Айравата или в переводе с древне-индийского «восставший из вод» — такое имя носило огромное сказочное существо, считающееся в мифологии Индии прародителем всех слонов. Для компании Hyundai модель Veracruz также является своего рода «восставшей из вод», ведь именно она (наравне с седаном Genesis) прибывает родоначальницей премиум-сегмента. Не исключено, что в скором времени на мировой рынок выйдет новая люксовая марка, у истоков которой будет этот южнокорейский производитель. А пока нам представилась отличная возможность испытать сего фешенебельного «слона» на практике и заодно проверить все его потребительские характеристики.
На самом деле модель Veracruz далеко не новый продукт в производственной гамме этой автомобильной компании. Так для местного рынка данный вседорожник представили еще в октябре 2006 года, а для Северной Америки его позиционировали уже как машину 2007 модельного ряда. В Америке, Корее и Восточной Европе автомобиль известен как Veracruz, а в части других стран (в том числе в России) его продают под именем ix55. В свое время он пришел на смену модели Terracan, и на сегодняшний день остается самым большим в линейке (не считая концептуальный Hyundai Portico).
Внешне
Удивительно, снаружи почти пятиметровая громадина выглядит очень даже приятно и миловидно. Все дело в плавных линиях и спокойных формах. В то же время эта «лирика» вовсе не скрывает огромные размеры автомобиля, которые в полной мере ощутимы как внешне, так и внутри, она лишь изящно нивелирует его массивность. Передняя оптика скомпонована в блок-фары под большими прозрачными колпаками, которые содержат «линзованные пушки» ксеноновых фар, сектора дальнего света и указатели поворотов. Также «поворотники» продублированы в наружных зеркалах. Трапециевидные «противотуманки» расположили в нижней кромке бампера. Треугольные задние фонари заходят далеко на крылья. В нашей комплектации они выполнены с использованием светодиодных элементов (в базовом варианте – обычные лампы накаливания). Это не только красиво, но и функционально. К примеру, в солнечную погоду свечение такого стоп-сигнала различимо на порядок лучше. По периметру кузова в его нижней части (включая кромки колесных арок, бамперы, пороги и низ дверей) машину охватывает серый пластиковый поясок. Эстетическая красота дополняется практическим применением при выездах на бездорожье.
Лакокрасочное покрытие не будет повреждено ветками и различного рода препятствиями. Также здесь отметим широкие практичные пороги, мощные рейлинги на крыше и небольшой спойлер над стеклом пятой двери. В общем, внешний вид получился достаточно целостным и интересным, хотя и со своей спецификой. Он не вызывающе дерзок и не откровенно скучный, примерно та самая «золотая середина».
Внутри
Максимальная комплектация отличается полезной системой бесключевого доступа. Если ключ-брелок находится в кармане, то достаточно нажать на кнопку-мушку на водительской или передней пассажирской двери, чтобы разблокировать центральный замок. Это можно сделать и посредством клавиши на брелоке, на котором также находятся кнопки дистанционного открытия двери багажника и включения звукового сигнала автомобиля (к примеру, если вы потеряли его на стоянке возле супермаркета). Дверные проемы очень широкие, а сами двери открываются на значительный угол (это нужно учесть на переполненных парковках и оставить достаточный запас места до стоящих сбоку машин), поэтому при посадке необходимо приловчиться только к массивной дополнительной подножке. А вот при выходе порог приходится очень кстати. Передние стойки имеют большой угол наклона, что актуально для высоких водителей. Садясь за руль, их легко можно зацепить головой.
В общих чертах салон очень радует хорошими материалами, плотной подгонкой панелей, стилем и эргономикой. Мягкий пластик, кожа, вставки под дерево и алюминий – все говорит о высоком статусе данного автомобиля. Приборная панель с приятной синеватой подсветкой состоит из трех привычных циферблатов. В поле спидометра, а он самый большой по размерам и ему отвели центральное место, находится дисплей бортового компьютера. Листать или обнулять его показания можно при помощи стандартных для Hyundai пары клавиш, которые в Veracruz расположены слева от руля. На «территории» тахометра (он слева) разместилась индикация открытых дверей, а на циферблате датчиков остатка топлива в баке и температуры охлаждающей жидкости – экран с выбранной передачей. По центру передней панели – визуально один большой серебристый блок, содержащий в себе часы, аудиосистему и климат-контроль. При ярком солнечном боковом свете (в утренние часы) информативность верхних монохромных дисплеев слегка страдает. Также необходимо привыкнуть к расположению клавиш блока «климата». На первый взгляд они все «на одно лицо», и на ощупь изменить настройки температуры вряд ли получится.
Внешние размеры самым лучшим образом сказались на внутреннем пространстве. Радует свойственное для Hyundai большое количество всевозможных ящичков и карманов, большинство из которых имеют мягкую отделку, дабы определенная туда мелкая поклажа не досаждала грохотом. В нижнюю часть двухуровневого бокса в подлокотнике между передними сиденьями подводится холодный воздух, что особо актуально в жаркий летний период.
Свободного места, причем на всех трех рядах без исключения, более чем достаточно. Однако кресло водителя расположено высоковато, рослые люди отметили маленький запас места от головы до потолка, даже в самом нижнем его положении. В остальном оно достаточно мягкое и комфортное, способствующее и настраивающее на длительные поездки. Электроприводом можно настроить его горизонтальную и вертикальную составляющие, а также наклон спинки и интенсивность поясничного подпора. Боковая поддержка здесь выражена слабо. Рулевая колонка имеет свой собственный электропривод. Ее положение, а также настройки кресла и наружных зеркал можно запомнить в двух вариантах – на карту водительской двери вынесены клавиши памяти. Кресло переднего пассажира электрифицировано, он может изменить его продольное положение и наклон спинки.
Второй ряд гостеприимно принимает на свои просторы троих. Невысокий тоннель и плоская подушка способствуют этому как нельзя лучше. Veracruz радушно предлагает пассажирам собственный блок климат-контроля (можно изменить положение обдува, интенсивность и температуру), а также дефлекторы в центральных стойках и на крыше (для второго и третьего рядов). Сиденье можно двигать продольно (более чем на 100 мм) и менять наклон его спинки. Все это делается для двух частей в отдельности (в пропорции 1:2). Чтобы попасть на последние места, необходимо потянуть за специальную рукоятку на боковине кресла второго ряда. Спинка наклоняется, и сиденье целиком отъезжает максимально вперед. Проход слегка узковат в районе ступней, тем не менее после некой тренировки посадка происходит быстро и легко. Эти места обеспечивают хороший комфорт для двоих взрослых людей. Есть подстаканники, дефлекторы обдува и небольшой бокс-тайничок. Дискомфорт почувствуют лишь высокие пассажиры, на макушку коих будет «давить» стекло пятой двери.
Дверь багажника снабжена электроприводом, а погрузочная высота составляет порядка 740 мм. В семиместном исполнении свободного пространства здесь не очень много (менее 200 л). Поэтому если вы планируете путешествовать большой компанией, без дополнительного бокса-багажника на крыше вам просто не обойтись. Сложив последние сиденья, получаем приличный объем в 1133 л. А если сложить еще и второй ряд – он возрастает до феноменальных 2458 л. Радует, что при таких манипуляциях мы получаем ровную поверхность. При желании сюда с легкостью поместится холодильник средних размеров, ведь от кромки погрузочного проема до передних сидений остается более двух метров. Запасное колесо в Hyundai Veracruz крепится под днищем, поэтому под полом багажника расположен лоток с инструментами и небольшая ниша.
Слово инженерам
В основе крупного вседорожника Veracruz лежит удлиненная платформа модели Santa Fe. Крепкий несущий кузов, поперечно расположенный двигатель и независимые пружинные подвески всех колес (спереди типа McPherson, сзади – «многорычажка») – так выглядит конструкция этого 7-местного автомобиля. Моторов предложено два. Либо более экономичный 3,0-литровый 240-сильный турбодизель (максимальный крутящий момент 450 Н·м при 1750-3500 об/мин), либо – более мощный, как в нашем случае, 3,8-литровый 260-сильный бензиновый аналог (максимальный крутящий момент 348 Н·м при 4500 об/мин).
А вот коробка переключения передач только одна – 6-ступенчатый «автомат» Shiftronic с возможностью ручного выбора передач. Полноприводная трансмиссия в обычном режиме передает весь крутящий момент передним колесам. В случае их проскальзывания до 50% момента посредством электронно-управляемой муфты оперативно перераспределяется на заднюю ось. При необходимости (во время езды по бездорожью) муфту можно заблокировать принудительно. Автомобиль оснащен мощными дисковыми тормозами и серьезным набором сервисных и тормозных систем. Это антиблокировочная система тормозов ABS, тормозной ассистент BAS, электронная система стабилизации ESP, система распределения тормозных усилий EBD и антипробуксовочная система TCS. Кроме того, список антиаварийных систем дополняют шесть подушек безопасности (фронтальные для водителя и переднего пассажира, боковые, надувные «занавески» для передних и задних пассажиров), активные подголовники и ремни с преднатяжителями. Поэтому неудивительно, что при испытаниях по американской системе NHTSA (National Highway Traffic Safety Administration) во время краш-тестов Veracruz набрал максимальное количество баллов за защиту водителя и пассажиров.
В путь
Учитывая тот факт, что Hyundai Veracruz – вседорожник в большинстве своем городской, главную часть ездового тест-драйва мы провели именно в «каменных джунглях». А под конец съемочного дня – не смогли отказать себе в удовольствии выбраться в лес, чтобы в тени многолетних деревьев проверить его «загородные» характеристики.
Рабочее место водителя, как мы уже упоминали, расположено высоко, отсюда отличная обзорность вперед и по сторонам. Большие наружные зеркала способствуют лицезрению пространства позади автомобиля, салонное зеркало также вполне информативно. Слегка покатый капот не мешает «чувству» переднего габарита, а задний контролирует опциональный парктроник.
На холостых оборотах мотор практически не слышно, и о его работе можно судить только по стрелке тахометра. Вообще хотелось бы отметить хорошую шумоизоляцию, навязчивые звуки доносятся лишь при работе мотора на высоких оборотах или при назойливой атаке днища гравием на проселочной дороге. В обычных режимах движения Veracruz демонстрирует показательный комфорт и плавность реакций. Отклики на педаль акселератора замедленные, а переключения «автомата» неспешные: ничто не нарушит комфорт пребывающих в салоне. Подвеска молча и с аппетитом «проглатывает» все мелкие неровности, а ямки покрупнее – изредка отдаются глухим звуком (из-за «гуляния» неподрессоренных масс). Машина просто плывет над дорожным покрытием, иногда даже хочется остановиться, выйти и заглянуть под днище: может быть где-то там все-таки спрятана пневматическая подвеска?
Стоит поехать резче, как «автомат» быстро адаптируется к новому режиму. Он начинает держать низшие передачи подольше, переключаясь на более высоких оборотах. Жаль, что при этом акселератор остается все таким же «тугодумом». В то же время на разгон до 100 км/ч этот 2,5-тонный автомобиль тратит порядка 8 с, согласитесь, назвать его медлительным будет неправильно. При быстром маневрировании руль слегка «прикусывает», а на пределе Veracruz прогнозируемо скользит наружу поворота передней осью. Система стабилизации срабатывает не сразу, давая возможность водителю исправить ситуацию самостоятельно. Но ежели она вступает в силу, то выполняет свою работу до конца, подтормаживая колеса и максимально усмиряя пыл двигателя.
Короткие свесы, дорожный просвет в 205 мм, практичный пластик по периметру, дополнительные пороги: что мы делаем на асфальте? Притормаживаем, переводим селектор «автомата» в ручной режим, блокируем муфту привода колес задней оси и сворачиваем в лес, вверх по песчаной тропе. Hyundai, иногда слегка боком, подымая фонтаны пыли из-под колес, напористо ползет вверх. Главное не останавливаться, песок сам по себе очень коварный. Наконец-то, выехали! Выбравшись на горку, ищем нашему вседорожнику еще одно задание. Давайте попытаемся вывесить его на уклонопеременном ландшафте. Подняв в воздух заднее правое колесо, секунду помешкав и поскрежетав колодками (система стабилизации имитировала блокировку заднего дифференциала), машина успешно завершила испытание…