Магия географии
Самым выдающимся гонщиком современной Формулы-1 является шестикратный чемпион мира, пилот команды Ferrari – Михаэль Шумахер, родившийся 3 января 1969 г. неподалеку от Керпена в городе Херт-Хюртмутхайм, Северная Рейн-Вестфалия. С четырех лет Михаэль гонял по двору на игрушечном карте с мотором от старого мотоцикла. Но, после того как он врезался в фонарный столб, родители решили, что ребенку безопаснее будет ездить по картинговой трассе в Керпен-Хорреме. Так в четыре года Михаэль стал самым молодым членом карт-клуба…
Невероятно, но в тех же местах прошли отрочество и юность другого выдающегося немецкого гонщика, графа Вольфганга фон Трипса…
«Волчонок» по прозвищу «Ириска»
4 мая 1928 г. в Кельне (Северная Рейн-Вестфалия) появился на свет граф Вольфганг Александр Бергхе фон Трипс – последний представитель 700-летней династии, единственный потомок имперского графа Эдуарда Бергхе фон Трипса и его супруги Терезы. Спустя несколько лет семья покидает кельнскую квартиру и переезжает в замок Хеммерс, расположенный вблизи Хоррема – маленького города, в картинг-клубе которого началась блестящая карьера Шумахера старшего.
В детстве отец часто брал с собой Вольфганга посмотреть на автомобильные гонки и неудивительно, что в возрасте 8 лет «волчонок», как называли маленького графа родители, впервые сел за руль отцовского 6-цилиндрового Opel Olimpia. В августе того же 1936 года мальчик изъявил желание стать автогонщиком. В юности Вольфганг получил прозвище Taffy («Ириска»). Скорее всего, за то, что он был слишком красив для гонщика и для графа.
Карьеру профессионального пилота фон Трипс начал достаточно рано. В 18 лет он получил от Энцо Феррари предложение выступать за Скудерию в гонках Формулы-1. Но дебют оказался для юного графа неудачным. На Гран-при Италии Taffy потерпел сокрушительное поражение, которое, как тогда казалось многим, должно было поставить крест на карьере гонщика благородных кровей. Однако после технической экспертизы в его болиде Lancia-Ferrari D50 нашли серьезные технические недоработки. Поэтому фон Трипсу простили проигрыш и предоставили еще один шанс показать себя. С 1957 по 1959 гг. Вольфганг фон Трипс небезуспешно вы-ступал за Ferrari.
Далее последовал непродолжительный перерыв, вызванный поисками лучшей команды и лучшего болида. В 1959 г. гонщик-граф провел две гонки за команду Porsche (Гран-при Монако и Гран-при Германии), а годом позже на Гран-при США выступал за Cooper. И все-таки «юношеская любовь» взяла свое, и тогда же фон Трипс вернулся в Ferrari, заняв третье место на Гран-при Португалии и шестое – в общем зачете.
Роковая удача
В 1961 г. в регламент Формулы-1 были внесены серьезные изменения. Главными нововведениями стали ограничение рабочего объема двигателя (не более 1500 см3) и запрет нагнетателей. Перед началом сезона команда Ferrari представила новый заднеприводный автомобиль Maranello-156 с 6-цилиндровым полуторалитровым двигателем мощностью 180 л. с. За характерные очертания «носа» модель «156» была прозвана «акулой». Для сравнения заметим, что мощность 4-цилиндрового двигателя Porsche достигала только 165 л. с., а британских BRM и Coventry-Climax – и вовсе не превышала 155 «лошадей».
XII чемпионат мира состоял из восьми Гран-при: Монако, Голландии, Бельгии, Франции, Англии, Германии, Италии и США. Первую гонку, проходившую в Монако, выиграл Стирлинг Мосс на Lotus-18. Вольфганг фон Трипс был классифицирован четвертым, хотя он и не добрался до финиша, попав в небольшую аварию на предпоследнем круге. Но уже со следующего этапа наступила эпоха «акул» из Маранелло.
Для фон Трипса чемпионат 1961 г. был самым удачным за всю карьеру гонщика. Он выиграл Гран-при Голландии, Англии и стал вторым в Бельгии. Специалисты были уверены в том, что в сезоне-1961, за 8 лет до рождения Шумахера, Вольфганг принесет Германии первый чемпионский титул в гонках Формулы-1. Тем более что перед этапом в Монце (Италия) команда Ferrari уже завоевала кубок конструкторов, а граф Вольфганг фон Трипс был лидером в чемпионате, имея на своем счету 33 зачетных очка и опережая своего партнера по команде Фила Хилла на 4 очка. Увы, то была роковая удача…