За более чем сто лет слово Cadillac стало синонимом роскоши и технологичного производства. Автомобили этой марки превратились в розовую мечту американцев, символ достатка и беззаботной богатой жизни. На протяжении всей истории компании машины отличались богатым оснащением и самыми последними техническими новшествами. Многие из них впервые в мире применили именно на Cadillac.
Интересно, что история названия Cadillac началась задолго до появления автомобиля. В 1701 году на берег североамериканского озера Эри высадилась группа французских исследователей во главе с лордом Антуаном де ля Мот Кадильяком. Местность им понравилась, и они решили основать деревню Вилль д’Этройт, которая вскоре стала городом Детройтом. Имя основателя родного города дал своей компании инженер Генри Лилэнд.
1912 Cadillac Model 30
К созданию Cadillac, сам не подозревая того, приложил руку не кто иной как Генри Форд. Дело в том, что Ford Motor Company появилась не с первой попытки: несколько компаний-предшественниц обанкротились. Завод и имущество одной из них выкупил в 1902 году Лилэнд с партнерами. Ему достались чертежи автомобиля Ford А, на который инженер установил двигатель собственной конструкции – так свет увидел первый Cadillac А. Его 1-цилиндровый мотор оказался очень удачным и развивал 10 л. с. – неплохую мощность по тем временам. Автомобиль мог разгоняться до 48 км/ч, а расход топлива достигал 9,4 л/100 км. Новинку представили в 1903 году на автосалоне в Нью-Йорке.
Генри Лилэнд начинал рабочим оружейного завода Colt и привык к высокой культуре производства. Поэтому с самого основания в Cadillac уделяли огромное внимание контролю качества. И вскоре компанию вознаградили за это. В 1904 году три Cadillac А прибыли в Великобританию и прошли тяжелое (по тем временам) испытание – пробег длиной 3200 км. Автомобили выдержали его и получили престижный приз Королевского автоклуба Dewar Trophy за высокое качество сборки и надежность.
На перспективную фирму положил глаз Вильям Дюрант – основатель и владелец General Motors. В 1904 году он приобрел Buick, а через четыре года – Oldsmobile. После долгих переговоров в 1909-м купил Cadillac за 4,5 млн долларов, оставив талантливого Генри Лилэнда во главе предприятия.
1931 Cadillac 370 V12
Слияние пошло на пользу обеим компаниям. Доходы GM увеличились, да и Cadillac начал активно развиваться. Марка стала своеобразным полигоном для испытания новейших технологий. Сначала их опробовали на Cadillac, а затем ими оснащали автомобили других марок концерна. Так, в 1909 году была представлена модель с кузовом лимузин. Ее прототип Oseola показали еще в 1905-м, он стал первым концептом от Cadillac. До этого подавляющее большинство автомобилей занимали кабриолеты, а многие даже мягкого тента не имели. Естественно, путешествия в холодную погоду – удовольствие не слишком комфортное. А в Cadillac можно было наслаждаться теплом. Через три года компания опять получила Dewar Trophy, став единственной маркой, дважды завоевавшей этот трофей. Отметили Model 30, который впервые в мире оснастили электростартером и зажиганием – изобретениями молодого инженера Чарльза Кеттеринга. Водителю больше не нужно крутить корбу, чтобы завести двигатель. К тому же Model 30 оборудовали термостатом и электрическими фарами – более мощными, чем распространенные тогда газовые фонари.
В 1914 году Европа погрузилась в водоворот Первой мировой войны, а в нейтральной Америке продолжился экономический бум. На его волне в 1915 году Cadillac представил двигатель, который стал символом автомобилей США – V8. Стараясь опередить конкурентов из Packard, конструкторы решили перейти от 4-цилиндровых моделей к более совершенным. Рядная «восьмерка» оказалась ненадежной – слишком длинный коленвал не выдерживал нагрузок. Поэтому цилиндры расположили V-образно. 5,1-литровый двигатель развивал 70 л. с. В начале ХХ века криминогенная обстановка в США ухудшилась – мафия начала становиться на ноги. Понадобились защищенные автомобили. Увеличенная мощность позволила создать первый в мире бронированный автомобиль по опыту армейских броневиков.
С 1922 года все Cadillac стали оснащать стеклоочистителями и зеркалом заднего вида. Годовое производство совсем недешевых автомобилей достигло 20 000 штук. Не сильно ударил по компании и уход Генри Лилэнда, которого переманил Форд. Ирония судьбы, но Лилэнд возглавил Lincoln – главного конкурента Cadillac. Однако по этому поводу переживали не очень. Ведь удалось найти талантливого молодого стилиста Харли Эрла – человека, определившего развитие американского дизайна на протяжении следующих 40 лет. Эрл первым делом расширил палитру красок для кузова до 500 различных оттенков. Неплохо, ведь большинство автопроизводителей следовали крылатому выражению Генри Форда: «Наш клиент может выбрать автомобиль любого цвета при условии, что это будет черный Ford Т». Модели с V8 неплохо продавались, но в Packard и Lincoln уже разработали V12. И тогда Чарльз Кеттеринг с коллегами решил создать первый в мире 16-цилиндровый двигатель. Разработку начали в 1926 году, а через три года представили огромный V16 мощностью 175 л. с.
1937 Cadillac Type 452 V16 Hartmann
Модель назвали Туре 452, ведь объем двигателя был 452 куб. дюйма (7,4 л). Силовой агрегат позволял разгоняться до 160 км/ч и отличался невероятной плавностью и тишиной работы. Оснащали его полностью синхронизированной коробкой передач – в Европе в то время о такой трансмиссии и не мечтали. За полгода продали около 2000 таких Cadillac по цене 5500-7500 долларов, то есть в 10-15 раз дороже бюджетного Ford или Chevrolet. Покупателю за эти деньги предлагали на выбор десять различных кузовов. Самыми популярными были кабриолет Fleetwood и фаэтон. Если они не нравились, на выбор существовало 30 эксклюзивных авторских работ лучших стилистов. При желании можно было купить лишь шасси с двигателем, отвезти их в кузовное ателье и заказать неповторимый шедевр, такой как кабриолет от Pininfarina или родстер от Хартмана. Уровень продаж мог быть намного больше, если бы не Великая депрессия начала 1930-х годов – зажиточные американцы разорились, и уже с лета 1930 года продажи Туре 452 начали резко падать. Сначала продавали по 300 автомобилей в год, а в 1935-1937 годах – и вовсе по 50. Не спасла и новая независимая передняя подвеска в 1934 году. Компания оказалась на грани разорения, но ее вытащили более дешевые модели – 355 (с V8) и 370 (с V12). Именно благодаря им уровень продаж до 1940 года вырос на 1000%. А модель с V16 прошла обновление, став имиджевой. Выпускалась до 1940 года мелкими сериями под названием Series 90. Такой кабриолет даже подарили президенту Франклину Рузвельту.
Конец 1930-х годов обозначился переходом к аэродинамическому стилю и обтекаемым линиям кузова. В отделке стали все чаще использовать хромированные детали. Не отставал от времени и Cadillac: Харли Эрл представил модель Series 60. Модный дизайн, как и положено, подкрепили очередными новшествами – люком в крыше и автоматической КПП. «Автомат» впервые представили в Oldsmobile на год раньше, но разрабатывали его совместно с Cadillac.
С вступлением США во Вторую мировую войну вся автомобильная промышленность остановилась, и заводы перевели на выпуск военной техники. Cadillac начал производить двигатели для танков М4 и истребителей P-38 Lightning. Интересно, что этот самолет стал вдохновителем нового автомобильного стиля. Его элегантное оперение подтолкнуло Харли Эрла к созданию Cadillac 62 с оригинальными килями-плавниками на задних крыльях. Послевоенная модель стала эталоном дизайна, ведь среди других ее особенностей были панорамное стекло, хромированные бамперы и кузов типа хардтоп без центральной стойки.
1957 Cadillac Eldorado
1953 год ознаменовался появлением символа эпохи послевоенного процветания – Cadillac Eldorado с 5,4-литровой 190-сильной «восьмеркой». Комплектация включала диковинки вроде гидроусилителя руля и радио с автопоиском частот. Но по-настоящему удивил хардтоп-седан Fleetwood Eldorado Brougham 1957 года – вершина технического прогресса того времени. Он стоил больше, чем Rolls-Royce, – 13 000 долларов. Но платить было за что. Двери сделали распашными, а передние сиденья автоматически сдвигались, облегчая доступ на второй ряд. Стандартная комплектация включала кожаный салон, кондиционер, электростеклоподъемники, центральный замок, электропривод сидений с памятью на настройки, круиз-контроль и зеркало заднего вида с функцией затемнения. Вместо подстаканников придумали оригинальные чашки с магнитами, которые крепились к железной крышке перчаточного ящика. А главной опцией была пневматическая подвеска. Даже сейчас, полвека спустя, такое оснащение не кажется бедным. Длина такого автомобиля достигала 5,5 м, а вес – более двух тонн. Под капотом Fleetwood Eldorado Brougham прятался 6,4-литровый V8 мощностью 325 л. с. С 3-ступенчатым «автоматом» он разгонялся до 192 км/ч. Всего за четыре года выпустили 905 таких седанов. Среди их владельцев – Никита Хрущев, Джон Кеннеди, шах Ирана и, конечно же, Элвис Пресли.
Любовь короля рок-н-ролла к Cadillac заслуживает отдельного рассказа. Первый автомобиль этой марки он приобрел в 1955 году, а всего в его гараже их стояло около сотни. Один автомобиль Элвис окрасил в золотистый цвет с алмазным напылением, а салон отделал натуральным золотом. К тому же именно благодаря Пресли Cadillac начали красить в розовый цвет. В это трудно поверить, но в огромной палитре его не было. Певец купил белый кабриолет Eldorado и однажды раздавил на капоте несколько виноградин. Пятна не смогли смыть, и Пресли решил перекрасить автомобиль в розовый цвет.
Результат не заставил себя ждать: следуя моде, Cadillac начал красить автомобили в розовый. 1959 год стал вершиной аэростиля, а кабриолет Eldorado Biarritz называют культовым. Его плавники достигли 114 см в высоту – выше, чем, например, Lamborghini Murcielago. За счет установки трех двухкамерных карбюраторов мощность «восьмерки» увеличили до 345 л. с., что позволяло достигать 209 км/ч и разгоняться до «сотни» за 10-11 с. Автомобиль-мечта разошелся тиражом в 1320 экземпляров.
Через год Харли Эрл ушел на пенсию, а его сменил Билл Митчелл. Это означало приход нового стиля – граненого…
2003 Cadillac Sixteen