Наверное, ни для кого не секрет, что Jeep – старейший производитель вседорожников в мире. Собственно, немецкая компания стояла у истоков создания этого сегмента. Даже слово «Джип» уже давно закрепилось в быту и обозначает любой вседорожник. В нынешнем году Jeep празднует 80-летие.
Всего выпустили 645 тыс. Willys для армии
Первый Jeep – творение компании Willys-Overland, а его история началась в июле 1940 года, когда американская армия огласила тендер на создание легкового автомобиля повышенной проходимости. Требования военных оказались серьезными: автомобиль должен был иметь полный привод с понижающей передачей, развивать скорость свыше 80 км/ч и помещать не менее трех человек, но при этом весить менее 600 кг, иметь высоту не более 914 мм и колесную базу в 1905 мм. Столь скромные размеры объяснялись просто – машину планировали транспортировать на десантных судах.
Гражданский Jeep CJ-2A 1946 года
На пропозицию отозвались три претендента – American Bantam, Ford и Willys-Overland. Высшее руководство армии постановило подготовить первые прототипы за 49 дней. Все участники справились с этим заданием и на первом этапе победил автомобиль от American Bantam, но производственных мощностей предприятия не хватало, чтобы выпускать его в больших количествах. Соревноваться продолжили два других проекта. В Willys-Overland взялись немного модернизировать – снизили массу до 578 кг и установили более мощную 2,2-литровую 60-сильную «четверку», которая позволила развивать 104 км/ч.
Willys Jeep Station Wagon 1949 года
Именно эта модель одержала победу и в 1941 году начали ее выпуск под названием Willys MA. Интересно, что главного конкурента, Ford, также подключили к изготовлению МА. Эту версию назвали GPW – от английского General Purpose Willys («многоцелевой Willys»). Именно это сокращение (оно звучит как «Джипивиллис») на сленге военнослужащих вскоре превратилось в Jeep. Интересно также, что авторство фирменной «зубастой» радиаторной решетки также принадлежит Ford. У оригинального MA она была иной, но новая конструкция оказалась менее трудоемкой при массовом производстве. Вскоре ее применили на всех Willys новой модификации МВ.
Willys Jeepster 1948 года
Во Вторую мировую войну Willys стал воистину легендарным, ведь он принял участие во всех важнейших событиях на разных фронтах. Jeep служил командно-штабным и санитарным автомобилем, на него устанавливали крупнокалиберные пулеметы, он буксировал легкие пушки. Совместными усилиями выпустили 645 тыс. этих вседорожников: большинство из них использовали армии США, но по ленд-лизу их отправляли в Великобританию и СССР.
Jeep CJ-5 1955 года
В 1944 году, когда победа союзников уже не вызывала сомнений, в Willys задумались над возможностью создания гражданской версии вседорожника для рабочих и фермеров. Выпускать его начали с августа 1945 года под названием CJ-2A. Аббревиатура расшифровывалась как Civil Jeep («Гражданский Jeep»). Автомобиль мало чем отличался от военного варианта. Разве что ему добавили пневматический привод стеклоочистителей, откидной задний борт, запасное колесо и зеркало заднего вида. К тому же, улучшили отделку сидений и расширили палитру цветов – теперь Jeep был доступен не только в окраске типа «хаки». За четыре года выпустили около 215 тыс. вседорожников. Вскоре появились модернизированные CJ-3A и CJ-3B, отличающиеся иной передней частью и более мощным 76-сильным мотором.
Jeep FC-150 1957 года
Параллельно с CJ наладили выпуск и семейного Jeep Station Wagon. Автомобиль обрел металлическую крышу, деревянные боковины и двери. Его колесную базу увеличили до 2654 мм, что позволило установить в салоне семь мест. К тому же, для Station Wagon предложили 2,6-литровую рядную «шестерку» мощностью 90 л. с. На его основе также создали пикап и фургон.
Jeep M151 1962 года
Поначалу в Willys планировали выпускать не только вседорожники: так, в 1948 году представили Jeepster – элегантный четырехместный кабриолет на платформе CJ. Эту модель предлагали исключительно с задним приводом и, наверное, из-за этого она не пользовалась большой популярностью. Jeepster сняли с производства в 1951 году.
Jeep Wagoneer 1963 года
В 1953 году компания Willys-Overland была куплена фирмой Kaiser. Новые владельцы взялись немного обновить модельный ряд Jeep. В частности, подготовили небольшой бескапотный грузовик Forward Control, а для армии создали усовершенствованный Jeep M38А1. Вскоре на его основе спроектировали и гражданский CJ-5, оказавшийся настоящим долгожителем: его выпускали с 1955 по 1983 год и всего собрали около 600 тыс. единиц.
Jeep Gladiator 1963 года
CJ-5 немного обновили внешность и увеличили до 2057 мм колесную базу. Поначалу вседорожник оснащали проверенным 2,2-литровым двигателем, но затем представили модификацию с 3,7-литровым V6 от Buick мощностью 155 л. с. Он улучшил динамику и тягу на низких оборотах. Появился и более просторный, удлиненный на 50 см CJ-6. Jeep стал не только «рабочей лошадкой», но и моделью для любителей активного способа жизни.
Jeep Jeepster Commando 1967 года
С 1959 года для армии начали выпускать полностью новый Jeep M151. Несущий кузов сделал его просторнее, а независимая подвеска всех колес улучшила комфорт езды. M151 использовали в войсках вплоть до 1999 года.
Электромобиль Jeep DJ-5E
Настоящей сенсацией стал Jeep Wagoneer, представленный в 1962 году. Автомобиль сочетал в себе черты комфортабельного авто бизнес-класса и вседорожника. Он получил дорогую отделку салона, а в качестве опций предложили радио, гидроусилитель руля, кондиционер и автоматическую трансмиссию. Базовую модификацию оснастили 3,8-литровой 140-сильной «шестеркой», а за доплату был доступен 5,4-литровый V8 мощностью 250-270 л. с. С ним Wagoneer развивал 160 км/ч. Комфорт улучшала независимая передняя подвеска.
Jeep Cherokee 1975 года
Вскоре подготовили укороченную трехдверную модификацию, названную Cherokee и пикап Gladiator. А в 1966 году возродили и Jeepster, но теперь это был не кабриолет, а компактный вседорожник на базе CJ-5.
Jeep Wagoneer 1978 года
Дела компании шли неплохо, чего не скажешь о Kaiser, чьи автомобили продавались очень слабо. Вот почему в 1970 году Jeep снова сменил владельца – перешел «под крыло» концерна American Motors (AMC). Два года спустя новые хозяева предоставили свежие двигатели – 4,2-литровую «шестерку» мощностью 110 л. с. и 5,0-литровый 150-сильный V8. А у Wagoneer самый могучий 6,6-литровый мотор развивал 215 л. с.
Jeep CJ-7 1979 года
Столь низкие показатели объясняются жесткими экологическими требованиями, вступившими в США. Масла в огонь добавил и резкий скачек цен на топливо. В АМС даже попробовали бороться с этим с помощью электромобиля Jeep DJ-5E. Его 30-сильный двигатель позволял развить 53 км/ч, а аккумуляторы обеспечивали пробег в 47 км. Новинка заинтересовала почтовую службу США, которая приобрела 352 DJ-5E.
Новые времена заставили по-иному взглянуть на линейку Jeep. Популярность моделей стали поднимать, улучшая их качество и комплектацию. Так, Wagoneer 1978 года можно было оснастить электроприводами передних сидений и задней двери, дисковыми тормозами, центральным замком, кожаным салоном, круиз-контролем. Пусть цена достигла 10 500 долларов, что сравнимо со стоимостью Cadillac того времени, но годовые продажи модели возросли до 28 тыс. единиц.
Jeep Cherokee 1984 года
Для усовершенствованного Jeep CJ-7 также предложили новшества – жесткую пластиковую крышу, автоматическую коробку переключения передач, новую полноприводную трансмиссию с самоблокирующимся центральным дифференциалом. Начали выпуск и версии CJ-8 с кузовом пикап.
Jeep Wrangler 1987 года
В середине 80-х годов линейка Jeep претерпела изменения. Сначала представили полностью новый Cherokee. Его дизайн разработали совместно с Renault (АМС тогда сотрудничали с французской фирмой), а главным новшеством конструкции стал несущий кузов, что существенно снизило массу и высоту вседорожника. На выбор предложили 2,5-литровый 117-сильный четырехцилиндровый или 4,0-литровый 177-сильный шестицилиндровый двигатели, а позже появился и 2,5-литровый турбодизель мощностью 140 л. с. Автомобиль можно было выбрать с постоянным либо подключаемым полным приводом, предлагали и раздаточную коробку. Jeep Cherokee оказался очень популярным и оставался на конвейере вплоть до 1999 года.
Jeep Grand Cherokee 1993 года
Второй новинкой стал Jeep Wrangler, сменивший в 1986 году долгожителя CJ, так как за 45 лет конструкция Willys порядком устарела. Wrangler был очень похож на предшественника, но использовал новые узлы и агрегаты.
Jeep Patriot 2007 года
Концерн АМС, по сути, существовал исключительно благодаря успеху Jeep. В 1987 году его активы были выкуплены Chrylser, что обозначило начало современного этапа в истории марки. Финансовые ресурсы нового владельца позволили нанять талантливого конструктора Лари Шиноду и известного итальянского дизайнера Джорджетто Джуджаро для создания наследника Wagoneer. Дебютировал он в 1992 году, а назвали его Jeep Grand Cherokee.
С 2007 года у Jeep Wrangler есть и пятидверная версия
Вседорожник продолжил традицию предшественника и был переполнен новыми технологиями. ABS и 2 подушки безопасности значились в «базе», а среди опций можно было найти подогрев сидений, система бесключевого доступа, пневмоподвеску, бортовой компьютер, люк в крыше, память на настройки кресел. Начальная версия получила 4,0-литровый мотор от Cherokee, а за доплату предложили V8 объемом 5,2 л (225 л. с.) и 5,9 л (245 л. с.). Самый мощный вариант разгонялся до 100 км/ч за 7,3 с и достигал 200 км/ч.
Jeep Grand Cherokee 2010 года
В составе Chrylser марка расцвела, а смена моделей стала происходить чаще. Так, уже в 1997 году представили новый Wrangler, а затем – Grand Cherokee и Cherokee. Положительно сказалось и создание концерна Daimler-Chrysler, ведь Grand Cherokee 2005 года и его наследник (нынешняя модель) стали использовать платформу Mercedes-Benz M-Class. Появились небольшие Patriot и Compass, а Wrangler 2007 года впервые в истории стал четырехдверным.
Jeep Renegade 2015 года
С 2014 года Jeep является важной частью концерна Fiat Chrysler Automobiles и с того времени активно наращивает продажи. Если 10 лет назад он выпускал 500-600 тыс. авто ежегодно, то теперь – 1,4-1,5 миллиона. Линейка марки широка, как никогда – она включает как культовый Wrangler (новое его поколение побывало у нас на тесте), так и компактный Renegade, созданный на платформе Fiat 500X. Постепенно появляются гибридные версии, а вскоре ожидается и новый флагман – возрожденный Jeep Wagoneer.