Интересно, найдется ли человек, который никогда не слышал о грандиозной гонке «Париж – Дакар»? Об этом испытании выносливости и смелости знает каждый мало-мальский фанат автомобилей. Многодневный марафон овеян историями и легендами, а попробовать свои силы на пространстве двух континентов – заветная мечта многих раллистов. Однако путь в Африку совсем не близкий и далеко не легкий… Что делать? Для начала – попробовать себя в отечественном чемпионате!
Ралли-рейд – один из самых молодых видов автомобильных соревнований в нашей стране. И если «обычное» ралли существовало еще со времен Советского Союза, то эта дисциплина отсутствовала в принципе. Хотя для удачной организации подобного рода мероприятий Украина испокон веков была наделена всеми возможностями. Ведь географическое положение и наличие разнообразного природного ландшафта (равнинные степные участки, горная местность, песчаники и т. д.) как нельзя лучше способствовало многокилометровым гонкам по бездорожью. Но в СССР подобные пробеги проводились только в экспериментальных либо в испытательных целях. А при новой независимой власти должного финансирования и внимания для всего автоспорта в целом и ралли-рейдов в частности оказано не было. И если кольцевые гонки и классическое ралли худо-бедно получали государственную поддержку, то ралли-рейды возникли исключительно благодаря инициативе (в том числе материальной) владельцев вседорожников. Для того чтобы разобраться, что такое ралли-рейды и с чем их принято «есть», давайте по порядку рассмотрим составляющие этого «блюда».
Считается, что родилась данная дисциплина во Франции. Именно в Париже в 1977 году от Эйфелевой башни был дан первый старт той самой гонке «Париж – Дакар». Также широко развиты ралли-рейды и в других европейских странах. Множество участников и зрителей собирают кубки в Греции, Испании, Италии. Аналогичный чемпионат в России стартовал в 1999 году, а «настоящие» ралли-рейды в нашей стране начались несколькими годами спустя. До этого жизнь любителей полноприводных автомобилей ограничивалась массовыми слетами, проходившими в Киеве, Харькове, Днепропетровске. Эти встречи по интересам дали свой положительный результат. Именно в Днепропетровске энтузиасты создали первую многоэтапную серию ралли-рейдов, которая впоследствии переросла в Чемпионат Украины.
Во-первых, необходимо четко отличать ралли-рейды от других подобных соревнований на вседорожной технике (джип-спринтов, джип-триалов, джип-кроссов, трофи-рейдов). Ралли-рейдом называется автомобильное соревнование, имеющее местом проведения как бездорожье, так и дороги общего пользования. Последние на время проведения гонок специально резервируются для спортивных экипажей. Каждый экипаж состоит из двух человек – основного пилота (водителя) и второго пилота (штурмана). Их основная задача: с максимально возможной скоростью за минимальное время пройти трассу по определенному организаторами маршруту, отмечаясь на специальных контрольных точках.
Соревнования различаются по длине маршрута и по времени проведения. В зависимости от этих факторов их принято делить на три разновидности. Если протяженность трассы не превышает 1200 км, а длительность прохождения 5 дней – это Баха (названа в честь местности в южной части Калифорнии на границе с Мексикой, где и был проведен первый в мире короткий ралли-рейд). В случае километража менее 6500 км и времени не более 10 дней – так и называют, ралли-рейд. И последняя по счету, но не по длине – марафон. Его протяженность начинается от 6500 км, а длительность – до 30 дней. Как видно, гонщикам зачастую приходится преодолевать огромные дистанции, которые из-за своей специфики не всегда проходят по бездорожью. Частенько они «цепляют» не перекрытые дороги общего пользования (их называют перегоны). На таких участках экипажи должны уложиться в заранее определенный временной график прохождения контрольных точек, соблюдая при этом правила дорожного движения. Все результаты (включая нарушения ПДД, время прохождения контрольных точек и т. д.) фиксируются в специальной контрольной карте и впоследствии влияют на положение экипажа в турнирной таблице.
Изюминкой гонки, придающей ей основную интригу и сложность, является тот факт, что заранее ни один из экипажей не знает точного маршрута, и ни разу не видел трассы «вживую». Дорожная книга (легенда) выдается лишь накануне старта, а преждевременная попытка ознакомиться с трассой влечет за собой обязательную дисквалификацию. «Жара» начинается непосредственно во время заезда, ведь штурман должен четко «читать» книгу и максимально быстро ориентировать водителя на местности, заблаговременно предупреждая об опасностях. А первый пилот, в свою очередь, должен с максимальной скоростью пройти каждый спецучасток.
Теперь детально поговорим о технике. Чтобы наглядно представить, на чем соревнуются гонщики, достаточно снова вспомнить «Париж – Дакар». Международная Автомобильная Федерация своим техническим регламентом утвердила несколько классов. В частности, класс мотоциклов; Т1 (Super Production) – класс серийных автомобилей с минимальными переделками, без изменений в конструкции кузова и подвески; T2 (Production) – класс автомобилей, допускающий любые переделки и усовершенствования, единственный запрет – превышение определенного соотношения веса автомобиля к его мощности; Т3 – класс прототипов; Т4 – класс грузовых автомобилей.
И пусть автоспорт в Украине, по сравнению со странами Запада, находится на менее высокой стадии развития. Но вопреки такой неутешительной реальности находятся энтузиасты, которые поднимают его на международный уровень. Престиж страны для них – превыше всего, и они не щадят на это ни своих средств, ни времени. О патриотизме не надо кричать во весь голос – лучше подтверждать это чувство добрыми делами. Именно такими патриотами являются Сергей Осадчий и Владислав Кущинский, украинские автогонщики по зову души и сердца. Этот тандем подготовил Toyota FJ Cruiser и Land Rover Defender, на которых неоднократно участвовал в международных ралли-рейдах и добивался неплохих показателей.
Сергей Осадчий избрал автоспорт не случайно: он с малых лет был неравнодушен к машинкам. Постепенно его детское увлечение превратилось в профессию, в стиль жизни.
– Мы выросли: наши игрушки подорожали в цене, а мы сами стали совершеннее, но при всем этом мы продолжали заниматься любимым делом, – рассказывает гонщик. Свою спортивную карьеру он начал 10 лет назад. Тогда ралли-рейды в Украине были на уровне клубных состязаний. Поначалу Сергей пришел в класс Raid, где в состязаниях принимают участие стандартные серийные автомобили. После того как попробовал свои силы в соревнованиях и выиграл несколько гонок, перешел в класс Sport, где технический регламент уже более жесткий и более строгие требования к безопасности.
– Классическое ралли – это спорт быстрых, а ралли-рейды – спорт умных, – объясняет свой выбор Сергей Осадчий. – Здесь, как правило, соревнуются люди старше 30 лет, хотя иногда за руль садятся и 60-летние пилоты. Ведь опыт в этом деле играет немаловажную роль. Нередко гонщики переходят из классического ралли в ралли-рейды с возрастом. В отличие от классического ралли, где спецучастки короткие, здесь необходимо преодолевать дистанции по 250–500 км. И главная задача участников соревнований – добраться до финиша. При этом нужно проехать весь путь аккуратно, уберечь технику, правильно рассчитать силы. Добавьте ко всему вышеперечисленному еще и огромные физические нагрузки. За одну гонку спортсмен теряет от 3 до 6 кг жидкости.
– За рулем думать о чем-то другом не приходится: ты полностью отключаешься от всей суеты, «стираешь в голове лишние файлы», – делится впечатлениями Сергей. – Перед тобой – только колея, и ты пытаешься изо всех сил догнать соперников, считаешь секунды и минуты.
– Ралли-рейд – это настоящее испытание себя, – присоединяется к разговору Владислав Кущинский. – Допустим, в футболе выступает целая команда, которую поддерживают на трибунах болельщики. А тут ты сам, один, среди грязи и песка. Ведь старт экипажей осуществляется с интервалом в 2 минуты. К тому же ты едешь по абсолютно незнакомой трассе, рассчитываешь только на штурмана, который читает легенду. И его ошибка на скорости 120 км/ч может стоить очень дорого. Поэтому важно быть предельно внимательным.
Сейчас ситуация в этом виде спорта несколько изменилась: в нашей стране имеется уже около двух десятков подобных автомобилей, соответствующих требованиям Международной федерации автоспорта (FIA). Законодателями мод в этом спорте являются Франция, Германия, Испания, США. Владислав Кущинский и Сергей Осадчий смогли самостоятельно подготовить свои машины класса Production. Технические комиссары FIA были впечатлены, что такую качественную работу проделали у нас, в Украине, – они просто не ожидали этого. А некоторые иностранные гонщики поначалу даже не поверили, что Toyota FJ Cruiser и Land Rover Defender построили своими руками украинские спортсмены…
Лишний раз убеждаюсь, что украинцы на передовой, практически, по любой дисциплине..