Неповторимая динамика и экстрим, суперсовременные лодки стоимостью в миллионы евро… Гонки Powerboat P1 по праву называют «королевскими». Они включают в себя все атрибуты dolce vita: живописные морские курорты, фуршеты с шампанским, яхты и взлетающие над волнами лодки, несущиеся со скоростью, от которой захватывает дух. Для страны, где проводится чемпионат мира Powerboat P1, это означает приток туристов и инвестиций, а участие ее команды в гонках — национальный престиж.
Cезон Powerboat P1 2009 года стартовал на Мальте с яркого во всех смыслах дебюта украинской лодки Seagull, команда которой завоевала победу на этом Гран-при!
«Королевские гонки»: клубное мероприятие для избранных
Этот спорт объединяет в себе мощь стихии с духом соревнований настоящих мужчин и высокими технологиями. Чемпионат мира Powerboat P1 представляет собой гонки супермощных лодок двух типов на кольцевой дистанции в открытом море. Сенсация этого сезона – команда Ukrainian Spirit выступает в классе Supersport. Гонки в данном классе более захватывающие, но и более опасные, поскольку на этих лодках пилот подвержен воздействию ветра и волн. Лодки класса Evolution отличаются мощностью и закрытым кокпитом, где находятся пилоты. Большинство спортсменов на этих гонках – итальянцы, ведь Италия стала родиной первого чемпионата мира P1. Свои команды представляют Бельгия и Великобритания, США и страны бассейна Персидского залива.
Спорт и досуг сильных мира сего всегда были связаны с морем. Яхта, катер – статусные атрибуты, символы красивой жизни. Дух нашего времени как нельзя лучше отражает Powerboat P1: он зрелищнее и динамичнее, чем традиционные регаты на яхтах, и в то же время имеет неоспоримое преимущество перед «Формулой-1», с которой его часто сравнивают.
Наблюдать за гонками P1 принято не с трибун, вдыхая запах раскаленной резины, а с палуб яхт и катеров, стоящих на якоре, или из VIP-зоны на территории клубного городка P1. Его предназначение – погрузить гостей в атмосферу гонок и ознакомить их с местной культурой. В городке можно пообщаться с гонщиками, встретить звезд, побывать на вечеринке или модном показе. Словом, Powerboat P1 – это настоящее VIP-мероприятие с весьма продуманным досугом, а входной билет на гонки – пропуск в закрытый клуб избранных. Шейхи, политики и бизнесмены из рейтинга журнала Forbes стремятся если не профинансировать собственную команду и строительство лодки, то хотя бы побывать в клубной зоне.
Правила Powerboat P1 прописаны организаторами довольно строго. Регламентированы не только мощности двигателей, но и размеры, и вес лодок, ведь от изменения обвода корпуса на 1 мм скорость может меняться до 5 узлов! Максимальная скорость в классе Supersport ограничена 85 узлами (153 км/ч). За превышение более чем на 3 узла назначается штрафное время 60 с, а за второе превышение – уже 90. За это как раз и поплатилась в первом заезде на Гран-при Мальты команда Team 26, один из наших основных соперников. Их лодка Donzi превысила скорость, обогнав «Чайку», которая невозмутимо шла по курсу. Причем, обгоняя нашу лодку, британцы довольно грубо подрезали ее. Надо отдать должное хладнокровию пилота «Чайки» Аарона Кьянтара, мастерство которого позволило избежать серьезной аварии. «Конечно, был соблазн сделать красивое шоу, приехать первыми, но в результате мы бы проиграли гонку», – комментирует Виктор Шемчук, навигатор и лидер команды «Украинский дух».
Ukrainian Spirit – объединение сильных духом
Историю, равно как имидж страны, создают, как известно, люди. И за каждой победой стоит труд команды, и прежде всего – ее лидера. Обладая всеми качествами, необходимыми как спортсмену, так и государственному деятелю, – харизмой, целеустремленностью и умением просчитать ситуацию наперед, Виктор Шемчук в возрасте 35 лет стал самым молодым заместителем генпрокурора Украины и прокурором АР Крым. Этот пост он занимал с 2005 по 2007 год. В 2008-м Шемчук был избран народным депутатом. Поскольку море и водно-моторный спорт были его юношеским увлечением, он сразу же активно занялся реанимацией Национальной федерации водно-моторного спорта Украины, которую сегодня возглавляет. Виктор Шемчук в кратчайшие сроки добился восстановления нашей страны в Международном водно-моторном союзе (U.I.M.), что открывало перспективу создания команды для участия в Powerboat P1.
Народный депутат Виктор Шемчук увлек этим видом спорта влиятельных представителей элиты, которые инвестировали деньги в украинскую команду и строительство лодки – в первую очередь президента Ассоциации ювелиров Украины Сергея Цюпко и днепропетровского предпринимателя Сергея Брову.
Лодку строили на всемирно известной верфи на Мальте. На ее национальную принадлежность указывают цвета украинского флага и название Seagull («Чайка») – по аналогии с быстроходными казацкими судами. Лодка оборудована двумя моторами по 570 л. с. Но супертехнологичной лодкой должны управлять не менее достойные спортсмены. Выбор был сделан в пользу знатоков своего дела с мировым именем: мальтийского пилота Аарона Кьянтара и итальянского механика (или, говоря профессиональным языком, троттлмена) Анджело Тедески. Из украинцев в команду вошли механик Алексей Чендеков и в качестве навигатора сам Виктор Шемчук, который лично принимал участие во всех этапах работы – от тестовых заездов лодки до самих гонок на Мальте. Впрочем, не стоит забывать, что победный Гран-при – это лишь начало сезона, впереди еще пять этапов, в ходе которых определится абсолютный чемпион гонок 2009 года. Помимо Мальты этапы чемпионата мира пройдут в Турции, Сан-Бенедетто (Италия), Швеции и на Сицилии.
Итоги сезона будут подведены на Гран-при Бахрейна в октябре. Каждый этап в свою очередь состоит из двух гонок. Первая – спринтерская. Главная интрига этой гонки заключалась в жесткой борьбе украинской и итальянской команд, закончившейся столкновением и дисквалификацией наших соперников. Украинцы заняли второе место. В ходе гонки «на выживание» (13 кругов, 80 миль) у ближайших преследователей «Чайки» не выдержали нервы, они были оштрафованы за неоднократное превышение скорости, а команда Ukrainian Spirit, наоборот, проявив уверенность и хладнокровие, закрепила свою победу.
В гонках P1 быстрее не всегда означает лучше, необходимо с нужной стороны огибать буи (при совершении ошибки приходится возвращаться) и правильно входить в повороты, следить за волнами и положением соперников, контролировать курс по GPS. При таких скоростях надо быть очень внимательным, чтобы избежать переворачивания лодки или столкновения – неслучайно безопасности во время гонок уделяется столь большое внимание. Пройдя без штрафов обе дистанции, наши спортсмены поднялись на подиум под первым номером и открыли свое чемпионское шампанское, которого хватило, чтобы облить не только друг друга, но и всю украинскую делегацию!
«Это был самый счастливый день моей жизни!» – признавался после награждения Виктор Шемчук, для которого престиж и международное признание родины являются главным приоритетом.
Момент, когда над побережьем Мальты звучал гимн Украины, был волнующим не только для пилотов. Вся украинская делегация с флагами в руках делила радость этой победы. На мальтийском Гран-при наша группа поддержки оказалась самой многочисленной и подготовленной, покорив своей эмоциональностью и энергетикой премьер-министра и даже президента Мальты.
А ведь еще совсем недавно сложно было предположить, что в закрытый клуб «королевских гонок» может быть допущена, и тем более принята как равноправный партнер, наша страна. В этом году украинскому водно-моторному спорту исполняется ровно 100 лет. И Виктор Шемчук уверен, что эта значимая дата будет отмечена триумфом «Украинского духа» на чемпионате мира.
Приближая мечту: чемпионат класса Powerboat P1 в Крыму
Профессиональная и слаженная работа Национальной федерации водно-моторного спорта сумела вернуть доверие международного сообщества. И уже со скоростью в 100 узлов она движется к следующей цели – проведению гонок Powerboat P1 на кубок Черного моря в Украине. Еще год назад идея проведения гонок такого уровня в Крыму казалась утопической.
В таких случаях французы загадочно произносят: Cherchez la femme… Удивительно, но вдохновителем продвижения этого спортивного проекта у нас в стране стала бизнес-леди, для которой Франция – второй дом. Впервые посетив Гран-при Powerboat P1, Светлана Шевель, учредитель Fashion Group Colette, восхитилась красотой гонок и, обращаясь к Асифу Рангунвала, президенту Powerboat P1, уверенно произнесла: «Такие гонки должны проводиться и у нас в Ялте». Невольно вспоминается и другая французская поговорка: «Чего хочет женщина, того хочет Бог». Мы лишь можем дополнить эту мысль тем, что среди украинских мужчин нашлись те, кто откликнулся на это предложение, и воплощают его в жизнь уже сегодня.
Деятелю, который желает принести своей стране практическую пользу, нужно быть как патриотом, так и стратегом. Виктор Шемчук вовремя разглядел, что P1 – это не только престиж страны на международной арене, но и вполне ощутимые инвестиции в регион, способный их провести. В первый же год проведения Powerboat P1 на Мальте ее туристическая сфера получила около 20 млн евро инвестиций.
В настоящее время, заручившись поддержкой органов власти, Национальная федерация проводит переговоры о проведении в 2009 году показательных гонок на лодках Powerboat P1. Учитывая опыт других стран, например той же Мальты, можно предположить, насколько возрастет популярность Крыма как центра международного туризма. Ведь чемпионат мира Powerboat P1 транслируется на 52 страны мира на каналах уровня Eurosport, и аудитория его достигает 100 млн человек.
Владельцы гонок постоянно находятся в поиске новых мест для их проведения и учитывают массу факторов: от инфраструктуры порта, куда будут прибывать гоночные лодки, до условий размещения и безопасности спортсменов. И хотя впереди еще много работы, одно можно сказать с уверенностью: проведение Powerboat P1 в Крыму станет следующим весомым шагом для вхождения нашей страны в мировую элиту водно-моторного спорта после запомнившегося всем взлета украинской «Чайки» над Мальтийским побережьем.