В автомобильной истории США 60-70-е годы считаются «золотым» периодом. В то время появился знаменитый класс muscle cars («мускулистых автомобилей») – больших купе и кабриолетов с мощными V8 под капотом. Одним из самых легендарных представителей этого сегмента был Dodge Charger. В нынешнем году знаменитой модели выполнилось 55 лет.
Концепт-кар Dodge Charger II, 1965 год
Серийный Dodge Charger показали 1 января 1966 года
Как ни странно, первый Dodge Charger создали специально под уже существующий двигатель. В начале 60-х годов концерн Chrysler разработал новую версию знаменитого V8 Hemi с полусферическими камерами сгорания. Поначалу 7,0-литровый двигатель установили на полноразмерные Dodge Coronet и Plymouth Belvedere. Однако они были слишком тяжелыми даже для 425-сильной «восьмерки», поэтому в Dodge начали разработку нового купе на укороченной платформе Coronet. Сначала в 1965 году публику заинтриговали стремительным концептом Charger II. Он привлекал внимание выдвижными фарами и большим углом наклона задних стоек крыши. А 1 января 1966 года презентовали и серийный Dodge Charger.
У задних стоек крыши – большой угол наклона
В салоне появилась прогрессивная с электролюминесцентная подсветка
С виду 5,2-метровое купе практически не отличалось от своего прототипа. Оригинально выглядел и салон с электролюминесцентной подсветкой и четырьмя отдельными сиденьями. Среди опций были автоматическая трансмиссия, кондиционер и задний спойлер.
Гордость Charger – 7,0-литровый 425-сильный V8 Hemi
С V8 Hemi купе разгонялось до 100 км/ч за 6,5 с, а максимальную скорость ограничили на отметке в 215 км/ч. Но поскольку такой мотор был весьма дорогим, то предложили и другие «восьмерки» — 5,2-литровую 230-сильную, 6,3-литровую 325-сильную и 7,2-литровую 375-сильную. В результате, из 37 тыс. Dodge Charger 1966 года лишь 468 купе были оснащены V8 Hemi, для которого и создали модель.
Dodge Charger второго поколения, 1968 год
Флагманская версия Dodge Charger R/T 1969 года
Charger Hemi сразу заявил о себе на гоночных трассах. В серии NASCAR за год автомобили одержали 14 побед, а пилот Дэвид Пирсон стал чемпионом.
Обтекаемый Dodge Charger Daytona 1969 года развивал 330 км/ч
Но уже год спустя спрос на Dodge Charger резко упал и уровень производства сократился вдвое. Причиной стали новые модели у конкурентов – обновленные Chevrolet Chevelle, Ford Fairlane и Pontiac GTO. Поэтому в Dodge оперативно взялись за разработку полностью нового Charger.
Dodge Charger Daytona принес Бобби Айзаку чемпионский титул NASCAR в 1970 году
Второе поколение купе представили уже в 1968 году. Платформу ему оставили прежнюю, а вот дизайн радикально преобразился. Charger стал элегантнее, а его профиль – более вытянутым. Длина достигла 5,3 м, а вот высоту уменьшили до 1,35 м. Но при этом автомобиль стал легче, что улучшило его динамику даже при неизменных двигателях.
Dodge Charger 1970 года
С 425-сильным Hemi разгон до 100 км/ч занимал 5,3 с. Поскольку ограничитель скорости убрали, то можно было легко достичь 255 км/ч. Флагманским двигателем оснащали особые модификации R/T Hemi и Charger 500, они также получили передние дисковые тормоза, улучшенные рулевое управление и подвеску. Салон декорировали кожей и деревом.
Третье поколение Dodge Charger, 1971 год
Dodge Charger 1973 года
Однако двигатель Hemi остался раритетом: из 96 тыс. Charger 1968 года его получили лишь около тысячи. Тогда поклонников сверхмощных двигателей решили привлечь более доступной модификацией R/T Six Pack. Такое купе оснастили 7,2-литровым двигателем с тремя двухкамерными карбюраторами. В результате этого, мощность достигла 390 л. с., а динамика была не намного хуже, чем у Hemi – 5,7 с до 100 км/ч. К тому же, этот двигатель был лучше приспособлен для повседневной езды, чем высокооборотистый и практически гоночный Hemi.
В 1974 и 1975 годах Ричард Петти выигрывал чемпионат NASCAR на Dodge Charger
На первых порах новый Dodge Charger не смог повторить успех своего предшественника в гонках. Поэтому для NASCAR создали особую обтекаемую версию модели – Charger Daytona. Спереди купе получило заостренный «нос» с выдвижными фарами, а сзади – огромное антикрыло. Коэффициент лобового сопротивления снизили до 0,28, что неплохо даже по современным меркам.
Dodge Charger 1975 года
На скоростных овальных трассах Dodge Charger Daytona развивали 330 км/ч и в 1970 году принесли Бобби Айзеку чемпионский титул в NASCAR, а команде Dodge – первое место в командном зачете. Поскольку для гонок требовалось выпустить партию серийных Daytona, то собрали 503 таких купе.
Dodge Charger 1983 года стал переднеприводным
Третье поколение модели появилось в 1971 году. Купе прибавило в весе, а его дизайн стал менее агрессивным. Новые экологические стандарты и рост цен на нефть заставили сначала уменьшить мощность двигателей, а год спустя – и вовсе отказаться от версии Hemi (всего выпустили менее сотни Dodge Charger 1971 года с этим мотором). Самый мощный 7,2-литровый R/T Six Pack развивал 330 л. с.
Генерал Ли — Dodge Charger из известного сериала «Дюки из Хаззарда»
Появился и экономичный вариант с 3,7-литровой рядной «шестеркой». Поэтому в Dodge переориентировались на улучшение комфорта: предложили новые варианты отделки салона, комфортабельные сиденья, электростеклоподъемники, люк в крыше. Зато в NASCAR купе отлично себя проявило: знаменитый гонщик Ричард Петти за его рулем стал чемпионом 1974 и 1975 годов.
Dodge Charger из фильма «Форсаж»
В 1975 году Charger окончательно потерял свой стиль и стал угловатым купе на платформе Chrysler Cordoba. Помимо невыразительного дизайна, огорчали и характеристики. Ведь самый мощный двигатель развивал всего 200 л. с. В таком виде автомобиль выпускали до 1978 года и особо большим спросом он не пользовался.
Dodge Charger Daytona из мультфильма «Тачки»
На протяжении пяти лет модели Charger не было в линейке Dodge, однако в 1983 году ее решили обновить. Но это было уже совсем другое купе – компактное (4,4 м), переднеприводное и с 2,2-литровым четырехцилиндровым турбомотором мощностью 107 л. с. От былой славы осталось лишь имя. Не сильно поспособствовали успеху и специальные 145-сильные версии от знаменитого гонщика Кэрролла Шелби. Поэтому в 1987 году Charger сняли с производства.
Возрожденный Dodge Charger 2005 года стал седаном
Полицейский Dodge Charger SRT8 2012 года
Но для американцев Charger уже давно стал культовым автомобилем. О нем пели Bon Jovi, именно оранжевый Dodge Charger 1969 года стал главным героем известного сериала «Дюки из Хаззарда» и даже получил собственное имя Генерал Ли. Конечно же, можно вспомнить и Charger из фильмов «Форсаж». Даже в популярном мультфильме «Тачки» присутствует персонаж, напоминающий Dodge Charger Daytona. Кстати, озвучивал его никто иной, как сам Ричард Петти.
Dodge Charger 2011 года
Так что нет ничего удивительного в том, что в 2006 году знаменитую модель возродили. Пусть теперь это не купе, а седан, но автомобиль получил и задний привод, и новое поколение двигателя V8 Hemi. В самом мощном Charger SRT8 эта 6,1-литровая «восьмерка» развивала 425 л. с. Оценила автомобиль и полиция США.
Dodge Charger SRT Hellcat Redeye 2020 года получил 800-сильный V8 Hemi
Династия Dodge Charger продолжает свое существование. Нынешнее поколение модели выпускают с 2011 года. Линейку расширил ураганный вариант Hellcat с 707-сильной компрессорной версией 6,2-литрового Hemi, а не так давно появилась и 800-сильная модификация Redeye. Автомобиль разгоняется до 100 км/ч за 3,5 с и развивает 326 км/ч, то есть является самым быстрым в мире седаном. Такие характеристики делают его действительно достойным громкого имени Charger.