Японский автопром – один из самых развитых в мире, но довольно молодой. Большинство марок приступили к производству автомобилей в 50-60-е годы на волне послевоенного «экономического чуда». Впрочем, есть и компании с более длительной историей. Среди них – Mitsubishi Motors, которая считается старейшей в Стране Восходящего солнца.
Концерн Mitsubishi – одно из самых старых промышленных предприятий в Японии, ведь появился он еще в 1870 году. Изначально сфера его деятельности включала тяжелую промышленность и судостроение. Идея создать первый в стране автомобиль родилась в начале ХХ века у Кояты Ивасаки, племянника основателя Mitsubishi. Промышленный потенциал мощного концерна это позволял. Собрав команду инженеров, Ивасаки начал работу. За основу взяли итальянский Fiat Tipo 3. Под названием Mitsubishi Model A новичок дебютировал в 1917 году. Кузов роскошного седана собирали вручную из кипариса. Бензиновая рядная «четверка» объемом 2,8 л развивала 35 л. с. и позволяла развить 32 км/ч.
Первый Mitsubishi Model A 1917 года
Однако, Model A оказался слишком дорогим и в небогатой Японии его мало кто мог себе позволить. А местная элита отдавала предпочтение импортной технике, так что за четыре года изготовили только 22 машины.
Первый автобус Mitsubishi B46 1932 года
Несмотря на это, в Mitsubishi не отказались от идеи создания автотранспорта. В 1932 году увидел мир 38-местный автобус В46. А два года спустя представили инновационный концепт-кар PX33. Он получил 6,7-литровый 70-сильный дизель с непосредственным впрыском топлива и постоянный полный привод. Но дальше четырех прототипов дело не пошло, так как у японского правительства были иные приоритеты. Компании пришлось переключиться на выпуск военной техники – например, знаменитых истребителей А6М Zero. А вот дизельные двигатели нашли применение в грузовиках Mitsubishi.
Mitsubishi PX33 1937 года
По-настоящему заняться автомобильной техникой в Mitsubishi смогли после окончания Второй мировой войны. Уже в 1946 году, несмотря на разруху удалось запустить в производство автобус В1 и оригинальный трехколесный пикап Mizushima с 740-кубовым 15-сильным мотором. Недорогое транспортное средство пришлось по душе японцам. С 1954 года началась лицензионная сборка американских Willys Jeep, а пять лет спустя представили еще одну трехколесную модель – Mitsubishi Leo. Грузовики же начали производить под отдельной маркой Mitsubishi Fuso.
Легендарный истребитель Mitsubishi A6M Zero
В 1960 году появился компактный Mitsubishi 500. Заднемоторный 3,1-метровый седан с 500-кубовым двухтактным двигателем мощностью 21 л. с. стал первой массовой моделью японской марки. Он неплохо проявил себя и в гонках – успешно выступил в Гран-при Макао.
Mitsubishi Mizushima, 1947 год
Через год увидел мир небольшой пикап Mitsubishi 360. Его цифровое обозначение указывало на рабочий объем двигателя. Он развивал 17 л. с. и позволял развить 80 км/ч и перевозить до 200 кг груза. Вскоре появилась версия с кузовом универсал, подготовили и седан, получивший название Minica. «Семейство» выпускали на протяжении семи лет и их успех подтолкнул руководство Mitsubishi отказаться от трехколесной техники.
Первый массовый Mitsubishi 500 1960 года
В 1962 году на смену Mitsubishi 500 пришел Colt 600. Он подрос до 3,4 м и получил 600-кубовый 25-сильный двигатель. А год спустя появилась модель среднего класса Colt 1000. Она была крупнее и переднемоторной, а 1,0-литровую 51-сильную «четверку» можно было дополнить полуавтоматической трансмиссией.
Mitsubishi Minica, 1962 год
Вскоре появились и более дорогие Mitsubishi: так в 1964 году показали представительский седан Debonair. Его оснастили 2,0-литровым шестицилиндровым двигателем мощностью 105 л. с. и 3-ступенчатый «автомат». Автомобиль получился настолько удачным, что находился в производстве вплоть до 1986 года.
Mitsubishi Colt 600 1962 года
Линейку Mitsubishi Colt тем временем разделили на две модели. Более доступными считались хетчбэки Colt 800 и 1100 тогда, как седаны и универсалы Colt 1200 и 1500 были крупнее и дороже. Позже на смену последним пришел Mitsubishi Galant. Он отличался современным граненым дизайном и получил новые двигатели объемом 1,4 и 1,6 л. Galant вышел на мировой рынок: договор о партнерстве с Chrysler позволил продавать его в США под названием Dodge Colt. Появилось и купе Galant GTO с 1,6-литровым 125-сильным мотором.
Mitsubishi Debonair 1964 года
С 1970 года автомобильное подразделение Mitsubishi Motor получило независимость от материнского концерна. В 1973 году увидел мир Mitsubishi Lancer, который позиционировали классом ниже, чем Galant, хотя получил те же двигатели. Его начали продавать в Северной Америке и Австралии. Lancer принес первые успехи в ралли – в 1974 и 1976 годах выигрывал сложную гонку «Сафари». С 1978 года Colt и Lancer стали родственными моделями: первый предлагали как хетчбэк, второй – как седан или универсал.
Mitsubishi Galant 1969 года
В 80-х годах модельный ряд марки стал гораздо более разнообразным: появились пикап L200, мини-вэны Delica и Space Wagon, вседорожник Pajero. Последний оказался очень популярным, ведь сочетал хорошие качества на бездорожье с комфортом. Например, он стал первым японским автомобилем с гидроусилителем руля и турбодизелем. Можно было выбрать и 3,0-литровый V6. В 1985 году Mitsubishi Pajero продемонстрировал свои способности, победив в знаменитом ралли «Париж-Дакар».
Mitsubishi L200 1970 года
Новомодным на то время турбонаддувом начали оснащать и бензиновые двигатели. В частности, в 1982 году показали купе Mitsubishi Colt Starion. Его 2,0-литровый 170-сильный турбомотор давал возможность достичь 210 км/ч и разогнаться до 100 км/ч за 8,3 с.
Mitsubishi Lancer 1973 года
Компания нарастила производство и открыла новые предприятия. Автомобили начали собирать в Австралии, Голландии, США, Таиланде, Филиппинах и ЮАР. Даже в социалистическом Китае наладили сборку японских автомобилей. Концерн Chrysler тем временем приобрел 20% акций Mitsubishi.
Mitsubishi Pajero, 1982 год
С начала 90-х годов линейку пополнили представительский седан Diamante, компактный мини-вэн Space Runner и купе Eclipse, появились очередные поколения Colt, Lancer, Galant и Pajero. Выделялось спортивное купе 3000 GT. Автомобиль с клиновидным дизайном получил 3,0-литровый 280-сильный V6 с турбонаддувом, позволявший разгоняться до 100 км/ч за 5,8 с и развивать 250 км/ч. Его оснастили полным приводом и поворачивающимися задними колесами.
Mitsubishi 3000GT 1990 года
Именно в этот период японская марка добилась наибольших успехов. Легендарный финский гонщик Томми Мякинен за рулем Mitsubishi Lancer Evolution четырежды (в 1996-1999 годах) выигрывал чемпионат мира по ралли WRC. Мелкими сериями начали выпускать и серийный вариант Lancer Evolution с 2,0-литровым 280-сильным турбомотором и полным приводом. А с 2001 по 2007 год Mitsubishi Pajero Evolution не было равных в ралли «Париж-Дакар», причем впервые этот сложный и изнурительный марафон выиграла женщина – Юта Кляйншмидт.
Культовый Mitsubishi Lancer Evolution VI 2000 года
В Mitsubishi сделали ставку на современные технологии. В частности, с 1996 года массово используются двигатели с непосредственным впрыском топлива GDI. Появилась и система полного привода SuperSelect 4WD, позволившая подключать переднюю ось во время движения.
Mitsubishi Pajero Evolution — семикратный победитель ралли Париж-Дакар
В начале нового тысячелетия у Mitsubishi появился новый партнер – концерн PSA Peugeot-Citroen. В 2009 году в линейке марки присутствует электромобиль i-MiEV с 63-сильным двигателем, способный проехать до 100 км без подзарядки. Можно вспомнить и гибриды Mitsubishi Outlander PHEV, и спользуемые украинской полицией. Появились компактные вседорожники ASX и Eclipse Cross, традиционно популярен и L200. А вот культовый Lancer Evolution в 2016 году сняли с производства.
Электромобиль Mitsubishi i MiEV 2010 года
С 2017 года Mitsubishi стала частью концерна Renault-Nissan. Свое столетие компания встречает накануне грандиозной революции – в ближайшие годы появятся свыше десятка новых моделей.
Гибриды Mitsubishi Outlander PHEV украинской полиции