте можно отнести и марку Maserati, которая в этом году празднует свой столетний юбилей.
На логотипе Maserati изображен трезубец Нептуна
Братья Мазерати — основатели итальянской марки
История компании начинается 1 декабря 1914 года: именно тогда четверо братьев Мазерати – Альфьери, Биндо, Этторе и Эрнесто решили основать в Болонье небольшое предприятие по выпуску гоночных автомобилей. Они уже давно увлекались автоспортом, принимали участие во многих соревнованиях, а также сотрудничали с Fiat и Isotta Fraschini. Их продукцией заинтересовалась компания Diatto и братья начали создавать для нее гоночные болиды. В 1920 году автомобили Maserati украсил логотип в виде трезубца – как у статуи Нептуна в фонтане на Пиацца Маджоре в центре Болоньи.
Maserati Tipo 26 1926 года — первая собственная модель итальянской марки
С 1926 года Diatto перестали выпускать автомобили, но братья Мазерати не покинули любимое дело и приступили к созданию машин под своим именем. Первым транспортным средством, носившим название Maserati стал гоночный Tipo 26 1926 года. Болид оснастили 1,5-литровой рядной «восьмеркой» с компрессором и двумя распредвалами в головке блока цилиндров. Она развивала 120 л. с. и позволяла достичь 180 км/ч. Дебют Tipo 26 состоялся в сложнейшей сицилийской гонке Targa Florio, но новичок успешно себя показал и приехал девятым.
Дорожный Maserati Tipo V4 Zagato Roadster, 1930 год
Редкий дорожный Maserati 4CS 1100 1931 года
Развитие модели продолжили: год спустя представили 155-сильный Tipo 26В, а его сменил 26М с двигателями объемом 2,5 л (185 л. с.) или 2,8 л (205 л. с.). В 1930-1931 годах эти автомобили выиграли девять гонок, среди которых Гран-при Испании, Кубок Чиано и соревнование на приз короля Италии в Риме. Звездами заводской команды стали Ахилле Варци и Луиджи Фаджиоли.
Maserati 8CTF 1938 года — двукратный победитель гонки «500 миль Индианаполиса»
В след за Tipo 26В последовал уникальный Maserati Tipo V4. Альфьери Мазерати создал для него уникальный двигатель: две рядные «восьмерки» объединил в 4,0-литровый V16 и дополнил его двумя механическими нагнетателями. Мощность достигла внушительных, по тем временам, 305 л. с., а максимальная скорость составила 260 км/ч. Однако, мотор оказался очень «прожорливым» (52 л/100 км), а из-за огромной тяги очень быстро стирались покрышки. Поэтому больших гоночных успехов V4 не добился, хотя и выиграл Гран-при Триполи. Интересно, что один из этих болидов превратили в дорожный автомобиль, а в ателье Zagato для него создали изящный кузов. Однако, подобные модели – редкость. Подавляющее большинство довоенных Maserati были гоночными, ведь фирма целиком и полностью сконцентрировалась на соревнованиях.
Maserati A6G 1946 года — первая серийная модель марки
Maserati A6G CS Pininfarina Coupe, 1953 год
В 30-х годах сформировались три линейки моделей Maserati – четырехцилиндровые 4C, шестицилиндровые 6C и восьмицилиндровые 8C. Все двигатели были компрессорными и постоянно модернизировались. В чемпионате «Формула» Maserati не могли составить должную конкуренцию грозным Mercedes-Benz и Auto Union, ведь те спонсировались немецкой властью, а бюджет скромной итальянской команды был гораздо меньше. А вот в классе болидов с 1,5-литровыми моторами побед было немало.
Maserati A6G 2000 Zagato Coupe 1954 года
Maserati 250F в 1957 году выиграл чемпионат мира «Формула-1»
Годами компания Maserati держалась исключительно на энтузиазме ее основателей. Прибыли братья Мазерати получали мало, а гонки с каждым годом становились все более затратными. Поэтому в 1937 году предприятие продали богатому семейству Орси, хотя его основатели остались на руководящих постах. Финансовые вливания позволили обновить существующие болиды и добиться успехов. Так, в 1937-1940 годах Джулио Севери, Джованни Россо и Луиджи Вилорези побеждали в Targa Florio на Maserati 4CL и 6CM. А Уилбур Шоу за рулем 365-сильного 8CTF сотворил настоящую сенсацию, выиграв в 1939 и 1940 годах легендарную американскую гонку «500 миль Индианаполиса».
Maserati 5000 GT 1959 года — самый быстрый автомобиль своего времени
В 1940 году штаб-квартира Maserati переехала в Модену, а новое руководство задумалось о разработке дорожных моделей. Планировали создать автомобиль представительского класса с V16 под капотом, но война помешала этим планам. Первый серийный Maserati появился только в 1946 году – это был разработанный братьями Мазерати A6G. Автомобиль весом менее тонны оснащался рядными «шестерками» объемом 1,5 л (65 л. с.) и 2,0 л (100-170 л. с.). Самые мощные версии достигали 240 км/ч. До 1956 года выпустили около 60 машин с заказными кузовами от Zagato, Pininfarina, Frua. А гоночный A6G CS в 1948 году выиграл чемпионат Италии. Интересно, что семья Орси даже наладила выпуск мотоциклов Maserati.
Maserati Tipo 61 Birdcage 1961 года
В гонках поначалу участвовали довоенные модели, но затем представили новое «семейство» болидов. Особенно успешным оказался 270-сильный Maserati 250F, на котором Хуан-Мануэль Фанхио выиграл чемпионат «Формула-1» 1957 года. В том же году Фанхио победил и в гонке «12 часов Себринга» на Maserati 450S. Успешным оказался и Maserati Tipo 61, прозванный Birdcage («птичья клетка») из-за характерного трубчатого каркаса безопасности. В 1960 и 1961 годах он победил в 1000-километровой гонке на автодроме Нюрбургринг.
Maserati Mistral 1963 года — первая из серии моделей, названных в честь ветров
Maserati Quattroporte 1963 года
Конец 50-х годов обозначил появление и свежих серийных моделей. Сначала появился Maserati 3500 GT, получивший 3,5-литровую «шестерку», развивавшую 220 л. с. в карбюраторном варианте и 235 л. с. – с современным впрыском топлива. Над дизайном купе поработали специалисты Touring, а кабриолет разработали в ателье Vignale. Автомобиль достигал 235 км/ч. Он получил переднюю независимую подвеску и дисковые тормоза. Всего за семь лет выпустили свыше 2200 автомобилей, а затем появился обновленный вариант Sebring, названный в честь громкой гоночной победы.
Настоящим эксклюзивом стал Maserati 5000 GT. Всего выпущено лишь 34 этих купе, получивших заказные кузова от Allemano, Frua, Pininfarina и Touring. Инжекторный V8 объемом 5,0 л развивал 340 л. с. и делал 5000 GT самым быстрым серийным автомобилем в мире – 270 км/ч. Среди владельцев этого автомобиля были шах Ирана и президент Мексики.
Maserati Ghibli SS Spyder 1969 года
Постепенно руководство компании решило отказаться от гонок и полностью сосредоточиться на серийной продукции. В 1963 году появился спортивный седан Maserati Quattroporte. Представительский автомобиль длиной 5 м получил кожаный салон, кондиционер и электростеклоподъемники. Автомобиль получился весьма просторным и с вместительным 700-литровым багажником. На выбор предложили «восьмерки» объемом 4,2 л (260 л. с.) и 4,7 л (290 л. с.); более мощный вариант достигал 230 км/ч. Вскоре появилась и двухдверная версия, названная Mexico.
Citroen SM создан специалистами Maserati
В 60-70-х годах появилась целая серия Maserati, названных в честь различных ветров. Первыми стали купе и кабриолет Mistral (так называют холодный ветер который дует на лазурном побережье Франции). Изящные автомобили с дизайном от Frua получили 4,0-литровые моторы с впрыском топлива двойным зажиганием объемом 3,5 л (235 л. с.), 3,7 л (245 л. с.) и 4,0 л (255 л. с.). Самый мощный вариант разгонялся до 255 км/ч. За семь лет выпустили почти тысячу машин.
Maserati Quattroporte второго поколения не стал успешным
В 1966 году у Mistral появился старший брат – Ghibli, названный в честь сухого ветра пустыни Сахара. Агрессивное клиновидное купе высотой всего 116 см и с модными тогда выдвижными фарами разработал молодой гений Джорджетто Джуджаро. Под его капот установили 4,7-литровый 330-сильный V8 с двумя распредвалами в головке блока цилиндров. Он обеспечивал отличную динамику: 6,8 с до 100 км/ч и максимальные 248 км/ч. Вместе с тем модель была комфортной для дальних путешествий. Позже представили 4,9-литровый 335-сильный Ghibli SS и кабриолет Ghibli Spider. Производство модели завершили в 1972 году, собрав 1274 машины.
Maserati Quattroporte III 1979 года
Два года спустя у Maserati появился новый владелец – Citroen. Под их руководством создали четырехместный Maserati Indy. А в 1971 году появилась первая среднемоторная модель марки и назвали ее снова в честь ветра – Bora. Узлы и агрегаты позаимствовали у Ghibli, но мощность 4,7-литрового двигателя уменьшили до 310 л. с. из-за менее совершенной системы охлаждения. Стремительный дизайн снова разработал Джорджетто Джуджаро, основавший к тому времени собственное кузовное ателье ItalDesign. Купе разгонялось до 100 км/ч за 6,5 с и развивало 265 км/ч. А появившийся позже Bora SS с 4,9-литровым 330-сильным мотором достигал и 280 км/ч.
Chrysler TC разработан в Maserati и собирался на заводе в Италии
Однако, при цене в 25 500 долларов (примерно 160 тыс. по нынешнему курсу) Bora был ощутимо дороже Ghibli и, следовательно, менее популярным. Всего выпустили чуть более 500 купе. Поэтому создали доступную модель Merak, являвшуюся, по сути, уменьшенной копией Bora. Ради снижения ее стоимости часть деталей позаимствовали у Citroen, а вместо V8 установили V6 объемом 2,0 л (160 л. с.) либо 3,0 л (190-220 л. с.). Результат оказался неплохим: за десять лет собрали около 1900 Merak.
Наследник Ghibli – Khamsin продолжил «ветряную» тему. Ему дали имя весеннего штормового ветра, дующего в Северной Африке. Стилист Bertone Марчелло Гандини создал весьма грозное купе со стреловидным силуэтом. В отличие от предшественника, Khamsin был четырехместным и обладал вместительным 400-литровым багажником. Все купе получили регулируемую рулевую колонку, кондиционер и электропривод передних кресел. Знакомая 4,9-литровая «восьмерка» развивала 320 л. с. а, неплохая аэродинамика позволяла развивать 275 км/ч. Особенностью Khamsin стал один из первых в мире адаптивных усилителей рулевого управления. Но модель не смогла повторить успех Ghibli: до 1982 года собрали только 430 автомобилей.
Maserati Ghibli второго поколения, 1992 год
В сотрудничестве с Citroen спроектировали второе поколение Quattroporte. В ответ Maserati помогли Citroen с разработкой купе SM. Седан кардинально отличался от предшественника: был переднеприводным, с 3,0-литровым 210-сильным V6 и гидропневматической подвеской. Однако, передовая конструкция не пользовалась спросом у консервативных клиентов марки, да и динамические показатели ухудшились, поэтому собрали всего 13 таких автомобилей.
Трековый Maserati Barchetta Corsa 1992 года
Maserati Quattroporte 1994 года
Экономический кризис середины 70-х заставил Citroen продать Maserati. Новыми владельцами стала компания De Tomaso. Под их руководством создали представительское купе Kyalami и Quattroporte третьего поколения. Седану вернули и задний привод, и мощные V8 объемом 4,2 л (255 л. с.) и 4,9 л (280 л. с.). Над дизайном поработал Джорджетто Джуджаро. Одними из первых владельцев Quattroporte стали известный тенор Лучано Паваротти, монаршие особы Брунея, Иордании и Марокко. Появилась и воистину королевская версия Royal: ее удлинили, а комплектацию пополнили электропривод передних сидений, раздельный климат-контроль, люк в крыше, холодильник-бар, телевизор с видеомагнитофоном и телефон. Quattroporte ІІІ выпускали вплоть до 1990 года и всего выпустили более 2100 машин.
Maserati 3200 GT 1998 года
Maserati Quattroporte 2004 года
Maserati – одни из пионеров внедрения турбонаддува. В 1981 году дебютировала успешная линейка Biturbo. Седаны, купе и кабриолеты оснащали V6 с двумя турбинами. Поначалу предложили 2,0-литровый мотор развивавший 180 л. с., но постепенно в версии 4.24v мощность довели до 240 л. с., а для Maserati 222, 430, Karif и Spyder подготовили «шестерку» объемом 2,8 л (225-280 л. с.). Biturbo – самые успешные Maserati, ведь всего собрано почти 40 тыс. автомобилей разных модификаций.
Эксклюзивный Maserati MC12, 2004 год
На платформе Biturbo появились и другие модели итальянской марки. В 1990 году увидел мир Shamal с 3,2-литровым турбированным V8 мощностью 326 л. с., а два года спустя представили возрожденное купе Ghibli с V6 объемом 2,0 л (310 л. с.) и 2,8 л (290 и 335 л. с.). Мелкими сериями выпускали трековый Maserati Barchetta Corsa.
Итальянская компания такжепричастна к созданию Chrysler TC. Этот переднеприводной кабриолет собирали на заводе Maserati, а на выбор предлагали 2,2-литровый турбомотор или 3,0-литровый атмосферный V6.
Maserati MC12 в 2006-2010 годах доминировал в чемпионате GT
С 1993 года Maserati – часть империи Fiat. Новые владельцы сначала продолжили развитие турбодвигателей. В частности, Quattroporte IV в 1994 году получил моторы объемом 2,8 и 3,2 л. V8 с двумя турбинами мощностью 370 л. с. установили четыре года спустя и под капотом изящного купе 3200 GT с дизайном от Джуджаро. Впрочем, после модернизации автомобиль, как и новый Quattroporte пятого поколения получили V8 объемом 4,2 л и мощностью 390 л. с.
Maserati Gran Turismo 2007 года
Maserati Gran Cabrio 2010 года
Особняком стоит эксклюзивный Maserati MC12 2004 года. На платформе Ferrari Enzo создали сногсшибательное среднемоторное купе с 6,0-литровым 630-сильным V12, способное достичь 330 км/ч. Всего выпустили лишь 50 дорожных автомобилей и 12 гоночных. MC12 отлично проявил себя в чемпионате GT: шесть раз подряд (в 2005-2010 годах) выигрывал как общий зачет, так и командный кубок конструкторов.
Maserati Quattroporte, 2013 год
Сейчас в линейке марки присутствуют туристические купе и кабриолет Gran Turismo, седаны Quattroporte и Ghibli. К юбилею готовят и новое компактное купе Alfieri, названное в честь одного из братьев Мазерати. На очереди – и первый вседорожник Kubang. Иногда даже выпускают оригинальные модели с эксклюзивными кузовами – как GS Zagato 2007 года. Объемы производства сейчас велики, как никогда – в 2015 году планируют собрать 50 тыс. машин, что позволяет с уверенностью смотреть в будущее. После ста лет все только начинается.
Вседорожник Maserati Kubang вскоре станет серийным
Maserati Alfieri — прототип новой компактной модели