Страницы истории Bentley: столетие роскоши и скорости

Британские автомобили высшего класса сочетают в себе роскошь, аристократический стиль и отличные характеристики. Все эти качества свойственны автомобилям Bentley вот уже сто лет – известная марка празднует свой вековой юбилей.

Уолтер Оуэн Бентли

Уолтер Оуэн Бентли

Как ни странно, премиальную марку основал выходец из бедной многодетной семьи. С ранних лет Уолтер Оуэн Бентли зарабатывал не жизнь в локомотивном депо. Там он получал инженерные навыки, что несомненно помогло ему при поступлении в Лондонский королевский колледж. Вскоре Уолтер купил мотоцикл Quadrant мощностью 3 л. с. и победил на нем 640-километровом ралли Лондон-Эдинбург. Следующей покупкой стал автомобиль DFP: его Бентли приобрел вместе с братом в 1912 году. Он серьезно модифицировал конструкцию, что позволило установить рекорд скорости на лучшей английской трассе Брукландс.

Bentley 3 Litre

Первый серийный Bentley 3 Litre

Уолтер Оуэн Бентли постоянно совершенствовал свои инженерные навыки, работал над собой, и вскоре это пригодилось его родине. Во время Первой мировой войны молодой конструктор устроился в моторостроительную компанию, где сконструировал удачный двигатель BR1 для истребителя Sopwith Camel. Его особенностью стали поршни из алюминиевых сплавов.

Победители 24-часовой гонки в Ле-Мане 1924 года

Победители 24-часовой гонки в Ле-Мане 1924 года

Однако мечтой Бентли были не самолеты, а автомобили, и 18 января 1919 года он зарегистрировал компанию Bentley Motors Limited. Спустя несколько месяцев был готов и первый прототип. Он оказался передовым по меркам своего времени. В частности, его 3,0-литровый четырехцилиндровый двигатель оснастили верхним распредвалом, четырьмя клапанами на цилиндр и двойным зажиганием.

Bentley 4 ½ Litre Speed 1925 года

Bentley 4 ½ Litre Speed 1925 года

Первое шасси ЕХР1 начали испытывать в январе 1920 года, а уже через год прототип ЕХР2 одержал свою первую победу в Брукландсе. Лучшими тестами Уолтер Бентли считал гонки, поэтому один концепт проходил тестировали на знаменитом овале в Индианаполисе, где он соревновался с полноценными болидами, и финишировал тринадцатым. А в гонке Tourist Trophy на острове Мэн Bentley заняли 2, 3 и 4 места.

Bentley 4 ½ Blower 1927 года

Bentley 4 ½ Blower 1927 года

Столь успешные показатели ускорили начало производства автомобиля. Серийный Bentley 3 Litre получил 70-сильный мотор и, несмотря на вес в 1800 кг, мог достичь 145 км/ч. А 80-сильная версия Speed разгонялась и до 160 км/ч. Кузов подбирали индивидуально каждому покупателю, причем существовало три варианта колесной базы.

Bentley 6 ½ Litre 1928 года

Bentley 6 ½ Litre 1928 года

В 1923 году Bentley 3 Litre впервые принял участие в гонке «24 часа Ле-Мана», где пришел к финишу четвертым. А уже через год Джон Дафф и Фрэнк Клемент одержали там первую победу. Ле-Ман стал основной целью для гоночных Bentley. Однако последующие два года были неудачными, катастрофическими: болиды сходили с дистанции из-за поломок двигателя и нехватки бензина. Тем не менее, в 1927 году единственный оставшийся на трассе 3 Litre смог снова победить. Большие и тяжелые Bentley выделялись на фоне легких конкурентов. Поэтому главный соперник британцев Этторе Бугатти в шутку назвал их «самыми быстрыми в мире грузовиками».

Bentley Speed Six 1929 года

Bentley Speed Six 1929 года

Bentley 3 Litre выпускали до 1929 года и всего собрали 1622 автомобиля. Но уже с 1926 года в модельном ряду появился новый 6 ½ Litre. Дело в том, что 3,0-литровой «четверки» не всегда хватало тяжелым модификациям с заказными кузовами, и на ее основе создали 6,5-литровый 160-сильный шестицилиндровый двигатель. Представили  также гоночный Speed Six, развивавший 180 л. с., который легко достигал 180 км/ч. А нишу между 3 Litre и 6 ½ Litre заняла новая модель – 110-сильный 4 ½ Litre.

Купе Bentley Speed 6

Купе Bentley Speed 6 бросило вызов экспрессу Blue Train

Новички достойно приняли эстафету предшественников. Тем более, что для них отобрали лучших британских гонщиков – сформировалась очень слаженная команда Bentley Boys. Интересно, что большинство из них были не профессионалами, а молодыми аристократами, которые любили автоспорт. За собственные средства они покупали автомобили и готовили их к гонкам. Британцы соревновались не за деньги, а ради славы и удовольствия.

Bentley 8 Litre 1930 года

Bentley 8 Litre 1930 года

В 1928 году в Ле-Мане победили Вольф Барнато и Бернард Рубин на Bentley 4 ½ Litre. Через год в круглосуточной гонке опять триумфовал Барнато, но уже вместе с Тимом Биркином за рулем мощного Bentley Speed Six. Остальные экипажи Bentley Boys заняли второе, третье и четвертое места. В 1930 году удача снова улыбнулась Барнато, но теперь место в кокпите Speed Six занял Глен Кидстон.  Гонка ознаменовалась дуэлью с Mercedes-Benz SSK, которая вошла в историю.

Bentley 3 ½ Litre 1934 года

Bentley 3 ½ Litre 1934 года

В свободное время между соревнованиями команда не сидела сложа руки. Британцы серьезно дорабатывали свои Bentley и устанавливали на них мировые рекорды скорости. Так, специальный 290-сильный Bentley Jackson Special Old Mother Gun смог разогнаться до 240 км/ч на трассе в Брукландсе.

Bentley 4 ¼ Litre 1936 года

Bentley 4 ¼ Litre 1936 года

С Bentley Boys связана еще одна знаменитая история. В марте 1930 года на отдыхе в Каннах Вольф Барнато поспорил, что сможет обогнать один из самых быстрых поездов своего времени – экспресс Blue Train, курсировавший между Каннами и Лондоном.Гонщик заявил, что победит с огромным отрывом: достигнет столицы Великобритании в то время, как поезд не доедет и до пролива Ла-Манш.

Обтекаемое купе Bentley 4 ¼ Litre Андрэ Эмбирикоса

Обтекаемое купе Bentley 4 ¼ Litre Андрэ Эмбирикоса

Джентльмен сдержал свое слово – дистанцию в 1340 км его купе Bentley Speed Six преодолело за 22 часа, останавливаясь только для дозаправки и замены лопнувшей шины. По сельским французским дорогам Bentley мчался с огромной скоростью, несмотря на туман.

Bentley MkV 1939 года

Bentley MkV 1939 года

Несмотря на громкие гоночные триумфы, продавались автомобили не слишком успешно и компания не получала прибыли. Ведь стоили Bentley невероятно дорого – примерно, как 15 доступных Ford T. Спас марку Вольф Барнато, который получил наследство и выкупил контрольный пакет акций. Именно ему принадлежит идея создания самого знаменитого Bentley того времени – 4 ½ Litre Blower.

Bentley Mark VI Franay 1947 года

Bentley Mark VI Franay 1947 года

Дело в том, что 4 ½ Litre был слишком неповоротливым на извилистых трассах и порой ему не хватало мощности. И тогда Барнато решил оснастить его механическим компрессором, хотя Уолтер Бентли категорически выступал против этого. Мощность подскочила до 175 л. с., а скорость – до 200 км/ч. Однако «аппетит» двигателя оказался огромным – 102 л/100 км против 16 л/100 км у атмосферной версии. Для участия в гонках требовалось выпустить минимум 50 автомобилей, поэтому собрали 54. Но в 1930 году оба Blower в Ле-Мане сошли, так и не добравшись до финиша, что было провалом на фоне триумфа Speed Six. Единственным достижением стало второе место в Гран-при Франции.

Bentley R-Type 1952 года

Bentley R-Type 1952 года

Венцом творения Уолтера Оуэна Бентли стала модель 8 Litre – один из самых роскошных автомобилей своего времени. При колесной базе в 3658-3962 мм (в зависимости от модификации) он стал самой крупной британской машиной. Рядная «шестерка» объемом 8,0 л отличалась необычайной тишиной и плавностью работы, но при этом развивала 220 л. с. Автомобиль спокойно достигал 160 км/ч и при этом был очень комфортабельным. Всего произвели лишь 100 этих машин с самыми эксклюзивными кузовами от ателье Murphy, Mulliner и Gurney Nutting.

Bentley R-Type Continental 1952 года

Bentley R-Type Continental 1952 года

Победоносное шествие Bentley прервала Великая депрессия 30-х годов. Дорогие автомобили почти никто не покупал. Компания оказалась на грани банкротства, и средства Вольфа Барнато уже не могли ее спасти. Неожиданно акции Bentley выкупила никому не известная фирма British Equitable Central Trust. Вскоре оказалось, что за ней стояли главные конкуренты из Rolls-Royce. Дело в том, что модель 8 Litre таила угрозу для Rolls-Royce Phantom II, и соперника решили попросту поглотить.

Bentley S1 1955 года

Bentley S1 1955 года

Поначалу новые владельцы даже оставили у руля компании Уолтера Бентли. Но он не был согласен с корпоративной политикой и уволился в 1935 году. Дело в том, что новые Bentley решили делать на платформе Rolls-Royce и стали производить на той же фабрике в Дерби. Однако если  для Rolls-Royce было принято нанимать шофера, то Bentley проектировали, как автомобиль для активного водителя.  Так, в 1933 году появилась модель 3 ½ Litre, имеющая много общего с Rolls-Royce 20/25. Ее сделали спортивнее, но она не была столь экстремальной, как предшественники. Ставку сделали на роскошь, и она получила прозвище «тихий спортивный автомобиль». Как ни странно, автомобиль понравился Уолтеру Бентли: тот назвал его лучшей моделью марки. Под капотом установили 3,7-литровую «шестерку» мощностью 110 л. с., которая позволяла развить 145 км/ч. Хорошей динамике способствовала малая масса – 1140 кг.

Bentley S2 Continental Flying Spur 1959 года

Bentley S2 Continental Flying Spur 1959 года

Всего выпустили 1177 Bentley 3 ½ Litre, а на смену ему пришла модель 4 ¼ Litre с 4,2-литровым 125-сильным двигателем. Из великого множества кузовов следует отметить сверхобтекаемое купе от ателье Pourtout, выпущенное в единственном экземпляре. В 1937 году его приобрел греческий банкир Андрэ Эмбирикос. На немецком автобане он смог разогнаться до 190 км/ч, а в 1949 году даже занял шестое место в Ле-Мане.

Bentley S3 1962 года

Bentley S3 1962 года

Непосредственно перед Второй мировой войной Bentley показали новую модель MkV, но успели выпустить всего 15 автомобилей. Затем предприятие в Дерби занялось изготовлением авиационных двигателей Rolls-Royce. А в 1946 году появился усовершенствованный MkVI. Поначалу под капотом оставили довоенную 4,2-литровую «шестерку», а затем появился и новый 4,5-литровый 150-сильный мотор. С ним MkVI достигал 160 км/ч и разгонялся до 100 км/ч за 15 с. Публика позитивно восприняла модель – было продано свыше 5000 автомобилей.

Bentley T1, 1965 год

Bentley T1, 1965 год

С 50-х годов унификация с Rolls-Royce стала еще большей – общими стали двигатель, трансмиссия, ходовая. Новый Bentley R-Type 1952 года не слишком отличался от Rolls-Royce Silver Wraith. И лишь специальные модификации делали его особенным. В Bentley создали очень красивое и скоростное купе Continental с наклоненными задними стойками и килями на задних крыльях в американском стиле. Произвели всего 207 R-Type Continental, причем среди них нет двух одинаковых автомобилей. Все кузова из алюминиевого сплава спроектировали в ателье Mulliner, а отличались они небольшими деталями. Улучшенный 4,9-литровый 175-сильный мотор обеспечивал неплохую динамику. Разгон до 100 км/ч занимал 13 с, а максимальная скорость – 190 км/ч. Впервые наряду с 4-ступенчатой механической трансмиссией предложили 4-ступенчатый «автомат».

Bentley Turbo R 1989 года

Bentley Turbo R 1989 года

Традиция создавать эксклюзивные купе продолжилась вплоть до середины 60-х годов. В 1955 году ее продолжил S1 Continental. Он разительно отличался от седана, который являлся копией Rolls-Royce Silver Cloud. Оснащение пополнилось электростеклоподъемниками и усилителем руля. Затем последовали S2 и S3 с новым 6,2-литровым V8 мощностью 200 л. с. Но с каждым годом Continental заказывали все меньше и меньше, чем четырехдверные модели.

Bentley Continental R 1991 года

Bentley Continental R 1991 года

Представленный в 1965 году Bentley T1 почти полностью копировал Rolls-Royce Silver Shadow. Конечно, его оснастили и двухзонным климат-контролем, и дисковыми тормозами, и независимой подвеской всех колес, и электроприводом передних сидений. Среди  владельцев марки были монаршие особы и кинозвезды.  Однако давние ее поклонники  хотели больше спортивного духа, как в первых Bentley 20-х годов.

Bentley Arnage 1999 года

Bentley Arnage 1999 года

Изменения пришли в 1980 году вместе с моделью Mulsanne. Ведь наряду с обычным вариантом появилась и модификация с турбонаддувом мощностью 300 л. с. Она легко разгонялась до 100 км/ч за 7 с и развивала 217 км/ч. Вскоре добавили  385-сильный вариант Turbo R с улучшенными подвеской и тормозами. А затем линейку пополнило  купе Continental, максимальная скорость которого составила 270 км/ч. Будучи современной, компания осталась верной традициям. Все автомобили собирали вручную, а их салон декорировали дорогой кожей Connolly и ореховым деревом.

Bentley Continental GT - самая успешная модель марки

Bentley Continental GT — самая успешная модель марки

Тандем Rolls-Royce и Bentley распался в 1998 году, когда их поделили между собой концерны BMW и Volkswagen. Новые владельцы освежили модельный ряд – представили седан Arnage и очень успешное купе Continental GT, ставшее самой массовой моделью за всю историю марки – до наших дней выпущено свыше 70 тыс. этих машин.

Bentley State Limousine Елизаветы ІІ

Bentley State Limousine Елизаветы ІІ

Особое внимание заслуживает единственный в своем роде Bentley State Limousine для королевы Елизаветы II. Вспомнили и о автомобилях с индивидуальными заказными кузовами – показали эксклюзивный Bentley Continental GT Zagato. А в 2001 году возродили и Bentley Boys: возвращение зеленых болидов ознаменовалось уже шестой победой в Ле-Мане два года спустя.

Bentley Mulsanne 2010 года

Bentley Mulsanne 2010 года

Свое столетие Bentley встречает на подъеме. Сейчас компания производит больше автомобилей, чем когда-либо. В линейке присутствуют не только роскошные седаны, купе и кабриолеты, но и вседорожник Bentayga. Он, кстати, доступен с дизелем и даже в гибридном исполнении, а тем временем уже ведется разработка и первого электромобиля марки.

Гибрид Bentley Bentayga, 2018 год

Гибрид Bentley Bentayga, 2018 год

Метки:
Полные версии статей опубликованы в журнале "Тест-Драйв" № 12' 2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *