Большинство именитых автопроизводителей уделяют большое внимание аксессуарам с фирменной символикой. В престижных автосалонах вы всегда найдете брелоки, кепки, фляги, ручки, игрушки и часы, украшенные логотипом автомобильной компании. Сегодня мы хотим поговорить об «измерителях времени» с фирменной символикой и о сотрудничестве автомобильных брендов с известными часовыми домами Европы.
Дешевле — себе дороже!
Сравнительно недавно для изготовления фирменных измерителей времени использовалась «зажигалочная» технология. Наручные часы с чистым циферблатом закупались на вес (нетрудно догадаться, где они изготовлялись), а символика автопроизводителя наносилась рекламными агентствами по месту прописки дилера. Преимущество такого подхода очевидно: дешевле только песок. Недостатки в глаза не бросаются, но от того они не менее весомы.
«Зажигалочная» технология гарантирует потерю фирменного стиля: при таком подходе часы столь непохожих производителей, как Hummer и Ferrari, скорее всего, будут одинаковы. «Бюджетные» сувенирные часы наносят ущерб репутации крупных компаний. Согласитесь, что возня с быстро «скисающими» батарейками и точность хода класса «плюс-минус лапоть» способны вызвать аллергию на автомобили производителя, логотип которого украшает циферблат. Осознав, что экономия имеет катастрофическую цену, автомобильные компании обратились за помощью к именитым часовым домам Швейцарии, Германии, Франции и Великобритании.
Хронарии Швейцарии, объединяйтесь!
В начале 1970-х гг. произошло два события, которые едва не погубили часовую промышленность альпийского государства, что называется, на корню.
К началу 1970-х гг. японские компании Citizen, Orient, Ricoh и Seiko стали массово производить часы, которые по качеству не уступали швейцарским и стоили много дешевле. О вкусах не спорят, но если японские «котлы» (так молодежь 70–80-х гг. называла фирменные часы) быстро завоевали сердца и кошельки покупателей во всем мире, то их дизайн был далеко не худшим!
К тому же в начале 70-х гг. прошлого века изобрели кварцевый механизм. Изобрели, по иронии судьбы, в Швейцарии! Одними из первых серийных кварцевых часов были Omega Constellation Megaquartz. Кварцевые механизмы позволили упростить механику, что сделало возможным массовое производство часов с точностью хода, ранее доступной только очень дорогим наручным хронометрам. И этим не замедлили воспользоваться японцы, а за ними остальные азиатские тигры: Гонг-Конг, Тайвань, Малайзия и, наконец, Китай. Чтобы противостоять натиску электронных и кварцевых измерителей времени с Дальнего Востока, многие швейцарские часовые компании с вековой историей стали объединяться в группы, которые иногда называют часовыми домами. Некоторые из них, например образованная в 1980 г. Swatch Group (до 1998 г. – SMH), имеют непосредственное отношение к автомобильной промышленности. Знаменитая микролитражка Smart была задумана в недрах этой часовой группы.
Что такое объединение дало часовщикам?
Во-первых, огромную экономию, ведь новейшие разработки одной компании становились достоянием всех марок, работавших под общей крышей. Во-вторых, координацию маркетинговой политики: на тех направлениях, где часовым домам предстояло вступать в спарринг с японцами, швейцарские часовщики перестали мешать друг другу. В-третьих, технологический прорыв: ощущение крыши и партнерского локтя позволило участникам часовых домов создать технологии, которые поставили швейцарский «часопром» над конкурентами.
Из кризиса 70–80-х гг. швейцарские часовщики сделали гениальный вывод: «Глупо бороться с теми, с кем бороться невозможно в принципе! Сделать свой бизнес успешным можно найдя (а еще лучше создав) никем не занятую нишу». Как это выглядело на практике? Оставив производство массовых часов трем-четырем отечественным фирмам, остальные швейцарские часовщики сконцентрировались на разработке и производстве уникальных изделий. Некоторые заводы и вовсе прекратили выпуск готовых часов и занялись выпуском часовых механизмов и эбошей – базовых «полуфабрикатов».
Об индивидуальности и атмосферах
Абсолютная индивидуальность швейцарских часов зачастую «слегка преувеличена»! Для начала приведем показательную цифру: 19 февраля 2001 г. швейцарская компания Longines выпустила 30-миллионные часы. И сразу отметила это событие коллекционной серией в количестве 990 экземпляров. Не убедили? Ладно, тогда убойный исторический факт. Известнейшая компания Omega стала массово производить часы и механизмы в 1879 г. Причем все детали для часов Omega создавались, правильно, фирмой Omega — от услуг смежников компания отказалась. К 1903 г. 800 рабочих «Омеги» уже выпускали 240 000 карманных часов (наручных тогда просто не было). Вручную?! Выпиливая надфилями миниатюрные шестеренки и шлифуя пальцами рубины?! Важнейшая заслуга швейцарских часовщиков заключается не только в создании уникальных механизмов и часов, но и в изобретении прецизионных станков и передовых технологий, позволивших превратить часы из предмета роскоши в вещь повседневного употребления! Заметьте, без потери качества.
Теперь об одном заблуждении, в которое нередко впадают неискушенные покупатели. Речь идет о герметичности часов. На циферблате или задней крышке часто присутствует надпись типа «3 атмосферы». Продавцы поясняют ее значение просто: 1 атмосфера эквивалентна давлению, создаваемому водяным столбом высотой 10 метров. То есть если на циферблате ваших часов написано о способности сохранять герметичность при давлении в 3 атмосферы, это автоматически означает их герметичность на глубине до 30 метров? Нет, нет и еще раз нет!
Герметичность современных часов проверяется в особом боксе, куда подается сжатый воздух – как не трудно догадаться, под давлением, которое должны выдержать тестируемые часы. Между тем их поведение в воздухе и воде (особенно морской) – это, как говорят одесситы, две большие разницы.
«Одноатмосферные» часы (те, которые у нас «ныряют на 10 метров») позволяют гулять под дождем, но купаться в них нельзя! «Трехатмосферные» часы способны вынести непродолжительное пребывание в водной среде, но нырять, даже на небольшие глубины, в них нельзя (наши продавцы заверяют, что можно, на 30 метров). Пятиатмосферные измерители времени без проблем переносят плавание на поверхности и неглубокое ныряние – в пределах 15 метров. Если вам нужны часы для дайвинга, то есть ныряния с аквалангом, то хронометры, не обеспечивающие герметичность при давлении менее 10 атмосфер, противопоказаны.
Часы и автомобили
Транспорт и швейцарские часы – это тема для отдельной книги. Многие читатели «Тест-Драйва» знают о том, что при поступлении на работу железнодорожники Российской империи безвозмездно получали в пользование карманные часы «Павел Буре». Возможно, потому русские поезда и ходили строго по расписанию, как швейцарские хронографы! То, что «Павел Буре» – швейцарская компания, не опечатка. И да не смутит вас кириллица на циферблате музейных и коллекционных экспонатов! Просто осознав, что Российская империя – это огромный и перспективный рынок сбыта, компания Paul Bure изменила маркетинговую политику: фирма стала поставлять в Россию готовые механизмы, а производство корпусов и окончательная сборка часов происходили на месте. Кстати, это один из первых примеров обхода таможенного законодательства — в конце 80-х гг. XIX столетия таможенные сборы на готовые карманные часы были просто фантастическими, а растаможивание механизмов и часовых деталей стоило копейки.
Между прочим, знаменитый российский хоккеист Павел Буре является прямым потомком основателей швейцарской часовой компании. И он уже решил, что будет делать после ухода из большого спорта. Павел Буре намерен возродить былую славу предков и реанимировать легендарную часовую фирму.
Но что это мы все о рельсах да о хоккее! Многие именитые часовые дома и компании давно представлены в автоспорте и тесно сотрудничают с автомобильными компаниями. Вот о них мы сейчас и поговорим…