В первой половине ХХ века Япония не имела мощной автомобильной промышленности, но затем совершила настоящий скачек и вырвалась в мировые лидеры. Одним из столбов автопрома Страны Восходящего солнца является марка Nissan, празднующая в этом году свое 80-летие.
Компания Nissan выросла из небольшого предприятия Kwaishinsha Motor Car Works, основанного в 1911 году в Токио пионером автомобилистом Масухиро Хашимото. Три года спустя из его ворот выехал первый автомобиль собственной конструкции – Dat 1. Его название являло собой аббревиатуру и фамилий трех главных инвесторов проекта – Кенжиро Дена, Рокуро Аоямы и Мейтаро Такеучи. Компактная машинка с 15-сильным двигателем могла развивать 32 км/ч. Вскоре удалось наладить мелкосерийное производство, но большим спросом в небогатой тогда Японии модель не пользовалась. Даже после появления улучшенного Dat 41 ситуация не изменилась. Держаться на плаву компании помогало еще одно направление бизнеса – импорт американских автомобилей и станков. С 1925 года она сменила имя на Dat Jidosha. В 1932 году было выпущено около 150 компактных 2,7-метровых автомобилей Datsun 11 («сын Dat») с 500-кубовыми двигателями. Затем последовал 750-кубовый Datsun 13.
Datsun 11 1932 года
В конце 20-х годов в Японии появился мощный промышленный холдинг Nihon Sangyo, который сокращенно называли Nissan. Он приобрел Dat Jidosha в конце 1933 года и на ее основе было создано автомобильное подразделение Nissan Motor. Вскоре была достигнута договоренность о лицензионном производстве британских малолитражек Austin Seven под названием Datsun 14. Вскоре его даже начали поставлять на экспорт в Азию и Австралию. В то же время появился и логотип Nissan, состоящий из красного круга и синей полоски, символизирующих солнце и небо.
Datsun 14 1935 года
Со временем наряду с доступными Datsun появились и более дорогие модели под маркой Nissan. C 1937 года начался выпуск представительского Nissan 70 – лицензионной копии американского Graham Paige Special Six с 3,5-литровой 90-сильной «шестеркой» под капотом. За два года было изготовлено 5500 этих седанов. Также в линейке появились автобусы и фургоны серии Nissan 90.
Nissan 90, 1937 год
С началом войны предприятию пришлось переориентироваться на сборку грузовиков для армии, но в 1943 году заводские цеха были повреждены авиацией союзников и конвейер остановился. Запустили его только в 1946 году по решению американской временной администрации. Сначала там была налажена сборка небольших пикапов Datsun 1121. А в 1951 году увидел мир вседорожник Nissan Patrol – японская версия знаменитого Willys Jeep с более мощным 85-сильным двигателем.
Два года спустя модельный ряд пополнили лицензионные Austin A40 и A50. На их основе в 1958 году была создана и собственная модель – Datsun Bluebird. Небольшой 3,8-метровый седан с 0,9-литровой 25-сильной «четверкой» оказался столь успешным, что его даже начали поставлять в США. Он также выиграл чемпионат Австралии по ралли в своем классе.
Datsun Fairlady, 1960 год
С 1960 года в линейке Nissan появился седан среднего класса Cedric. При длине в 4,4 м он был самым большим японским автомобилем своего времени. Его оснащали и мощным 2,8-литровым 120-сильным бензиновым мотором, и дизелем мощностью 60 л. с. В списке опций появилась автоматическая трансмиссия. С этой моделью японская марка взялась покорять Европу. В это же время появился и полностью новый Patrol. Началось производство и первой спортивной модели – элегантного двухместного кабриолета Datsun Fairlady с 1,2-литровым двигателем мощностью 48 л. с.
Nissan Patrol 1960 года
Со временем компания открывала для себя все новые автомобильные сегменты. Так, в 1965 году был показан представительский седан Nissan President. Этот 5,0-метровый автомобиль получил кондиционер, электростеклоподъемники, электропривод водительского сиденья и даже антиблокировочную систему тормозов ABS. А 4,0-литровый 200-сильный V8 позволял легко развить 200 км/ч. Первый President подарили премьер-министру Японии, был такой седан и у советского генсека Леонида Брежнева.
Для популяризации марки в мире заводская гоночная команда начала принимать активное участие в самых различных соревнованиях. Сначала в 1965 году появился элегантный среднемоторный спортпрототип R380. Особенно успешно проявил себя Nissan Skyline GT-R 1968 года с 2,0-литровой 160-сильной рядной «шестеркой» под капотом. За четыре года купе победило в 49 гонках Японской автомобильной федерации. Хорошие ходовые характеристики и малый тираж (2000 единиц) сделали Skyline GT-R очень популярным среди коллекционеров.
Nissan 240Z 1969 года
Гораздо более массовым стало другое купе – Nissan 240Z. Элегантный автомобиль с длинным капотом и сдвинутым назад салоном стал культовой моделью своего времени. Его 2,4-литровый 160-сильный мотор позволял развивать 200 км/ч, а отлично настроенное шасси обеспечивало увлекательную управляемость. При этом 240Z был еще и очень доступным – стоил всего 3500 долларов. Не удивительно, что за десять лет удалось выпустить 150 тыс. этих машин, что очень неплохо для спортивной модели.
Nissan 280 ZX Turbo 1981 года
Топливный кризис середины 70-х подкосил многих автопроизводителей, в особенности американских. А вот в Nissan, наоборот, использовали эту возможность по максимуму. Оно и неудивительно, ведь в линейке марки было немало компактных и экономичных моделей. Так, автолюбители в Европе и Америке оценили достоинства Nissan Sunny, чей 1,2-литровый 70-сильный двигатель расходовал всего 8,2 л/100 км в смешанном цикле. Еще более экономичным стал небольшой 3,7-метровый Nissan Micra. А спортивные купе стали расходовать меньше благодаря внедрению турбонаддува: первым его получила модель 280 ZX 1981 года.
Nissan Maxima 1984 года
Для удовлетворения спроса заводы японской марки были открыты в Австралии, Великобритании, Испании, Мексике и США. В Nissan начали глобальное наступление. Палитра моделей была существенно расширена. Появились вседорожник Terrano, седан бизнес-класса Maxima, вэн Urvan. С 1984 года было решено отказаться от бренда Datsun, зато модели премиум-сегмента стали продавать под маркой Infiniti.
Nissan Terrano, 1986 год
Nissan R89 1989 года
Автомобили Nissan стали активнее участвовать в гонках: открыли для себя соревнования спортпрототипов группы С. Например, в 1989 году на автодромах сражался 950-сильный Nissan R89. Гоночные технологии были использованы и в серийных моделях. Так, Nissan 300ZX получил подруливаемые задние колеса, адаптивные амортизаторы и двигатель с двойным турбонаддувом мощностью 300 л. с., разгонявший автомобиль до 250 км/ч.
Nissan Skyline GT-R32, 1989 год
По-настоящему культовым стал Nissan Skyline GT-R32 1989 года. Это 280-сильное купе с полным приводом разгонялось до 100 км/ч за 5,6 с и демонстрировало отточенную управляемость. Оно не только нашло свыше 40 тыс. покупателей, но и легко победило в японском чемпионате JGTC и знаменитой австралийской гонке Bathurst 1000. За непобедимость Skyline GT-R32 окрестили «Годзиллой».
Nissan Titan 2007 года
В 90-х годах линейка Nissan была освежена. Появились хорошо знакомые нам Almera и Primera, Altima и Pathfinder. А в 1999 году японская компания подписала договор о сотрудничестве с Renault, результатом чего стало появление одного из крупнейших автоконцернов в мире.
За 80 лет Nissan прошел путь от небольшой мастерской до автогиганта, выпускающего по 5 млн. машин в год на заводах в 16 странах мира. В его линейке несколько десятков самых различных моделей: есть небольшие городские хетьчбэки и огромные пикапы вроде Titan. Традиции Skyline продолжает Nissan GT-R, а воплощением экологических технологий стал электромобиль Leaf. А в скором будущем планируют возродить и бренд Datsun.