Автомобильное путешествие по острову Джерси

Французский писатель Виктор Гюго, который жил в ссылке на острове Джерси 18 лет, описал этот остров как «Фрагмент Европы, оброненный Францией и подобранный Великобританией». Остров Джерси находится под британской короной уже почти 1000 лет. Однако, имея собственную валюту и самоуправление, он не является ни британским, ни французским. Здесь говорят в основном по-английски, хотя названия городов, поселков и улиц все еще французские. Остров привлекает сотни туристов своей удивительной комбинацией французского вкуса и британского стиля жизни, а еще уникальным климатом, с его самым большим количеством солнечных дней во всей Великобритании. Обилие солнца прекрасно дополняется чарующей глаз 80-километровой береговой линией, из которой 32 км – песчаные пляжи. Береговые пейзажи острова разнообразны: от высоких скал и холмов с северной стороны до просторных песчаных пляжей на юге.

 

 

Остров Джерси находится в заливе Сент-Мало (в 160 км от Британии и всего в 22 км от Франции). Джерси – самый большой из Нормандских островов (14 км в длину и 8 км в ширину, площадь – 72 кв. км). Несмотря на сравнительно небольшие размеры, он исчерчен 560-ю километрами автомобильных дорог. Джерси принадлежат еще два небольших островка: The Minkies (14 км к югу от столицы острова города Сент-Хелиер) и Les Ecrehous (8 км на северо-восток). Указанные выше острова необитаемы, но на обоих есть погранично-таможенный пост и небольшие дачи. Вопрос владения этих островов-рифов часто поднимался между Англией и Францией. Спор был, наконец, разрешен в Гаагском суде в 1953 году. Несмотря на решение суда в пользу Британии, французские активисты еще не однократно предпринимали попытки захвата острова. В течение суток пейзаж береговой линии может кардинально измениться несколько раз. Во время весенних приливов и отливов площадь острова изменяется с 72 до 100 кв. км. По вертикали перепад уровня воды достигает 12 м.

Немного из истории острова. В 1066 году остров Джерси вместе с другими островами пролива Ламанш стал частью Нормандии. Когда король Джон утратил свои нормандские доминионы, жители острова должны были решить: оставаться им с Францией или переходить под покровительство английской короны. Они выбрали второе, но закрепили за собой право оставить на острове все нормандские законы. Несмотря на свою лояльность к английской короне, остров не является конституционной частью Объединенного королевства. Его независимость настолько велика, что Джерси имеет собственную валюту – Джерсийские фунты. Великобритания обслуживает остров только во внешней политике (открытие виз и т. д.) и в оборонной сфере. Когда Великобритания вступила в Евросоюз в 1973 году, Нормандские острова получили для себя режим свободной и беспошлинной торговли со всеми странами Евросоюза.

В 2000 году была проведена реформа конституции острова Джерси. В результате структура государственного устройства подверглась большим изменениям, главным из которых было введение в 2005 году Совета министров взамен старой системы комитетов. На острове 53 члена Государственной ассамблеи (23 занимают должности министров или их замов, еще 20 формируют наблюдательный совет, остальные 10 – неизбираемые должности членов правительства, такие как лейтенант-губернатор – представитель Королевы Великобритании на Джерси, Верховный судья, Генеральный прокурор, его заместитель и старейшина). Верховный судья возглавляет судебную ветвь власти вместе с главой магистрата и 12 почетными судьями. Со средневековых времен до сих пор на острове за порядком помогает следить неоплачиваемая и неуниформированная полиция, которую возглавляет констебль. Именно они обладают немалой властью на острове. Это «бесформенная» служба охраны порядка работает в тесно связанном тандеме с униформированной и оплачиваемой полицией.

Что касается языковых предпочтений джерсийцев – до 60-х годов официальным языком острова был французский. Даже сегодня некоторые французские слова используются в суде и в юриспруденции. На французском читаются молитвы перед открытием сессии парламента. Еще в недавнем прошлом каждый житель говорил на французском, английском и джерсийском. Местный язык практически умер и только во времена фашисткой оккупации приобрел вторую жизнь – именно он стал языком конфиденциального общения. Сегодня этот язык можно услышать в основном из уст джерсийцев почтенного возраста. Английский язык впервые появился на острове еще в XVIII веке, а теперь все джерсийцы разговаривают именно на нем. Тем не менее названия улиц до сих пор носят французские имена.

Основной статьей дохода острова являются финансовые услуги. Финансовый сектор – главный в доли ВВП острова. В этой сфере задействовано 25% трудоспособного населения. Льготное налогообложение сделало Джерси резиденцией для многих состоятельных британцев. Здесь не нужно платить сумасшедшие сборы за недвижимость, и до Лондона всего 40 минут лету. Поэтому неудивительно было увидеть с нами в самолете людей в дорогих костюмах и с портфелями. Они просто возвращались из Лондона с работы домой на Джерси. До развития финансового сектора прибыль острову приносило сельское хозяйство. Именно тут выведена знаменитая джерсийская порода коров. Она стала символом острова и известна в первую очередь высоким качеством молока. Кроме молока экспортным товаром является не менее известный джерсийский картофель, который вывозится во многие страны Европы.

Низкие налоги, хороший климат, прекрасная экология и вкуснейшие продукты сделали Джерси одним из самых лучших оффшорных островов. Правда, чтобы стать полноправным гражданином есть одно условие – необходимо приобрести имущество или открыть счет на сумму в 15 миллионов фунтов стерлингов. Именно поэтому концентрация автомобилей Rolls-Royce, Bentley на душу населения острова здесь велика. В связи с этим в аэропорту столицы острова, городе Сент-Хелиер, нас и встречал Rolls-Royce Phantom VI.

В гости нас пригласил наш давний друг, сеньор Джон Дик, один из 12 совладельцев острова. Он и отправил за нами своего водителя. По прибытии в имение Джона нам выделили автомобиль из его гаража, и мы отправились на экскурсию по острову.

Начинаем наше путешествие по городу с площади Освобождения, которую 9 мая 1995 года открыл британский принц Чарльз в честь пятидесятой годовщины освобождения острова от фашистской оккупации. В бронзе увековечены жители острова, приветствующие британский флаг, как знамя освобождения. Как раз напротив памятника в отеле «Помидор» находилась штаб-квартира немецких военно-морских сил. В современном туристическом офисе ранее располагалась железнодорожная станция, на которую в сентябре 1942 года были привезены 2200 жителей острова для дальнейшей посадки на немецкие суда и вывоза в Германию в качестве рабочей силы. Через дорогу от монумента освободителям находится техническое сооружение, напоминающее постройку из Диснейленда – это самые большие в мире часы, которые смоделированы на паровой машине колесного парохода XIX века. Если немного подождать, то можно увидеть, как это чудо техники будет испускать пар, свистеть и играть.

Продолжаем пешеходную экскурсию в глубь острова, и оказываемся на улице Кинг – она представляет собой главную зону магазинов. Идем прямо, поворачиваем направо, затем налево – и мы уже на центральном рынке. Помещение рынка – прекрасное здание в викторианском стиле с литыми колоннами, поддерживающими масштабную стеклянную крышу. Посреди рынка установлен фонтан с переливами и живыми золотыми рыбками. На этом базаре располагаются 40 специально оборудованных и украшенных прилавков, на которых продают цветы, мясо, сыры, хлеб, овощи и фрукты.

Далее двигаемся по улице Бересфорд – она ведет к рыбному базару, где глаза начинают разбегаться при виде огромного ассортимента рыбы и морепродуктов, выловленных здесь в проливе Ламанш. Перед нами – морской угорь, окунь, губан, кефаль, креветки, живые лобстеры, морской паук, океанский краб… Местные жители рекомендуют приезжать сюда в 19:30, в это время доставляют дневной улов. На базаре работает несколько рыбных ресторанов – от такого соблазна мы не смогли удержаться и остались на обед. Спешим заметить, что готовят тут исключительно рыбные блюда.

Выйдя из ресторана, продолжаем изучение центра. На следующем перекрестке наш взор привлекает монументальное здание с колоннами – церковь Методистов. Возвращаемся на площадь Освободителей, откуда мы начинали прогулку по городу, и прокладываем свой маршрут дальше по набережной к замку Elizabeth, который является одним из главных исторических монументов острова. Находится это фортификационное сооружение на расстоянии чуть более одного километра от берега. Соединяет крепость с берегом небольшая коса, по которой можно дойти или доехать до замка только во время отлива. Когда приходит прилив – коса полностью оказывается под водой и добираться в замок приходится на специальной машине-амфибии. На такой транспорт мы и сели на набережной.

Строительство замка началось во второй половине XVI века. Сэр Волтер Ралейг, губернатор острова, который жил в замке с 1600 года, назвал его форт Елизаветы Прекрасной, в честь своей королевы – Елизаветы I. Известно, что в годы английской гражданской войны губернатор острова Филипп Картерет выдержал в этом сооружении осаду на протяжении 50 дней. Замок датируется в основном XVII столетием, включая дом стражи и госпиталь. В XIX веке были добавлены мастерские. Вокруг площадки для парадов находятся музей самого замка, кафе и Джерсийский королевский музей милиции, в котором выставлена униформа, медали и другие воинские регалии. Джерсийская милиция служила острову более 600 лет. Ежедневно в 12 дня в замке стреляет пушка, что не только помогает сверить часы джерсийцам, но и усиливает впечатление посетителей о замке, как о военном строении. Проход за музеем милиции ведет к террасам и скале отшельника, где действительно жил затворник – его именем названы одно из 12 графств и столица острова Джерси – город Сент-Хелиер. Монах по имени Хелиер был сыном бельгийского дворянина, который прибыл на остров в VI веке, чтобы посвятить себя молитвам. Имеются записи: на отшельника напали саксонские пираты и зарубили его в 555 году. Согласно легенде, Хелиер поднял свою отрубленную голову и продолжал идти, до смерти напугав пиратов. В XII веке на его пещере была построена небольшая часовня, и с тех пор каждый год в воскресенье ближе к 16 июля это место посещают паломники с разных стран мира….

Полные версии статей опубликованы в журнале "Тест-Драйв" № 08' 2009

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *