Страницы истории Citroen DS: французская богиня

За более, чем столетнюю историю марка Citroen прославилась многими передовыми моделями. Они отличались интересным дизайном и техническими инновациями. Но всех их затмил легендарный Citroen DS – воплощение элегантности и прогресса. Трудно поверить, что легендарному авто исполняется 65 лет.

Citroen DS19 1955 года

Первый Citroen DS19 1955 года

Разработка Citroen DS стартовала вскоре после освобождения Франции в 1945 году. Руководство компании понимало, что необходимо обновить модельный ряд. Уже подходили к завершению работы над бюджетным Citroen 2CV и как раз пришло время для создания нового флагмана – наследника знаменитого Traction Avant. Последний прославился, как один из первых переднеприводных автомобилей и его преемник должен был стать не менее инновационным. Поэтому не удивительно, что проектировали DS около десяти лет.

В день презентации на DS поступило 12 тыс. заказов

Новый Citroen представили 5 октября 1955 года на родном для марки Парижском автосалоне. Это был мгновенный успех: автомобиль буквально пленил публику изящными обтекаемыми линиями кузова. Оно и понятно, над дизайном поработал известный итальянский скульптор Фламинио Бертони. За первые 15 минут после презентации поступило 743 заказа на покупку DS, а до конца дня 12 тыс. посетителей изъявили желание купить Citroen. За элегантный дизайн автомобиль сразу получил прозвище, созвучное с его названием – Dеesse («богиня»).

Для снижения массы крышу изготовили из стеклопластика

Для снижения массы крышу изготовили из стеклопластика

Седан Citroen привлек внимание не только своим внешним видом, но и техническими нововведениями. Главным из них стала независимая гидропневматическая подвеска всех колес, которая позволяла изменять дорожный просвет, а также менять колесо без домкрата. Гидроусилителем оснастили и рулевое управление, причем рабочая жидкость у него была общая с подвеской. DS первым в мире получил роботизированную коробку переключения передач с автоматическим сцеплением. Кроме того, он стал одним из первых массовых автомобилей с дисковыми тормозами передних колес.

Односпицевое рулевое колесо – визитная карточка салона DS

Односпицевое рулевое колесо – визитная карточка салона DS

Как и предшественник Traction Avant, DS был переднеприводным. Citroen не только выглядел стремительно, но и обладал хорошей аэродинамикой (коэффициент лобового сопротивления – 0,34), а для снижения массы крышу изготовили из стеклопластика. В салоне привлекало внимание оригинальное односпицевое рулевое колесо.

Гидропневматическая подвеска - главная инновация Citroen DS

Гидропневматическая подвеска — главная инновация Citroen DS

А вот двигатель модели оказался более традиционным для своего времени и не слишком мощным. Хотя поначалу для DS разрабатывали оппозитный шестицилиндровый мотор воздушного охлаждения, но потом от затеи отказались. Дело в том, что во Франции ввели систему начисления налога на автомобили в зависимости от их мощности. Чтобы немного удешевить седан, его оснастили проверенной 1,9-литровой 75-сильной «четверкой» от Traction Avant, которая позволяла развить 140 км/ч.

Citroen ID - более доступная версия модели

Citroen ID — более доступная версия модели

Но даже с таким двигателем Citroen DS стоил довольно дорого – примерно 3600 долларов, то есть почти столько же, сколько спортивные Jaguar XK150 и Chevrolet Corvette. Поэтому наряду со стандартной моделью создали и бюджетный вариант ID, в котором отсутствовали гидропневматическая подвеска, дисковые тормоза и усилитель руля, а также была установлена обычная механическая трансмиссия. Вскоре линейку также пополнили вместительный универсал Familiale и элегантный кабриолет.

Универсал Citroen ID19 Familiale 1960 года

Универсал Citroen ID19 Familiale 1960 года

Автомобиль постоянно модернизировали. В 1956 году мощность двигателя возросла до 86 л. с., а в 1962 году обновили переднюю часть и установили более обтекаемые блок-фары. Три года спустя появился DS 21, оснащенный 2,1-литровым мотором на 115 л. с. с полусферическими камерами сгорания, а с 1967 года на автомобиль стали устанавливать адаптивные фары, поворачивающиеся вместе с колесами.

Кабриолет Citroen DS 21 1965 года

Кабриолет Citroen DS21 1965 года

В 1970 году внедрили механический впрыск топлива, а три года спустя увидел мир флагманский DS 23 Pallas с 2,3-литровой 143-сильной «четверкой», способный развить 185 км/ч. Его также укомплектовали кожаным салоном и кондиционером.

Купе Citroen DS21 Concorde 1965 года

Купе Citroen DS21 Concorde 1965 года

Citroen DS по достоинству оценили за высокий комфорт езды и неплохую проходимость в режиме с увеличенным дорожным просветом. Это заметили профессиональные гонщики и создали раллийную версию модели. Она дважды (в 1959 и 1966 годах) побеждала в легендарном ралли Монте-Карло, а в 1962 году выиграла гонку «1000 озер» в Финляндии.

Citroen DS дважды выигрывал ралли Монте-Карло

Citroen DS дважды выигрывал ралли Монте-Карло

Конечно же, авангардный Citroen DS стал популярным и среди знаменитостей. Его приобрели художник-сюрреалист Марк Шагал, актриса Бриджит Бардо, король Камбоджи Сианук. Именно DS подарили первому космонавту планеты Юрию Гагарину во время его визита во Францию.

Citroen DS 1967 года

Citroen DS 1967 года с адаптивными фарами

Специальный кабриолет на базе DS долгое время являлся парадным автомобилем президента Франции Шарля де Голля, а удлиненный седан служил его повседневным транспортом. Именно Citroen спас жизнь политику, когда на него совершили покушение. Пули террористов пробили две шины, но пневмоподвеска позволила уменьшить крен кузова и продолжить движение.

Citroen DS спас жизнь Шарлю де Голлю

Citroen DS спас жизнь Шарлю де Голлю

А еще нельзя не вспомнить и «карьеру» DS в кино, ведь он стал героем более, чем трех десятков фильмов. Пожалуй, самая знаменитая его роль – в ленте «Фантомас разбушевался», где Citroen в считанные секунды превратился в реактивный самолет и увез преступника в небеса.

Citroen DS Фантомаса превращался в самолет

Citroen DS Фантомаса превращался в самолет

Citroen DS выпускали на протяжении двух десятилетий – до 1975 года. Всего с конвейера сошло 1 млн. 455 тыс. автомобилей, что является очень неплохим показателем для модели премиум-сегмента. Естественно, «Богиня» повлияла на последующее развитие всего модельного ряда Citroen. Даже сегодня ее значение не забыто и теперь DS – отдельная премиальная марка концерна PSA Group.

Роскошный Citroen DS23 Pallas 1968 года

Роскошный Citroen DS23 Pallas 1968 года

Метки: ,
Полные версии статей опубликованы в журнале "Тест-Драйв" № 09' 2020

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *