Страницы истории Bugatti: шик и скорость

Среди известных автопроизводителей выделяется марка Bugattі. Во Франции ее даже называют La Marque (Марка) и пишут это название из большой буквы. В довоенный период автомобили Bugattі были символом роскоши и технического прогрессы. Затем надолго марка ушла в небытия, но была возрождена и теперь празднует 110-летие.

Этторе Бугатти

Этторе Бугатти

Bugattі – творение одного человека, гениального Этторе Бугатти. Рос он в среде людей искусства. Родился Этторе в 1881 году в Милане в семье дизайнера мебели и ювелирных изделий. Его дед и брат были скульпторами, а дядя – известным художником. Поначалу молодой Бугатти пошел по их стопам – поступил в академию искусств.

Bugatti Type 2 1900 года

Bugatti Type 2 1900 года

Но Этторе увлекся новым изобретением – автомобилями – и уже в возрасте 18 лет сам собрал трехколесный самодвижущийся экипаж с двумя моторами. На нем он принимал участие в десяти гонках и выиграл восемь из них. А в 1901 году очередная модель Этторе Бугатти Туре 2 стала технической сенсацией: она была оборудована четырехцилиндровым двигателем с верхним распредвалом и 4-ступенчатой коробкой переключения  передач. За это его наградили золотой медалью на Миланской автовыставке. Конструктор сразу же подписал выгодные контракты с фирмами Dіetrіch и Deutz.

Bugatti Type 13 1910 года

Bugatti Type 13 1910 года

Однако, Бугатти все время мечтал создать собственное автомобильное предприятие. В 1909 году он купил мастерские в Мольсхайме (Германия). С этого времени начинается история марки Bugattі. Первой серийной моделью стал Typе 13 с 1,3-литровой 30-сильной «четверкой», способный развить 100 км/ч. В 1911 году Эрнст Фридрих за рулем этой модели занял второе место на Гран-при Франции. До 1914 года собрали 350 Typе 13. За ним последовали 5,0-литровый Type 18 и компактный Type 16 Bebe, который выпускали совместно с Peugeot.

Bugatti Type 18 1912 года

Bugatti Type 18 1912 года

Первая мировая война заставила Этторе Бугатти покинуть Германию и возвратиться в Милан. В скором времени он переехал в Париж и начал проектировать авиамоторы для французских и американских самолетов. Кстати, в США именно эти двигатели использовали в автогонках основателями еще одной знаменитой марки – Duesenberg.

Bugatti Type 30 1922 года

Bugatti Type 30, 1922 год

После войны Бугатти возвратился в Мольсхайм, который в составе Эльзаса уже стал территорией Франции. Он купил старинный дворец и построил возле него автозавод. С этих пор начался расцвет Bugattі. В 1921 году довоенный Typе 13 занял первые четыре места на гонке в итальянской Брешии. Его преемник Туре 29/30 стал вторым, третьим и четвертым на Гран-при Франции 1922 года, а необычный и Туре 32 Tank взял «бронзу» на французском Гран-при 1923 года. Победы посыпались одна за одной.

Bugatti Type 32 Tank 1923 года

Bugatti Type 32 Tank 1923 года

В 1924 году появилась абсолютно новая гоночная модель – Bugattі Туре 35. Она не только продолжила победную серию, но и стала самой успешной в истории марки, ведь одержала свыше двух тысяч побед! Bugattі выигрывали чемпионат мира 1926 года, четыре раза (1929-1931 и 1933 годы) побеждала в Гран-при Монако и пять раз подряд (1925-1929 годы) торжествовала в гонке Targa Florio. Лишь за первые девять месяцев Туре 35 выиграл 412 соревнований. Это лучший гоночный автомобиль всех времен. За рулем этой модели сделали себе имя гоночные ассы Рене Дрейфус, Пьер Вейрон, Луи Широн, Тацио Нуволари и одна из лучших автогонщиц чешка Элизабет Юнек. Соревновались Bugattі и на украинской территории – в Гран-при Львова.

Bugatti Type 35B 1927 года

Bugatti Type 35B 1927 года

В чем же секрет такого гоночного снаряда? Концепцию авто озвучил сам Этторе Бугатти: «Вес – наш враг!» Болид весил всего 750 кг, а его 2,0-литровая рядная «восьмерка» с тремя клапанами на цилиндр развивала 100 л. с. и разгоняла машину до 165 км/ч. Затем появился компрессорный Bugattі Туре 35В с мощностью 140 л. с. и скоростью 200 км/ч.

Bugatti Type 41 Royale Coupe Napoleon 1930 года

Bugatti Type 41 Royale Coupe Napoleon 1930 года

На базе Туре 35 Этторе создал целую плеяду непревзойденных моделей. Внешне они почти не отличались друг от друга. Но Bugattі Туре 37, например, оборудовали четырехцилиндровым 60-сильным двигателем, а Туре 45 – шестнадцатицилиндровым. Туре 54 оснастили экспериментальным полным приводом. Самый совершенный Туре 51 с компрессором развивал 180 л. с и позволял развить 225 км/ч. Конечно, все эти автомобили прекрасно показали себя на гоночных трасах. Всего за шесть лет изготовили лишь 343 Bugattі Туре 35 всех вариантов, но эти машины доминировали на гоночных автодромах.

1931 Bugatti Type 41 Royale

Купе Bugatti Type 41 Royale продали за 8,95 млн. долларов

Тем не менее, среди Bugatti были не только скоростные болиды, но и дорогие дорожные модели. Хотя медленными их также нельзя назвать: так, элегантный кабриолет Type 55 Super Sport или туристическое купе Type 50 спокойно развивали 180 км/ч. Но особенным в линейке стал Туре 41. Еще в 1913 году Этторе задумал построить лучший автомобиль в мире. В письме другу – королю Испании Альфонсо XIII – он рассказал, что хочет спроектировать машину, длиннее и дороже, чем Rolls-Royce, но значительно быстрее: скорость нового Bugattі должна превысить 150 км/ч. При этом мотор должен быть чрезвычайно тихим, плавным и надежным.

Bugatti Type 50 Coupé Profilee 1931 года

Bugatti Type 50 Coupé Profilee 1931 года

Мечта Бугатти воплотилась в 1927 году. Новый Bugattі Туре 41 Royale. Автомобиль соответствовал названию – был воистину королевским. Его длина превышала 6,4 м, а объем двигателя составлял 12,7 л! Мощность составила около 300 л. с. На заводе изготовляли лишь шасси и двигатель стоимостью 30 тыс. долларов (за эти деньги можно было купить три самых дорогих Cadillac V16). Владелец сам заказывал эксклюзивный кузов для автомобиля, что обходилось еще в 10 тысяч.

Bugatti Type 55 Super Sport 1932 года

Bugatti Type 55 Super Sport 1932 года

Естественно, новый Bugattі не стал массовым: до 1933 года изготовили лишь 6 машин. Самый знаменитый из них – Coupe Napoleon 1930 года. Кузов для него создал сын Этторе, Жан. Лимузин получил прозрачную стеклянную крышу, а салон декорировали гобеленами ручной работы. Семья Бугатти решила не продавать такой шедевр, а оставить его себе. Сейчас Coupe Napoleon – национальное достояние Франции, как Версаль или Эйфелева башня. А еще один Туре 41 – купе с кузовом ателье Kellner – продали в 1986 году из аукциона за 8,95 миллиона долларов.

Bugatti Type 57C Coupe Aerodynamique - личный автомобиль Этторе Бугатти

Bugatti Type 57C Coupe Aerodynamique — личный автомобиль Этторе Бугатти

Однако вместо удачи Bugattі 41 Royale стал началом конца предприятия. На него израсходовали слишком много денег, и компания потерпела немалые убытки. А здесь еще и Великая депрессия началась. В 1936 году рабочие в Мольсхайме объявили забастовку, которая очень обидело Этторе, ведь у него были прекрасные отношения с подчиненными. Платил он им намного больше, чем на других автозаводах, а условия работы были одними из лучших в мире. Конфликт все-таки удалось уладить, но для фирмы начались не самые лучшие времена. Не помог даже государственный контракт на постройку 79 скоростных поездов с двигателями от Royale.

Bugatti Type 57SC Atlantiс 1936 года

Bugatti Type 57SC Atlantiс сейчас стоит 30 миллионов долларов

Лебединой песней Bugattі стал Туре 57. Он оказался одним из самых массовых – с 1934 по 1939 год сделан 680 машин. Значительная их часть получила кузова работы Жана Бугатти. Среди них – купе Atalante и Ventoux, кабриолет Stelvio, седан Galibier. Все они – образцы изящности и утонченности, однако, самым красивым считается Bugattі Typе 57SC Atlantіc. Его даже признали лучшим шедевром автодизайна ХХ века. Сверхобтекаемый кузов стал эталоном  автомобильной моды 30-х годов. А 200-сильная 3,2-литровая «восьмерка» двигатель с механическим нагнетателем позволяла развивать невероятные по тем временам 210 км/ч. Таких купе изготовили лишь четыре и сейчас они баснословно дорогие. В 2011 году один из Atlantіc продали за 30 млн. долларов!

Bugatti Type 57G - двукратный победитель Ле-Мана

Bugatti Type 57G — двукратный победитель Ле-Мана

Bugattі Туре 57 не только поражал всех своей красотой, но и одержал несколько громких побед. В 1937 и 1939 годах Жан-Пьер Вимиль и Пьер Вейрон на Bugattі Typе 57G выиграли 24-часовую гонку в Ле-Мане. Но эта версия 57-ой модели оказалась фатальной. В 1939 году на ней попал в аварию и погиб ее творец Жан Бугатти. От этой трагедии Этторе так и не смог прийти в себя. С Жаном он отождествлял будущее марки и верил, что талантливый менеджер сможет развивать ее. Но после смерти сына семейный бизнес передавать было некому.

Bugatti Type 101 1951 года

Bugatti Type 101 1951 года

Во время Второй мировой войны производство автомобилей вообще остановилось и восстановить его не удалось. Послевоенный Bugattі Туре 64 (преемник Туре 57, но с 4,3-литрвым двигателем) в серию так и не пошел. Также не удалось начать выпуск компактного 1,5-литрового Typе 73. На первой послевоенной европейской гонке Жан-Пьер Вимиль на Bugattі Typе 59/50 одержал последнюю победу для марки.

Bugatti Type 251 1956 года

Bugatti Type 251 1956 года

В 1947 году умер Этторе Бугатти. Для марки это означало конец. Сразу после смерти великого автомобилиста его последователи сделали несколько попыток возродить компанию. Но они не увенчались успехом. В 1951 году на базе все того же Bugattі Typе 57 создали Туре 101, но за пять лет выпустили всего 10 машин. В 1955 году команда Bugatti даже попробовала соревноваться в «Формуле-1». Французский гонщик Морис Тринтиньян стартовал на среднемоторном Bugattі Туре 251 с 2,5-литровым V8, но до финиша не доехал. Последней моделью компании стал Туре 252 – утонченный кабриолет с 1,5-литровым 120-сильным мотором.

Bugatti EB110 SS 1993 года

Bugatti EB110 SS 1993 года

Но славная марка не ушла была забыта. Снова название Bugatti появилось на слуху в конце 80-х годов, когда итальянский бизнесмен Романо Артиоли выкупил права на него и начал выпуск оригинального Bugattі ЕВ110. Полноприводное купе оказалась одним из самых скоростных в мире в мире: его 3,5-литровый 610-сильный V12 с четырьмя турбокомпрессорами, разгонял его до 100 км/ч за 3,2 секунды и позволял развить 355 км/ч. Его даже купил себе Михаэль Шумахер. Однако дизайн новинки не имел никаких общих черт со знаменитыми предками. Возможно, из-за этого собрали всего полторы сотни ЕВ110, а седан ЕВ112 так и не запустили в производство. В 1995 году компания обанкротилась.

Bugatti EB112 1993 года

Bugatti EB112 1993 года

Затем за возрождение Bugattі по-серьезному взялся концерн Volkswagen После целой серии прототипов с 2005 года началось серийное производство Bugattі EB 16/4 Veyron. Он стал достойным наследником творений Этторе Бугатти. Во-первых, его сделали похожим на шедевры 30-х годов. А во-вторых, он стал самой быстрой быстрой серийной моделью в мире. Мощность стандартного W16 с четырьмя турбинами достигла 1001 л. с., а максимальная скорость – 408 км/ч. А 1200-сильный Veyron Super Sport обновил мировой рекорд скорости – 431 км/ч!

Bugatti Veyron

Bugatti Veyron — первый серийный автомобиль, достигший 400 км/ч

С 2016 года эстафету принял Bugatti Chiron мощностью 1500 л. с., а недавно у него появился облегченный собрат Divo. К 110-летию рассматривается возможность выпуска роскошного седана Bugatti Galibier. Под стать автомобилям и их цена в несколько миллионов евро. Но гениальный Этторе Бугатти любил говорить: «Ничто не может быть слишком красивым и слишком дорогим».

Bugatti Chiron 2016 года

Bugatti Chiron 2016 года

Метки: ,
Полные версии статей опубликованы в журнале "Тест-Драйв" № 01' 2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *