В 1940 г. Министерство обороны США объявило конкурс на новый автомобиль общего назначения для американской армии. Из 135 компаний, приглашенных к участию в конкурсе, только три смогли удовлетворить предъявленные МО требования: Ford Motor, American Bantam Car Company и Willys-Overland.
Bantam представил чертежи машины уже через 5 дней после начала конкурса, поэтому компания получила заказ на 70 пробных экземпляров. Однако автомобиль Bantam провалил испытания интендантской службы – Ford и Willys получили второй шанс. В испытаниях «лицом к лицу» победил Willys MA, второе место досталось «Форду», а третье – Bantam. Контракт получил победитель, но часть машин (по чертежам Willys) выпускалась компанией Ford под названием Ford GPW; а Bantam занялся прицепами.
Есть несколько версий происхождения названия «джип». Самая распространенная гласит, что машина получила свое имя от «фордовского» индекса GPW (по-английски произносится как [джипи-дабл-ю], или просто [джипи]; поскольку английской фонетике не свойственны гласные окончания слов, последнее «и» убрали – получилось известное всему миру слово «джип». – Прим. ред.). Не исключено, что «джип» происходит от имени персонажа популярных в 30-40-х гг. комиксов про моряка Попая – Юджина Джипа. Кроме того, слово «джип» использовалось в армейском слэнге задолго до появления машины. Так называли ленивых солдат или бесполезные детали…
…«Джип», попавший к нам на тест – Ford GPW – был изготовлен в 1944 г. и во время войны использовался в качестве штабного автомобиля. Потом «работал в народном хозяйстве», стал чьей-то собственностью и, в конце концов, затерялся в сельском сарае на Черкасщине…
В 1996 г. превратившуюся в груду металлолома боевую машину купил Виктор. Коротая зимние вечера в гараже он, в буквальном смысле слова, восстанавливал автомобиль не то что по винтикам, по миллиметрам. Новый владелец преодолел искушение подогнать советские узлы и агрегаты под американский кузов. С помощью еженедельника «АвтоФотоПродажа» он нашел недостающие или не подлежавшие восстановлению запчасти (некоторые были даже завернуты в промасленную бумагу!), и через 4 года кропотливой работы Ford GPW был восстановлен практически до первозданного состояния. Из «чужих» деталей автомобиль получил только радиатор, аккумулятор, колеса («родные» диски – в гараже) и тормозные шланги.
«Машина времени»
Находясь в кузове автомобиля, которому исполнилось 60 лет, ощущаешь себя путешественником во времени. «Виллису» (будем следовать старой солдатской традиции именовать так даже Ford) можно простить многое: и длинноходные жесткие педали, и «баранку», упирающуюся в грудь. На асфальте с машиной нужно быть очень осторожным: крутанешь руль – и чувствуешь, как с противоположной повороту стороны отрываются колеса. «Ударишь по тормозам» – и видишь, как стремительно приближается ко лбу откидное ветровое стекло. О комфортности рессорной подвески говорить и вовсе не приходится. Но ведь эта машина была создана совсем для других целей! Ее стихия – езда с «сорокопяткой» на прицепе по тяжелому фронтовому бездорожью, перед которым пасуют многочисленные потомки Willys MB/Ford GPW.
Впервые выехав на восстановленном «Джипе», Виктор случайно попал на заболоченную лесную поляну. «Честно говоря, думал, придется за трактором идти. За гусеничным – «Беларусь» бы там сама застряла. А потом решил тряхнуть стариной. Каково же было мое изумление, когда «машина времени», сама, без трактора и «дружеских плеч» случайных зрителей сама выбралась из грязи. Потом кузов пришлось отмывать… в пожарной части — тряпка и автокосметика были бессильны…»…