Сегодня развитие автоспорта в нашей стране набирает все новые и новые обороты. Оно происходит практически семимильными шагами. И касается это как профессиональных чемпионатов, так и любительских гонок. Однако серьезные спортивные треки в Украине до сих пор не построены. А за примером за океан ходить совсем не обязательно. Одна из монументальных гоночных трасс расположена в Германии. Встречайте, его величество Нюрбургринг…
История гонок в горах Эйфель началась задолго до постройки здесь специализированного автодрома. В начале 20-х годов прошлого века в этих окрестностях проводились гонки Всеобщего немецкого автомобильного клуба ADAC Eifelrennen. Однако отсутствие трибуны для болельщиков и материально-технической базы для ремонта делало невозможным развитие не только гонок как таковых, но и связанного с ними туризма в регионе в частности. Поэтому, взяв в качестве примеров немецкую кольцевую трассу АФУС (нем. AVUS, сокращение от Automobil-Verkehrs und Ubungs-Strasse – «дорога для автомобильного движения и упражнений»), сооруженную в 1921 году, и итальянский автодром вблизи города Монца, построенный в 1922 году, было решено соорудить полноценное гоночное кольцо.
Место для новой трассы выбрали недалеко от поселка Нюрбург и старинного средневекового замка в горах Эйфель, что находятся в федеральной земле Рейнальд-Пфальц. Территориально она расположена в 100 км к северо-западу от Майнца и в 70 км к югу от Кельна. Возведение началось осенью 1925 года. В отличие от упомянутых автодромов, этот проект изобиловал количеством сложных и опасных поворотов. К тому же географическое расположение со значительными перепадами высот и характерным ландшафтом, позволяло сделать эту трассу оригинальной. Закончили стройку в 1927 году, и уже 18 мая этого года провели очередные соревнования ADAC Eifelrennen. Также в этом году здесь прошел второй этап Гран-при Германии (первый был на трассе АФУС).
По факту, являясь односторонним автобаном, Нюрбургринг открыли для «гражданских» любителей прокатиться с ветерком в вечерние часы и в свободное время от официальных состязаний. Таких желающих была неимоверная масса. Еще бы, прочувствовать на себе все 174 поворота (89 левых и 85 правых), ощутить 300-метровый перепад высот (низшая точка трассы располагается на отметке 332 м над уровнем моря, наивысшая – 629 м) или оторваться от земли всеми колесами на одном из множества «трамплинов» – об этом мечтал каждый сорвиголова. Изначально эта гоночная трасса состояла из четырех колец. Так называемая Gesamtstrecke или «Объединенная петля» была длиною 28 275 м. В ее состав входила Nordschleife («Северная петля»), длиною 22 810 м, а также Sudschleife («Южная петля»), длиною 7747 м. Кроме того, вокруг пит-лейна (часть гоночной трассы, на которой располагаются боксы команд, участвующих в гонке) существовал разминочный круг Betonschleife, длиною 2281 м. Однако в международных гонках кольцо в полном объеме применялось лишь до 1939 г., после чего для Гран-при Германии использовали лишь «Северную петлю», а мотогонщики и гонки серий «попроще» обосновались на значительно безопасной «Южной петле».
После Второй мировой войны в 1950-х годах гонщики вернулись на Нюрбургринг Nordschleife вновь стали проводить немецкое Гран-при, которое с тех пор входило в официальный чемпионат мира «Формулы-1». Поистине отличных результатов здесь добивались такие известные гонщики, как Джеки Стюарт, Джим Кларк, Стирлинг Мосс, Хуан-Мануэль Фанхио, Альберто Аскари. Они получили неофициальный, но очень почетный титул Ringmaster (мастер кольца). Кстати, именно здесь Альберто Аскари одержал первую победу в рамках Гран-при. В 1953 г в список соревнований на данной трассе добавилось новое состязание – 1000 км Нюрбургринга, которое было включено в перечень мирового гоночного первенства (World Sports Car Championship). Знаменательное событие 5 августа 1961 года произошло во время практики на Гран-при Германии. Фил Хилл стал первым человеком проехавшим «Северную петлю» быстрее 9 мин.
На болиде «Формулы-1» Ferrari 156 Sharknose он показал время 8’55.2, при этом средняя скорость автомобиля составляла 153,4 км/ч. К концу 60-х годов трек, изобилующий сложными поворотами, стал достаточно небезопасным, особенно для постоянно совершенствующихся скоростных машин «Формулы-1». Поэтому в 1967 г. перед прямиком старт/финиш была добавлена шикана (последовательность поворотов, обычно в форме буквы S, для преднамеренного замедления автомобилей), названная Hohenrain. Это сделало трек на 25 м длиннее и позволяло «притормозить» автомобили перед выходом на пит-лейн (часть гоночной трассы, на которой располагаются боксы команд, участвующих в гонке).
В 1970 году добавили еще одно соревнование – 24 часа Нюрбургринга. После трагической гибели Пирса Кариджа на трассе Зандворт, гонщики «Формулы-1» еще во время этапа во Франции решили бойкотировать Нюрбургринг до тех пор, пока не будут сделаны изменения в сторону безопасности, как это было произведено годом ранее на бельгийской трассе Спа. Естествено, модернизацию физически невозможно было провести в короткие сроки, поэтому немецкий этап «Формулы-1» перенесли на автодром Хокенхаймринг. Трассу модернизировали и реконструировали так, как хотели пилоты «Формулы-1». Установили отбойники и барьеры, выровняли дорожное полотно, уменьшив количество поворотов, и сделали его шире.
Немецкий этап вновь вернулся на этот трек на следующие три года (1971–1973 гг.). Позже произвели еще часть улучшений, выровняв «трамплины» на длинной прямой, и Гран-при проводилось здесь до 1976 г. Однако постоянно увеличивающиеся требования Международной автомобильной федерации (Federation Internationale de l’Automobile) выполнить было накладно финансово, а порой и невозможно технически. К тому же для растущего «телевизионного рынка» этот автодром являлся неудобным, так как освещать спортивные события из-за его внушительной длины было очень трудно. Поэтому тот год стал последним для чемпионата «Формулы-1», далее его окончательно перенесли на трассу Хокенхаймринг.
Точкой кипения стала авария Ники Лауды. По роковому совпадению именно он агитировал бойкотировать Нюрбургринг перед гонкой, но остальные пилоты холодно встретили его призывы, и этап состоялся. Из-за проблем с задней подвеской Ferrari Ники Лауды на втором круге потерпел аварию, приведшую к большому пожару. Ему чудом удалось остаться живым, а спасли его другие пилоты (Харальд Эртальд, Брет Ланджер, Гай Эдвардс и Артуро Мерцарио), и никак не гоночные маршалы. Как показал инцидент, на длинном 22-километровом кольце пожарные машины и машины скорой помощи прибывают к месту аварии слишком медленно. Через некоторое время гонки на мотоциклах перенесли на Хокенхаймринг. Последний этап на «Северной петле» был проведен в 1980 году. А годом позже началось строительство новой 4,5-километровой трассы вокруг пит-лейна, а длину Nordschleife тем временем сократили до 20 832 м.
В 1984 году миру явили новый Нюрбургринг, полностью соответствующий требованиям безопасности и подходящий для проведения гонок F1, назвав его Grand Prix Strrecke (расположен к югу от «Северной петли»). К сожалению, характер трассы лишь отдаленно напоминал своего старшего родственника. Поэтому многие фанаты и любители гонок даже отказались именовать ее историческим именем, предлагая ему на замену Eifelring, Ersatzring или Green Party Ring. Торжественным открытием трассы 12 мая 1984 г. стало проведение гонки на одинаковых Mercedes 190E 2.3-16. Соревнование собрало легендарных пилотов нескольких поколений. В нем участвовали такие звезды, как Джек Брэбэм, Фил Хилл, Денис Хьюм, Джеймс Хант, Жак Лаффит, Ники Лауда, Кеке Росберг, Джоди Шектер, Манфред Шурти, Айртон Сенна и Джон Уотсон. Победу одержал Айртон Сена.Кроме известных международных соревнований, этот трек пережил и кратковременное возвращение «Формулы-1»…