Страницы истории Lotus: британские легкоатлеты

Британская автопромышленность славиться небольшими мелкосерийными производителями. Многим из них удалось добиться успеха и даже бросить вызов мировым автогигантам. Одна из таких компаний – Lotus, празднующая в этом году 70-летие.

Первый Lotus MKI, 1948 год

Первый Lotus MKI, 1948 год

Lotus – творение Энтони Колина Брюса Чепмена. С ранних лет он увлекался автомобилями, особенно любительскими гонками – триалом. Поступив в Лондонский университет, он вместе с другом решил открыть автомастерскую, где модифицировал серийные автомобили для этих соревнований. Но через год бизнес обанкротился, а из всего имущества остался лишь старенький Austin 7. Именно он и послужил основой для первой собственной модели Чепмена – MkI.

Lotus MkVI 1952 года

Lotus MkVI 1952 года

Колин собрал его в 1948 году в возрасте 20 лет. Он установил на деревянную раму новый кузов из алюминиевых сплавов, повысил мощность двигателя и доработал подвеску. Уже в первых двух гонках автомобиль одержал победы в своем классе. За MkI последовал MkII с фарами, которые поворачивались вместе с передними колесами. Его Чепмэн построил после того, как вернулся из армии – он отслужил в Королевских ВВС. Там он изучил аэродинамику и способы уменьшить вес транспортного средства.

Lotus 7 принес известность молодой компании

Lotus 7 принес известность молодой компании

Следующим творением конструктора стал MkIII для Формулы с 750-кубовыми двигателями. На протяжении нескольких следующих лет Чепмен продолжал поштучно собирать гоночные автомобили MkIV и MkV. Постепенно начали поступать заказы на них и он решил официально зарегистрировать фирму. В 1952 году появилась Lotus Engineering Company. Собрав опыт, накопленный во время создания предыдущих моделей, Колин Чепмен создал первый серийный MkVI – автомобиль, который годился и для триала, и для повседневного использования.

Lotus 11 1956 года

Lotus 11 1956 года

Это был легкий кабриолет с открытыми колесами, оснащенный 1,5-литровым двигателем Ford. За простоту и аскетичность Чепмен называл его мотоциклом с четырьмя колесами, ведь у него не было ни дверей, ни тента. Уже в первой гонке MkVI обогнал заводской Porsche. На него посыпались заказы, но предприятие не в силах было выполнить их из-за очень высоких налогов на производство. И тогда Колин Чепмен решил продавать автомобили разобранными – по принципу kit car, в виде набора запчастей. Покупателям предстояло собрать Lotus самим. Результат не заставил себя долго ждать: за четыре года продали свыше сотни MkVI.

Lotus Elite 1957 года

Lotus Elite 1957 года

Но по-настоящему культовым стал не этот родстер, а его наследник MkVII. Автомобиль весил всего 416 кг – в полной мере воплощал лозунг Чепмена Performance through weight (Динамика благодаря малому весу). На выбор предлагали двигатели Ford, BMC и Coventry Climax мощностью от 37 до 85 л. с. Самая мощная версия разгонялась до 100 км/ч за 5 с и достигала 160 км/ч. MkVII вскоре переименовали в Super Seven и выпускали на протяжении двух десятков лет. Затем лицензию на производство выкупил Caterham, который продает эти автомобили и поныне. В Super Seven появились последователи – Donkevort, Irmscher, Panoz.

Lotus Elan 1962 года

Lotus Elan 1962 года

Но на этом конструктор не остановился и решил создать модель для более серьезных гонок. В 1956 году был представлен Lotus 11. Авиационный инженер Френк Костин создал для него сверхобтекаемый кузов. Автомобиль весом 410 кг с 1,1-литровым 85-сильным двигателем разогнался до 230 км/ч! Для Ле-Мана его оснастили более мощным 1,5-литровым мотором и дисковыми тормозами. Результат – победа в классе и седьмое место в общем зачете. И это учитывая тот факт, что соревноваться приходилось с Ferrari, Jaguar и Aston Martin мощностью 250-300 л. с. Lotus 11 оказался очень популярным среди начинающих гонщиков, всего продали 270 родстеров.

Lotus 25 принес первый чемпионский титул в Формуле-1

Lotus 25 принес первый чемпионский титул в Формуле-1

После первых успехов Колин Чепмен задумался над проектированием более серьезных дорожных моделей. Первой из них стал Elite 1957 года Стараниями Фрэнка Костина аэродинамический коэффициент Сх довели до 0,29, что является прекрасным результатом и для современных автомобилей. Однако Elite даже не тестировали в аэродинамической трубе, не говоря уже о компьютерном моделировании. Купе получилось не только обтекаемым, но и невероятно красивым и элегантным.

Победоносный болид Lotus 49 1968 года впервые в мире получил антикрыло

Победоносный болид Lotus 49 1968 года впервые в мире получил антикрыло

Для снижения веса кузов изготовили из стекловолокна. Это первый такой автомобиль в Европе и второй в мире – после Chevrolet Corvette. Масса составила 644 кг, а потому мотора мощностью 75 л. с. хватало, чтобы разгоняться до 100 км/ч за 11 с и достигать 190 км/ч. Elite оснастили независимой подвеской и дисковыми тормозами всех колес – прогрессивное решение по тем временам так, как даже не все Ferrari были ими оснащены. За шесть лет количество выпущенных автомобилей перевалило за тысячу.

Lotus Ford Cortina 1963 года

Lotus Ford Cortina 1963 года

За Elite последовал Lotus Elan, ставший эталоном классического британского кабриолета. Для улучшения аэродинамики его впервые в Европе оснастили выдвижными фарами. Стеклопластиковый кузов установили на легкую стальную раму. Впервые Lotus оснастили двигателем собственной конструкции – 1,6-литровой «четверкой» Twin cam с двумя распредвалами в головке блока мощностью 115 л. с. От Elite досталась и дисковые тормоза, и независимая подвеска. Вскоре появилось купе Elan, а затем – и четырехместный Elan +2. Мощность двигателя довели до 126 л. с. Спринт до 100 км/ч занимал 6,2 с, а максимальная скорость – 195 км/ч. Удачный дизайн и хорошая техника позволили Elan стать первой коммерчески успешной моделью Lotus – по миру разошлись 17 тыс. автомобилей.

Lotus Europa 1968 года

Lotus Europa 1968 года

Затем Колин Чепмен решился попробовать свои силы и в Формуле-1. Уже в 1960 году Стирлинг Мосс принес команде первую победу в Королеве автоспорта. И не где-нибудь, а на самой сложной трассе в Монте-Карло. По-настоящему удачные времена наступили через год, когда объем двигателя ограничили 1,5 литрами и мощность болидов упала. К тому же, был представлен революционный Lotus 25 – первый болид с кузовом типа монокок. Такое решение опять-таки продиктовано желанием снизить вес и улучшить аэродинамику автомобиля. Сезон 1963 стал для Lotus триумфальным: Джим Кларк выиграл семь Гран-при и стал чемпионом. В 1965 году повторил свое достижение, а также  занял первое место в американской гонке Индии-500.

Клиновидный Lotus 72 1970 года

Клиновидный Lotus 72 1970 года

Дальнейшей эволюцией модели 25 стал Lotus 49, который проектировали специально под новый 3,0-литровый двигатель (их разрешили с 1966 года). Ford Cosworth DFV V8 стал самым успешным двигателем в истории Формулы-1 – на его счету 155 побед в 262 гонках. Чепмен заказал этот мотор у конструкторов Майка Костина (брата Фрэнка) и Кейта Данворта, это первый двигатель Формулы-1 с четырьмя клапанами на цилиндр. V8 в Lotus 49 был частью несущей конструкции: к нему крепились элементы подвески и коробка передач. Мощность двигателя достигала 415 л. с., чего вполне хватало для превосходства на гоночных трассах.

Lotus Elite 1974 года

Lotus Elite 1974 года

К тому же, в 1968 году на нем применили еще новшество – Lotus 49 стал пионером применения передних и задних антикрыльев. Пилоты британской компании Джим Кларк и Грэхем Хилл устроили феерическую борьбу за чемпионство, но после трагической гибели Кларка в гонке Формулы-2 у Хилла не осталось конкурентов, и он легко обеспечил себе первое место.

Lotus Esprit 1976 года

Lotus Esprit 1976 года

Не забыли и о кузовных гонках. В Lotus взялись за доработку семейного Ford Cortina. Двигатель от Elan позволял достигать 170 км/ч и разгоняться до 100 км/ч за 9,9 с. Ему не было равных в гонках Touring в 1963-1966 годах, а 1000 выпущенных Lotus Cortina раскупили очень быстро.

Для Джеймса Бонда Lotus Esprit переделали в подводную лодку

Для Джеймса Бонда Lotus Esprit переделали в подводную лодку

Наследником Lotus Elite  стала модель Europa 1966 года – первый массовый среднемоторный автомобиль в мире (выпущено 9300 штук). Поначалу его оснащали 82-сильным двигателем Renault. Этой мощности хватало купе весом 686 кг, но затем мотор заменили 126-сильным Twin cam. Время разгона до 100 км/ч сократилось до 7,2 с, а максимальная скорость выросла до 204 км/ч.

Lotus 79 принес в Формулу-1 технологию граунд-эффекта

Lotus 79 принес в Формулу-1 технологию граунд-эффекта

В Формуле-1 тем временем продолжались эксперименты. Вслед за монококом и антикрыльями Lotus постарался привести в Королеву автоспорта полный привод и газовые турбины. Опытные модели не были успешными, но многие их решения применили на Lotus 72, который подготовили к 1970 году. Ему было суждено стать прототипом всех современных болидов. Чепмен первым применил клиновидный дизайн с расположенными по бокам радиаторами. Для снижения неподрессоренных масс тормозные диски расположили внутри кузова. Новой звезде Йохану Риндту не было равных в чемпионате, но на тренировке перед Гран-при Италии он рискнул проехаться по скоростной трассе в Монце без антикрыльев. Lotus попал в тяжелейшую аварию, а пилот погиб на месте. Тем не менее, его отрыв от преследователей был столь большим, что Риндт стал чемпионом посмертно – это единственный подобный случай в Формуле-1. Погибшего гонщика сменил молодой Эмерсон Фиттипальди, который победил в 1972 году и вместе с Рони Петерсоном добыл Кубок конструкторов 1973 года.

Talbot Sunbeam Lotus 1979 года

Talbot Sunbeam Lotus 1979 года

Однако настоящий переворот в Формуле-1 произошел в 1978 году, когда появился Lotus 78 – первый автомобиль с граунд-эффектом. В его днище проделали туннели для воздуха. Они создавали 906 кг прижимной силы и фактически присасывали болид к земле: он ехал по траектории, как по рельсам. В 1978 году Марио Андретти одержал шесть побед и стал чемпионом мира. Но триумф снова стал омрачен трагедией в Монце – попал в аварию Рони Петерсон. Казалось бы, его травмы были не слишком серьезными, но на следующий день пилот внезапно умер от заражения крови.

DeLorean DMC12 помогли создать в Lotus

DeLorean DMC12 помогли создать в Lotus

Середина 70-х – время расцвета Lotus, тогда представили целое семейство новых моделей. Все они были оснащены 2,0-литровым 160-сильным двигателем 907 – первым в мире серийным мотором с четырьмя клапанами на цилиндр. Среди них – второе поколение купе Elite и хетчбэк Eclat. Но самым известным стало купе Esprit. Его история началась в 1972 году, когда знаменитый итальянский дизайнер Джорджетто Джуджаро спроектировал оригинальный концепт Silver Car. Через пять лет он эволюционировал в серийную модель. Среднемоторный Esprit поражал всех клиновидным дизайном с выдвижными фарами. Его высота составляла всего 1111 мм. Автомобиль демонстрировал неплохую динамику (7,0 с до 100 км/ч) и приличную максимальную скорость – 220 км/ч.

Lotus Esprit второго поколения появился в 1989 году

Lotus Esprit второго поколения появился в 1989 году

Популяризации автомобиля способствовал фильм о Джеймсе Бонде «Шпион, который меня любил». Там Lotus Esprit мог трансформироваться в подводную лодку и стрелять торпедами. Однако многие посчитали купе недостаточно мощным, поэтому в 1981 году его оснастили 2,2-литровым турбомотором мощностью 210 л. с. Спринт до 100 км/ч занимал 5,6 с, а максимальная скорость выросла до 245 км/ч, что позволило соревноваться с итальянскими и немецкими спорткупе. К тому же, Turbo Esprit стал первым в мире автомобилем с активной подвеской.

Lotus Elan 1992 года

Lotus Elan 1992 года

Lotus нередко выполняли и заказы других компаний. Так, сотрудничество с французским подразделением Chrysler Sunbeam привело к появлению модели Talbot – чемпиона мира по ралли 1980 года. Решили помочь и бывшему вице-президенту General Motors Джону де Лореану в создании купе De Lorean  с дверями типа «крыло чайки». Но завершилось все страшным скандалом. Де Лореана поймали с наркотиками полицейские. От поднятой шумихи пострадал и Колин Чепмен, ему еще припомнили смерти Йохана Риндта и Рони Петерсона. Сердце конструктора не выдержало, и 16 декабря 1982 года он скончался в возрасте всего 54 лет.

Lotus Carlton - заряженный вариант Opel Omega

Lotus Carlton — заряженный вариант Opel Omega

После смерти основателя в Lotus наступили тяжелые времена. Но и в них находилось место небольшим триумфам. Так, именно в британской команде одержал свои первые победы в Формуле-1 знаменитый бразилец Айртон Сенна. Помочь Lotus взялся концерн General Motors, выкупивший компанию. Были выделены деньги на создание нового переднеприводного родстера Elan II и второго поколения Esprit. Купе оснастили 264-сильным турбомотором (позже мощность довели до 280 и даже 300 л. с.). Для европейского подразделения General Motors создали седан Carlton – заряженный Opel Omega c 377-сильной турбированной «шестеркой».

Lotus Elise 1995 года

Lotus Elise 1995 года

В начале 90-х годов руководство General Motors отказалось от Lotus и компания пошла по рукам. Компанию начало лихорадить, и в 1995 году она прекратила участие в Формуле-1. Сначала ее выкупил итальянский бизнесмен, владелец Bugatti, Романо Артиоли. Но вскоре новый владелец обанкротился. Стабильность пришла в 1996 году, когда британскую фирму купил малазийский концерн Proton. Она начала понемногу возрождаться. Сначала появился Esprit V8 с  3,5-литровым турбодвигателем мощностью 355 л. с. Он был способен достигать 100 км/ч за 4,6 с и разгоняться до 280 км/ч. В базовом оснащении появились кожаный салон, кондиционер, электростеклоподъемники, центральный замок и ABS.

Lotus Elise 2002 года

Lotus Elise 2002 года

Настоящим залогом успеха стал компактный родстер Elise. Проектировать его начали еще при Романо Артиоли и назвали в честь внучки бизнесмена. Он в полной мере соответствовал концепции Колина Чепмена. Автомобиль весом 720 кг оснастили 1,8-литровой «четверкой» Toyota. Вскоре появилась его экстремальная 190-сильная версия Exige и оригинальный 340R с открытыми колесами. Lotus даже попробовал вернуться в Ле-Ман с Elise GT1 мощностью 450 л. с. В 24-часовой гонке он не отличился, зато занял второе место на родине в Сильверстоуне. Кстати, именно на базе Lotus Elise создали первый Tesla Roadster.

Lotus Exige 2004 года

Lotus Exige 2004 года

В 2000-х Lotus переживал фактически вторую молодость. Как в лучшие времена, модельный ряд был на удивление широк. Помимо Elise и Exige второго поколения представили 200-сильное купе Europa. Настоящим преемником Esprit стало купе Lotus Evora с 3,5-литровым V6 от Toyota Camry, развивающим до 430 л. с. Сам Esprit  также пытались возродить и даже подготовили концепт-кар, но средств на серийную модель  не хватило. Команда Lotus вернулась в гонки GT и даже некоторое время присутствовала в Формуле-1.

Болид Lotus-Renault 2012 года

Болид Lotus-Renault 2012 года

Сейчас Lotus является частью китайского концерна Geely и готовит ряд новых моделей. Автомобили будут использовать двигатели и гибридные установки Volvo. Впрочем, даже сейчас марка остается верной заветом Колина Чепмена и первый ее вседорожник обещают сделать самым легким в классе.

Lotus Evora 2009 года

Lotus Evora 2009 года

Метки:
Полные версии статей опубликованы в журнале "Тест-Драйв" № 08' 2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *